Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:00, дипломная работа
Образование в современном мире играет огромную роль. Оно является источником получения того комплекса знаний, который будет необходим каждому выпускнику при будущем трудоустройстве.
Заключительным этапом обучения в университете, и самым важным, является дипломное проектирование. Выпускная квалификационная работа представляет собой уникальный проект, в котором дипломник проявляет теоретическую подготовку и умение применять полученные в ходе обучения знания на примере конкретных разработок.
Дипломное проектирование является сложной задачей, требующей ее решения как со стороны самих студентов-дипломников, так и со стороны сотрудников различных кафедр университета.
Введение 3
1 Общесистемная часть 5
1.1 Технико-экономическая характеристика объекта 5
1.2 Экономическая сущность разрабатываемого комплекса задач 13
1.3 Технико-экономическое обоснование необходимости разработки экономической информационной системы (ЭИС) 21
1.4. Концептуализация разработки ЭИС 25
2 Проектная часть 32
2.1. Описание постановки задачи (комплекса задач 33
2.2. Информационное обеспечение комплекса задач 34
2.3. Организация программного обеспечения 43
2.4. Описание комплекса технических средств 66
3 Расчет экономической эффективности 68
3.1 Исходные данные для расчета 69
3.2 Расчет экономической эффективности системы 71
3.2.4 Расчет результатов от создания и использования ИС (или ожидаемой условно-годовой экономии) 82
3.3 Результаты расчета 87
4 Безопасность и экологичность проекта 90
4.1 Идентификация и анализ опасных и вредных факторов на рабочем месте ………………………………………………………………………………… 91
4.2 Расчет производственного освещения 101
Заключение 105
Список литературы 106
Итоговая аттестация (заслушивание) выпускника осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Минобразованием России [33]. При получении положительной оценки на защите ВКР выпускнику присуждается квалификация (степень). Вручение диплома о высшем профессиональном образовании производится после оформления выпускных документов (рисунок 1.2).
Рис. 1.2 – Основные этапы организации дипломного проектирования
Дипломное проектирование осуществляется согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)», утвержденного Министерством образования Российской Федерации приказом №686 от 14 марта 2000г., Лицензии № 4365 от 20.04. 2002 г. по специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике» и выполняется в соответствие с Примерным учебным планом специальности 080801 «Прикладная информатика (по областям)». Данный процесс не противоречит Федеральному закону об «образовании» от 19 июля 1996 года №12-ФЗ (последние изменения от 1 декабря 2007 г.), Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.), Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
Процесс дипломного проектирования (включая стадии подготовки) уникален в рамках каждой специальности как по содержанию, так и по временным рамкам. Но существует относительно строгая последовательность этапов, которую выпускник обязан пройти в процессе выполнения дипломного проекта (работы), и примерные временные сроки, в течение которого необходимо произвести реализацию данного процесса.
Для повышения контроля реализации процесса проектирования следует организовать информационную поддержку студента – выпускника как со стороны работников и преподавателей Университета, так и для самих сотрудников. Необходимость организации информационной поддержки обуславливается недостаточной полнотой информации о процессе дипломного проектирования на выпускающей кафедре.
Поэтому
в целях повышения
1.2
Экономическая сущность
1.2.1 Анализ существующих
методик решения комплекса
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в вузе и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектированию экономических информационных систем с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области.
Задачи дипломного проектирования вытекают из стадий реализации процесса подготовки и выполнения дипломного проекта, они заключаются в следующем – это прохождение преддипломной практики, сдачи междисциплинарного государственного экзамена, выполнения выпускной квалификационной работы и защиты дипломного проекта, в результате которых студент-выпускник получает диплом о высшем профессиональном образовании. Процесс дипломного проектирования должен находиться под управлением выпускающей кафедры и квалифицированных преподавателей и других экспертов предметной области [21].
В настоящее время, методика выполнения дипломного проекта заключается в выдаче методических указаний по дипломному проектированию (в печатной или электронной форме) и проведение устных консультаций с выпускником специалистами кафедры и преподавателями-консультантами по разделу обеспечения безопасности жизнедеятельности и общеэкономической части. Также в качестве справочной информации о процессе дипломного проектирования может использоваться государственный образовательный стандарт и положение о дипломном проектировании по специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)».
Существующие методические указания имеют весьма общий характер и описывают только примерный перечень вопросов, который необходимо раскрыть в рамках дипломного проекта. Они формируются одним или несколькими преподавателями и затем утверждаются на заседании кафедры. Руководствоваться ими следует всем студентам, находящимся на дипломном проектировании. Однако разработка дополнительных методических пособий позволит отразить более полный комплекс требований и рекомендаций к выполнению проекта и конкретизировать их под специфику предметных областей.
