Отчет по практике в МБОУ СОШ №5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:13, отчет по практике

Описание работы

Школа № 5 расположена в микрорайоне «Солнечный». Её окружают жилые дома, детский сад и продуктовый магазин. Школа находится в центре микрорайона. В пяти метрах от школы расположена дорога с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта, но это не является угрозой для жизни детей, так как школа ограждена металлической оградой и имеется пешеходный переход.
Этажность здания данного учебного заведения составляет 4 этажа, что является нормой. В школе имеется 2 гардеробных помещения: для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов. Гардеробы размещены на 1 этаже, они оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 282.49 Кб (Скачать файл)

Среди учеников всегда находятся одаренные дети, которые легко усваивают обязательный материал по курсу информатики и которым хотелось большего. Поэтому в образовательной системе РФ были разработаны методики подготовки детей к олимпиадам по информатике, которые включает в себя преемственность поколений учащихся, круглогодичный  тренировочный и соревновательный цикл. Главное здесь научить детей относиться к своей учебной и тренировочной деятельности профессионально.  При проведении индивидуальных занятий, я занималась с детьми, которых готовила к школьной олимпиаде. Во время подготовки нами были рассмотрены различные олимпиадные задания прошлых лет, типовые олимпиадные задачи. Эти задания учащиеся делали на время, как и положено на олимпиаде. При обнаружении ошибок школьники их исправляли и разбирали вместе со мной.

Индивидуальные занятия являются одним из видов внеурочной работы по информатике. Внеурочная работа углубляет и расширяет знания учащихся, полученные на уроке, повышает их интерес к предмету. Приучает к самостоятельной творческой работе, содействует применению компьютерных технологий в будущей профессии.

 

 

Формы и методы внеклассной работы

по информатике с учащимися

Внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

Широтой и разнообразием содержания внеклассной работы обусловлено и богатство ее форм и методов.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания. Любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития. В этой связи выделяют классификацию форм внеклассной работы по объекту воздействия.

Внеклассная работа подразделяется на индивидуальную, групповую, объединяющую и массовую.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ.

Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от учителя знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них.

Другой вид внеклассной работы - ее массовые формы. Их можно разделить на две большие группы, которые отличаются характером деятельности учащихся.

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу «рядом»: они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От, действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом.

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто используются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций.

Мною было проведено внеклассное мероприятие по информатике в 8 «А» классе в форме игры «Морской бой». Это мероприятие относится к первой группе данной формы работы. 

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п.

Во время практики я проводила кружок по работе с презентацией  Power Point у младших школьников, а также провела кружок у 9-классников по работе в фотошопе, где дети учились работать в данных программах и использовать их по максимуму не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д. Широкое распространение в недалеком прошлом имели различные клубы.

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д. Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого.

Для обучения какому либо предмету каждый учитель использует различные методы. В функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский. Для адаптации данной классификации к задачам и содержанию курса информатики целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов.               

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др. При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным  образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Основными задачами базового школьного курса информатики являются: формирование званий о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в научно-техническом прогрессе и развитии общества, основных принципах работы компьютера, способах обработки информации; выработка умений моделирования, умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач. В связи с этим становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.

 

Особенности отношений между учителем и учениками на уроке информатики и вне урока

При изучении вопроса об особенностях общения между учителем и учениками на уроке информатики оказалось, что одной из особенностей этого урока, положительно оцененной школьниками, является то, что учитель информатики реже общается с ними на уроке, чем остальные учителя.

Процесс обучения предполагает, как минимум, два типа взаимоотношений: один – «определяющий», при котором формируется позиция, ценности; другой – «зависимый», где личность отстаивает эти ценности. «Зависимый» тип взаимоотношений необходим для личности, для защиты ею выработанных взаимоотношений, позиций и ценностей. Только в этом случае позиция и ценности становятся для личности значимыми, своими. Получается что, когда на уроке учитель прекрасно объясняет материал, он организует только один тип взаимоотношений – «определяющий» - и упускает из внимания другой – «зависимый», когда ученикам крайне необходимо обсудить этот материал между собой. Так и получается, что знания, приобретенные на уроке, не становятся для учеников личностно значимыми, своими, а остаются необходимыми только в учебном процессе, в обыденной жизни они не используются. Отсюда и ответ на ставший уже традиционным вопрос, почему школьник хорошо знает, как следует себя вести, но не ведет себя так. Нравственные знания просто не стали для него значимыми, своими, так как за пределами школы идет обсуждение других позиций и ценностей. Выше сказанное позволяет отметить огромную важность организации учителем обсуждения между учениками новой учебной темы. Это возможно в процессе группового поиска наилучшего ответа, спора между двумя (или большим количеством) группами учеников класса или с учениками из параллельного класса и т.д. Здесь учитель играет роль направляющего, но не активного общения школьников.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что даже в процессе помощи друг другу ученики лучше усваивают новый материал. Тот факт, что учитель информатики меньше общается с учениками на уроке, чем учителя других предметов, свидетельствует о том, что сама ситуация преподавания предмета ставит учителя в такие условия, когда ему необходимо использовать знания динамики общения учеников. Урок информатики должен состоять, по возможности, как минимум, из двух основных частей: в первой части учителю необходимо ясно, просто и доступно объяснить материал и проверить правильность усвоения основных моментов; вторую часть урока нужно посвятить обсуждению нового материала между учениками.

Важнейшим видом общения учителя и учащихся наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков. В общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.

 

Психологический анализ конкретных педагогических ситуаций в процессе обучения

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения.

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них».

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так.

В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ №5