Отчет по практике в МБОУ СОШ №5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:13, отчет по практике

Описание работы

Школа № 5 расположена в микрорайоне «Солнечный». Её окружают жилые дома, детский сад и продуктовый магазин. Школа находится в центре микрорайона. В пяти метрах от школы расположена дорога с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта, но это не является угрозой для жизни детей, так как школа ограждена металлической оградой и имеется пешеходный переход.
Этажность здания данного учебного заведения составляет 4 этажа, что является нормой. В школе имеется 2 гардеробных помещения: для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов. Гардеробы размещены на 1 этаже, они оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 282.49 Кб (Скачать файл)

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации является проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации.

Во время прохождения практики я была учителем информатики, а также стала классным руководителем 9 «А» класса. За все это время я наблюдала различные педагогические ситуации, в которых участвовали и учитель информатики, и классный руководитель. Мной были рассмотрены некоторые из этих ситуаций и составлены их психологические анализы.

Психологический анализ первой педагогической ситуации

Ученица 6 класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Анализ ситуации: Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя. Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. 
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Психологический анализ второй педагогической ситуации

Антон - самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. 
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия.

Анализ ситуации: Можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону». Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом. Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

Причины конфликтов между учителем и учениками:

    • отсутствие единства в требованиях учителей;
    • чрезмерное количество требований к ученику;
    • непостоянство требований учителя;
    • невыполнение требований самим учителем;
    • ученик считает себя недооцененным;
    • учитель не может примириться с недостатками ученика;
    • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. 

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

 

План воспитательной работы МБОУ СОШ № 5

в 9 «А» классе на 2014 – 2015 учебный год

План воспитательной работы разработан на основе: «Программы воспитания школьника» Н.Е. Петровой, индивидуального планирования учебного коллектива и классного руководителя 9 «А» класса Рыжакова В. П.

Проблема, над которой работает школа: Формирование системы учебно-воспитательной работы в школе, содействующей укреплению здоровья учащихся, родителей, работников школы.

Целевые установки воспитания:

  • Развитие познавательных интересов;
      • Развитие сознательного отношения к учебе, здоровому образу жизни, культуре поведения;
  • Развитие активной жизненной позиции.

Воспитательные задачи:

      • Определить круг реальных учебных возможностей ученика и создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
      • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
      • Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;
      • Создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания в системе «учитель – ученик – родитель».

Работа с одаренными детьми:

      • Привлечение к участию в школьных конкурсах и предметных неделях;
      • В сотрудничестве с учителями-предметниками продолжить изучение индивидуальных особенностей интеллектуальных наклонностей одаренных учащихся;
      • Привлекать одаренных детей к организации и проведению внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
      • В сотрудничестве с психологической службой школы организовать коррекцию интеллектуальных умений учащихся.

Работа с детьми, девиантного поведения (неблагополучными):

      • Посещение неблагополучных детей на дому;
      • Индивидуальные беседы с родителями и детьми;
      • Совместные мероприятия со школьной социально-педагогической службой;
      • Привлечение неблагополучных детей к занятиям в школьных секциях и кружках;
      • Привлечение неблагополучных детей к посещению дополнительных занятий (русский и математика), а также к посещению ГПД;
      • Охват детей бесплатным питанием;
      • Организация взаимопомощи в классе по учебным предметам («сильный ученик» - «слабому»).

Таблица 13

Работа класса

Актив класса

Староста

Золотарева Анастасия

Учебная группа

Макаренко Мария

Трудовая группа

Фролов Максим, Рахимов Ринат

Диджейская группа

Танкова Оксана

Редакцилонная группа

Каракян Ксения

Спортивная группа

Какаулина Виктория, Абронина Кристина

Родительский комитет

Председатель

Золотарева Елена Анатольевна

Члены род. Комитета

Абронина Елена Петровна, Фролова Ирина Геннадьевна




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

План воспитательной работы в 9«А» классе

СЕНТЯБРЬ

неделя

Мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

1-6 сентября

1. Классный час, посвященный Дню  знаний

Праздник Первого звонка

Дежурство по школе

Выставка кружка декоративно- прикладного творчества

Экологический десант по уборке школьного двора

Операция «Внимание -дети!»

Операция Всеобуч

День рождения города

!6 сентября – День  борьбы по защите озонового  слоя

Кросс «Золотая осень»

 Общее собрание – выбор актива  класса

Посещение семей с целью составления актов обследования мат.-быт. условий.

8-13 сентября

1.Беседа о ведении дневников

2.Кл.час «Что год грядущий нам готовит?» (задачи на новый уч. год)

Актив класса – планирование мероприятий на 1 четверть

- сбор сведений о родителях (для  классного журнала»

- индив. беседа о занятости в свободное время (группа риска) совместно с соц.-псих. службой школы

15-20 сентября

1. Беседа по ПДД

2. Кл. час «Текущие дела»

3. Анкетирование «Мои 10 Я» (для род.собр.)

 Трудовая группа – распределение  постов дежурства по школе

Родительское собрание «Агрессия. Ее причины и последствия»

22-27 сентября

1. Экскурсия в осенний парк

 Учебная группа – проверка  дневников (ведение)

Индивидуальная беседа с неуспевающими


 

 

 

ОКТЯБРЬ

неделя

мероприятия

работа

классные

школьные

общегородские

с активом класса

с родителями, учителями –предметниками, школьной псих. службой, УДО

29сентября

-

4 октября

«Поговорим о вежливости» (поведение  в школе, дома, общественных местах и на улице)

День Учителя

Дежурство по школе

День Здоровья

Конкурс открыток ко Дню Учителя

Конкурс осенних букетов и композиций

31 октября – Осенний  бал

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

Смотр-конкурс отрядов ЮИД

Акция «Летопись добрых дел по сохранению природы»

Диджейская группа – подготовка к Дню Учителя

Редакционная группа – выпуск праздничной газеты

Посещение уроков биологии, физики, русского языка

6 – 11 октября

Классный час «Мои увлечения и мои таланты»

Спортивная группа – подготовка к Дню Здоровья

Индивидуальная беседа с неуспевающими

13-18 октября

Классный час «Это интересно знать»

Беседа «Подросток и закон»

Трудовая группа – распределение постов дежурства по школе

Индивидуальная беседа с родителями неуспевающих учащихся

20-25 октября

Классный час - диспут «Книга или компьютер?»

Учебная группа – проверка дневников (экран успеваемости)

Беседа с учителями предметниками о проблемах в классе

27-30 октября

1. Классный час «Итоги 1 четверти».  Беседа по ПДД,  о безопасности  дома и на улице во время  осенних каникул

2. Деловая игра «Экомаркировка»

Актив класса – планирование мероприятий на 2 четверть

 

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ №5