Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:13, отчет по практике
Школа № 5 расположена в микрорайоне «Солнечный». Её окружают жилые дома, детский сад и продуктовый магазин. Школа находится в центре микрорайона. В пяти метрах от школы расположена дорога с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта, но это не является угрозой для жизни детей, так как школа ограждена металлической оградой и имеется пешеходный переход.
Этажность здания данного учебного заведения составляет 4 этажа, что является нормой. В школе имеется 2 гардеробных помещения: для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов. Гардеробы размещены на 1 этаже, они оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.
Необходимым начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка перед учениками учебной задачи, требующей от них нового анализа ситуации действия, нового её понимания.
Если учителю удалось поставить перед учениками учебную задачу, то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, то есть на организацию собственно поисковой деятельности. Учитель должен включиться в поисковую деятельность учеников и организовать её «изнутри». Два условия: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем. Во-вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения.
Наконец, когда учебная задача решена, учителю предстоит организовать оценку найденного решения.
Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия, таковы три составляющие того метода, который адекватен цели и содержанию развивающего обучения.
Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который приобретает характер совместно-распределенной деятельности.
Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь не прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствие с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе её решения.
Стиль учебного сотрудничества может варьироваться в достаточно широких пределах - от легко-доверительного до жестко-требовательного, но суть его всегда остается одной и той же: учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ней.
Для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ученик может, если он действует не рядом с другими учениками, н независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.
Умение организовать и поддерживать коллективный учебный диалог является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя.
Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути ее решения. Вместе с тем такая форма организации учебного процесса оказывает решающее влияние и на его коммуникативные характеристики.
Методы преподавания информатики в профильном курсе
Методы преподавания информатики в профильном курсе в МБОУ СОШ №5 изучение информатики и информационных технологий в старшей школе проходит только на базовом уровне.
Характеристика персональной учебной нагрузки по информатике
В современном словаре указано, что нагрузка - объем работы, который приходится на одного работника и который необходимо выполнить за определенный период времени. Так и в школе, на уроке учитель выдает нагрузку, которую ученики должны выполнить. Но есть такие учащиеся, которым мало того, что делает основная масса класса и наоборот такие, которые не успевают за всеми. К этим ученикам у учителя информатики особый подход. Для ребят, которые все быстро выполняют, она готовит дополнительные задания, а для тех, кто отстает индивидуальные задания, но по той же теме, по которой работает весь класс.
Именно так учитель информатики в МБОУ СОШ №5 распределяет персональную учебную нагрузку на уроке.
Особенности подготовки и проведения различного типа уроков по информатике с использованием различных методов обучения
Подготовка учителя к новому занятию по информатике занимает от 2 до 3 часов, если при этом приходится осваивать программное обеспечение, то подготовка длится значительно дольше. Для того чтобы урок получился качественным, это время должно быть заранее запланировано.
Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы по информатике. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.
При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия: 1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема; 2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема; 3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.
Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.
Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание: 1) обучающей деятельности учителя; 2) учебной (познавательной) деятельности ученика и 3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.
Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.
Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:
1. Организация начала урока.
2. Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
3. Работа над изучаемым материалом.
– Знакомство с новым материалом.
– Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).
4. Систематизация и обобщение знаний.
5. Организация работы дома.
Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.
Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.
Некоторые запланированные практические занятия по информатике могут длиться два академических часа. Изучение влияния компьютерных занятий разного типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для детей разного возраста. Для школьников 11-14 лет оптимальная продолжительность компьютерных занятий смешанного типа составляет 60 минут, а допустимая – 90 минут, поэтому сдвоенные практические занятия вполне будут вполне допустимыми, если часть времени на этих занятиях будет отведено на составление и запись учащимися алгоритмов (примерно 10-15 минут), 5-10 минут на обсуждение итогов урока и домашнее задание и т.п.
К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические электронные материалы.
При обучении информатике применяются, в основном, такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, имея, однако, свою специфику. Напомним, вкратце, основные понятия о методах обучения и их классификацию.
а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;
б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;
в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то одни определенные задачи обучения, а другие - менее успешно. Универсальных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.
Объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные методы обучения, состоят в передаче учебной информации в «готовом» виде и восприятии (рецепции) её учениками. Учитель не только передает информацию, но и организует её восприятие.
Репродуктивные методы отличаются от объяснительно-иллюстративных наличием объяснения знаний, запоминания их учениками и последующим воспроизведением (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при выработке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.
При эвристическом методе организуется поиск новых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть ученики добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод ещё называют частично-поисковым.
Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе её решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятельности.
Рассказ - это последовательное изложение учебного материала описательного характера. Обычно учитель рассказывает историю создания ЭВМ и персональных компьютеров, и т.п.
Объяснение - это изложение материала с использованием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процессора, организацию памяти.
Беседа - это метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы бывают: вводные, заключительные, индивидуальные, групповые, катехизические (с целью проверить усвоение учебного материала) и эвристические (поисковые). Например, метод беседы используется при изучении такого важного понятия, как информации. Однако, применение этого метода требует больших затрат времени и высокого уровня педмастерства учителя.
Лекция - устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах и редко.
Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала.
Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические работы, выполнение проектов.
Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Её цель - стимулирование познавательного интереса и активности. Ушинский писал: «... игра для ребенка это сама жизнь, сама действительность, которую ребенок сам конструирует». Игра готовит ребенка к труду и учению. Развивающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.
Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: упражнения на компьютере, фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.
Из психолого-педагогической литературы известно, что:
1) забывание более интенсивно
протекает сразу после