Также основной из проблем является нехватка часов консультаций для студентов-выпускников. Одной из причин этого служит увеличение нагрузки на преподавателей в связи с возросшим числом студентов (как на дипломных руководителей, так и на преподавателей-консультантов) – в среднем, на каждого руководителя приходиться от 6 до 12 выпускников. На консультирование каждого из них отводится 1 академических час в неделю, что является недостаточным по причинам большого разнообразия тематик дипломных проектов, а также ввиду наличия работающих студентов, которые не успевают посещать консультации в назначенные часы из-за загруженного рабочего графика.
Следует отметить, что в процессе устных консультаций при личном контакте консультанта и выпускника, последний получает большую часть информации (сведений) и рекомендаций для выполнения дипломного проекта (работы). Отсутствие консультаций или неприсутствие студентов-выпускников на них приводит к усложнению процесса контроля за ходом работы над дипломным проектом (рисунок 1.3).
С учетом всего вышесказанного, в качестве задач оптимизации существующего процесса следует обозначить минимизацию временных и трудовых затрат на процесс консультирования и повышение возможностей контроля за выполнением частей дипломного проекта (работы).
Увеличение количества выпускающихся студентов привело к привлечению дополнительного числа преподавателей на роль дипломных руководителей. Среди них имеются те сотрудники, которые впервые ведут студентов-дипломников, и те, которые совмещают работу в Университете с работой на своем основном предприятии.
На данный момент из 31 преподавателя, взявшего студентов на дипломное проектирование, двое преподавателей ведут дипломников первый год и 12 руководителей работают по совместительству (причем среди них также имеются те, кто впервые выступают в роли дипломных руководителей). Следует отметить, что большая часть из них не имеет четкого представления о формате и содержании дипломного проекта (работы) в силу неопытности и незнания специфики подготовки студентов. Также, отсутствие возможностей регулярного посещения руководителями-совместителями заседаний кафедры приводит к несвоевременному получению ими новой информации и возможности отставания их студентов от графика выполнения дипломного проекта.
После окончания выполнения расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту (работе), студент-выпускник обязан заполнить ряд документов и получить подписи дипломного руководителя, преподавателей-консультантов, рецензента, нормоконтролера и заведующего кафедрой, затем документы подшиваются к расчетно-пояснительной записке. Однако в процессе заполнения бланков документов допускается немало ошибок, что влечет за собой исправления и повторное заполнение документов [21].
Устранение
вышеприведенных недостатков
1.2.2
Формулировка задачи
Анализ существующей методики выявил большой ряд недостатков, который не позволяет рационально управлять процессом дипломного проектирования. Он включает:
1)
размытое представление о
2)
отсутствие четкого списка
3)
недостаточный и
4) отсутствие примеров корректного заполнения форм документов, подшиваемых к расчетно-пояснительной записке выпускной квалификационной работы;
5)
неравномерное распределение
6) недостаток назначенных часов консультаций и др.
Поэтому, в целях устранения вышеприведенных недостатков необходимо разработать типовой план-график дипломного проектирования с перечнем необходимых документов в электронной форме и примерами их заполнения. Также следует составить список рекомендаций для процесса управления дипломным проектированием.
Результаты
разработки необходимо будет разместить
на портале выпускающей кафедры
с целью обеспечения быстрого
доступа (посредством Internet) к информационно-справочной
документации преподавателей и
сотрудников кафедры и
Благодаря высокой скорости передачи сообщений посредством Internet и планируемому постоянному мониторингу со стороны сотрудников выпускающей кафедры выполнения разделов выпускной квалификационной работы, будет возможна выдача коррекционных отметок и рекомендаций через обмен электронными сообщениями, что значительно минимизирует явные и неявные затраты времени на процессы консультирования и упростит процесс отслеживания хода работы над дипломным проектом (работой).
Типовой план-график выполнения дипломного проектирования позволит обозначить точный состав участников и их обязанности на каждом этапе проектирования и равномерно распределить учебную нагрузку.
Формирование такого графика отчасти разрешит проблему дипломных руководителей, не имеющих должного опыта по подготовке дипломников – календарное представление процесса дипломного проектирования и список рекомендаций к нему позволит ознакомиться с общими положениями о дипломном проектировании, получить наиболее точную информацию о рамках процесса, тематике, последовательности выполнения и содержании дипломного проекта (работы), о правилах оформления расчетно-пояснительной записки, а также прилагаемых к ней документов и о прочей специфике подготовки студентов.
Данная
разработка позволит более грамотно организовать
процесс дипломного проектирования и
предоставить существенную информационную
поддержку участникам процесса (рисунок
1.4).
1.2.3
Выводы по анализу и
В предыдущих разделах были выделены основные недостатки текущего процесса управления дипломным проектированием и обозначены главные задачи усовершенствования данного процесса. Для решения вышеуказанных задач необходимо осуществить следующее [7]:
Информация о работе ИС организация преддипломного проектирования