Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:00, дипломная работа
Образование в современном мире играет огромную роль. Оно является источником получения того комплекса знаний, который будет необходим каждому выпускнику при будущем трудоустройстве.
Заключительным этапом обучения в университете, и самым важным, является дипломное проектирование. Выпускная квалификационная работа представляет собой уникальный проект, в котором дипломник проявляет теоретическую подготовку и умение применять полученные в ходе обучения знания на примере конкретных разработок.
Дипломное проектирование является сложной задачей, требующей ее решения как со стороны самих студентов-дипломников, так и со стороны сотрудников различных кафедр университета.
Введение 3
1 Общесистемная часть 5
1.1 Технико-экономическая характеристика объекта 5
1.2 Экономическая сущность разрабатываемого комплекса задач 13
1.3 Технико-экономическое обоснование необходимости разработки экономической информационной системы (ЭИС) 21
1.4. Концептуализация разработки ЭИС 25
2 Проектная часть 32
2.1. Описание постановки задачи (комплекса задач 33
2.2. Информационное обеспечение комплекса задач 34
2.3. Организация программного обеспечения 43
2.4. Описание комплекса технических средств 66
3 Расчет экономической эффективности 68
3.1 Исходные данные для расчета 69
3.2 Расчет экономической эффективности системы 71
3.2.4 Расчет результатов от создания и использования ИС (или ожидаемой условно-годовой экономии) 82
3.3 Результаты расчета 87
4 Безопасность и экологичность проекта 90
4.1 Идентификация и анализ опасных и вредных факторов на рабочем месте ………………………………………………………………………………… 91
4.2 Расчет производственного освещения 101
Заключение 105
Список литературы 106
1.3
Технико-экономическое
1.3.1
Анализ и общая характеристика
предметной области
Дипломный проект (работа) является самостоятельной работой обучающегося, подводящей итог его обучения в университете.
Дипломный проект (работа) будущего специалиста является его квалификационной работой и должна иметь комплексный характер, то есть содержать решение задач, относящихся к разработке математического, программного, технического, информационного обеспечения систем, а также экономических вопросов.
В рамках специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» началом осуществления дипломного проектирования принято считать момент определения места прохождения преддипломной практики и выбора дипломного руководителя.
Таким образом, непосредственно выполнению дипломного проекта предшествуют следующие этапы [21]:
1)
выбор базы практики и
2) выбор дипломного руководителя и получение задания на преддипломную практику; также дипломным руководителем определяется примерная тема дипломного проекта;
3)
прохождение преддипломной
4) утверждение темы дипломного проекта, получение задания на дипломное проектирование;
5)
сдача государственного
6) выполнение расчетно-пояснительной записки дипломного проекта (работы), консультирование по частям проекта у дипломного руководителя и других преподавателей-консультантов и утверждение готового проекта;
7)
прохождение предзащиты и
На данный момент процесс дипломного проектирования регламентируется Положением о дипломном проектировании и Методическими указаниями по дипломному проектированию. Также методика выполнения дипломного проекта включает консультирование студента-дипломника преподавателями-консультантами и другими специалистами предметной области и выдачу рекомендаций по выполнению в устной форме при личном контакте участников. Поэтому данный процесс является весьма затратным с точки зрения использования времени, отведенного на консультирование каждого студента, вследствие чего выявляется нехватка часов консультаций для студентов-дипломников.
Преподаватели-
На заключительной стадии оформления дипломного проекта (работы) студенту-дипломнику требуется оформить ряд документов, в число которых включаются: рецензия на выпускную квалификационную работу, отзыв руководителя дипломного проекта, форма задания на дипломное проектирование и др. Сложность оформления этих документов заключается в том, что часто оно происходит несвоевременно и отсутствуют рекомендации по заполнению форм во избежание некорректного содержания.
Таким образом, в целях улучшения организации и сопровождения процесса дипломного проектирования следует разработать типовой план-график работ, который позволит:
Также следует сформировать электронные бланки документов и список рекомендаций по их заполнению.
Размещение плана-графика на портале кафедры позволит предоставить общий доступ к разработанным материалам.
Для данной разработки сложно рассчитать экономическую эффективность, т.к. проект не несет за собой практически никаких материальных затрат и в последствие не приносит денежной прибыли. Данная разработка рассчитана на улучшение качественной стороны процесса дипломного проектирования с точки зрения организации информационной поддержки студентов-дипломников и преподавателей кафедры.
.
1.3.2
Определение ресурсов на
Решение поставленных задач потребуют привлечения следующих видов ресурсов:
1)
трудовых ресурсов – к ним
относятся: студенты-
2)
информационных ресурсов – они
включают: различного рода нормативные
документы (Государственный
3)
временных ресурсов – на
4)
финансовых (материальных) ресурсов
– в явном виде привлечения
данного вида ресурсов не
1.4
Концептуализация разработки
Разработка типового
плана-графика дипломного проектирования
будет осуществляться на основе функциональной
модели процесса, разработанной по
методологии SADT в нотации IDEF0 [1,6]. Данная
методология позволяет создать целостную
картину процесса благодаря возможности
декомпозиции до требуемого уровня детализации,
описать логические отношения между работами,
определить состав исполнителей и их роли,
указать управляющую документацию и проследить
движение потока информации и документов
на протяжении осуществления процесса
дипломного проектирования. Функциональная
модель покажет только соподчиненность
объектов, поэтому для формирования временной
последовательности работ потребуется
использование средства календарного
планирования и управления проектами
MS Project, в котором реализации плана-графика
будет осуществляться по методу критического
пути [17,18].
1.4.1 Математические модели ЭИС
Математическая модель дипломного проектирования представляет собой сетевой график или модель, т.е. схему технологической последовательности и взаимосвязи работ от их начала до момента завершения, она наглядно отражает последовательность выполняемых задач, значительно повышая эффективность действий по достижению поставленной цели.
На
основе сетевых моделей разработано
множество методов
Метод критического пути – метод сетевого планирования (анализа), используемый для определения продолжительности проекта путем анализа того, какая последовательность работ (какой путь) имеет наименьшую величину резервов времени [33]. Метод применяют при условии, что:
1)
проект имеет сетевую
2) у проекта есть ограничение по времени или конечный срок.
Критический путь – максимальный по продолжительности полный путь в сети; работы, лежащие на этом пути, также называются критическими. Именно длительность критического пути определяет наименьшую общую продолжительность работ по проекту в целом. Длительность выполнения всего проекта в целом может быть сокращена за счет сокращения длительности задач, лежащих на критическом пути. Соответственно, любая задержка выполнения задач критического пути повлечет увеличение длительности проекта.
Основным достоинством метода критического пути является возможность манипулирования сроками выполнения задач, не лежащих на критическом пути.
Метод критического пути позволяет рассчитать возможные календарные графики выполнения комплекса работ на основе описанной логической структуры сети и оценок продолжительности выполнения каждой работы, определить критический путь проекта.
Временной резерв или запас времени – это разность между самым ранним возможным сроком завершения работы и самым поздним допустимым временем ее выполнения. Управленческий смысл временного резерва заключается в том, что при необходимости урегулировать технологические, ресурсные или финансовые ограничения проекта он позволяет задержать работу на это время без влияния на общую продолжительность проекта и продолжительность непосредственно связанных с ней задач. Работы, лежащие на критическом пути, имеют временной резерв, равный нулю.
Диаграмма Ганта – горизонтальная линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и возможно другими временными параметрами.
Конечным результатом применения метода критического пути будет построение временного графика выполнения проекта (диаграммы Ганта). Для этого проводятся специальные вычисления, в результате чего получают следующую информацию:
1) общая длительность выполнения проекта;
2) разделение множества процессов, составляющих проект, на критические и некритические.
Критический процесс не имеет "зазора" для времени своего начала и завершения. Таким образом, чтобы весь проект завершился без задержек, необходимо, чтобы все критические процессы начинались и заканчивались в строго определенное время. Для некритического процесса возможен некоторый "дрейф" времени его начала, но в определенных границах, когда время его начала не влияет на длительность выполнения всего проекта.
Пусть событие представляет собой точку на временной оси, где завершается один процесс и начинается другой. В терминах сети, событие - это сетевой узел. Необходимо сформулировать следующие определения и обозначения:
1) Aj – самое раннее возможное время наступления события j;
2) Bj – самое позднее возможное время наступления события j;
3)
Dij – длительность процесса (i, j)
(рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 – Пример сетевого графика
Вычисления критического пути включает два этапа (прохода). Ранние сроки вычисляют с помощью прямого прохода по сети, с использованием установленной даты начала. Поздние сроки вычисляют с помощью обратного прохода, начиная от установленной даты завершения проекта (обычно даты раннего завершения проекта, вычисленной путем прямого прохода по сети) [33].
1) Проход вперед. Здесь вычисления начинаются в узле 1 и заканчиваются в последнем узле n.
Начальный шаг. Полагаем A1=0; это указывает на то, что проект начинается в нулевой момент времени. Основной шаг j. Для узла j определяем узлы p, q, …, v, непосредственно связанные с узлом j процессами (p, j), (q, j), …, (v, j), для которых уже вычислены самые ранние времена наступления соответствующих событий. Самое раннее время наступления события j вычисляется по формуле:
Информация о работе ИС организация преддипломного проектирования