Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:13, отчет по практике
Школа № 5 расположена в микрорайоне «Солнечный». Её окружают жилые дома, детский сад и продуктовый магазин. Школа находится в центре микрорайона. В пяти метрах от школы расположена дорога с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта, но это не является угрозой для жизни детей, так как школа ограждена металлической оградой и имеется пешеходный переход.
Этажность здания данного учебного заведения составляет 4 этажа, что является нормой. В школе имеется 2 гардеробных помещения: для учащихся 1-4 классов, 5-11 классов. Гардеробы размещены на 1 этаже, они оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви.
Многообразие межпредметных связей курса информатики подчеркивает его значение в формировании у учащихся современной картины мира. Мировоззренческая функция предмета «Информатика» - одна из главных. Отсюда следует и важность реализации межпредметных связей при формировании содержания курса.
Анализ использования СНИТ при изучении других общеобразовательных дисциплин
Под СНИТ понимается комплекс программно-аппаратных средств на базе вычислительной техники, обеспечивающий накопление, продуцирование, хранение и выполнение прочих операций над информацией. Использование СНИТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием СНИТ. Урок с использованием СНИТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Использование СНИТ на уроках позволяет: сделать урок более интересным, наглядным.
В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления использования современных информационных технологий в образовании:
Использование возможностей систем искусственного интеллекта создает веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:
В школе №5 СНИТ используется при изучении различных дисциплин, таких как алгебра, геометрия, физика, химия, русский язык, английский язык, химия, литература и др. В распоряжении учителей-предметников имеются в наличии электронные энциклопедии, Интернет - ресурсы, обучающие программы. Для проведения открытых уроков учителями активно используется проектор для более наглядного представления материала и эффективного усвоения информации учащимися.
Программные средства, используемые учителями на уроках
а) Конструкторы Lego Mindstroms NXT 2.0.
б) Информатика 1,2,3,4 (Кирилл и Мифодий)
в) Internet Exploer, Google Chrome – (обучающий)
г) ЦОР и ЭОР
2) Литература:
- Хрестоматия
- Пушкин на рубеже 200 столетий
3) Репетитор 1С:
- по математике
- по биологии 10-11 класс
- по русскому языку
- история ХХ век-2 шт
- открытая физика
- алгебра 6-7, 8-9 классы
- геометрия
4) Сетевые диски:
- по химии - 9 класс
- по алгебре - 9 класс
5) МХК:
- Эрмитаж
- Великие художники
- Хрестоматия классической
6) Английский язык:
- Mr. Haggins
- грамматика 5-8 класс (+ немецкий)
7) Уроки WEB – мастер
8) География 6-7 класс
9) Всемирная энциклопедия - 2 диска
Анализ стиля деятельности педагога в различных
возрастных группах
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности.
При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников.
При этом прежде всего надо учесть возрастные особенности учеников. В начальных классах рациональнее отдать предпочтение рассказу и беседе, в средней группе классов - беседе-рассказу, а в старших классах наряду с названными методами можно использовать и лекции.
То же самое можно сказать и о наглядных методах: удельный вес их применения с учетом возрастных особенностей будет сокращаться от младших классов к старшим. При этом будет меняться и сам характер наглядности - от предметной ко все более схематической. Что касается практических методов, то степень их применения будет целиком зависеть от особенностей темы, а характер упражнений будет определяться программой.
Учителю придется учесть и возрастные особенности познавательной деятельности школьников. От младших к старшим классам запоминание будет изменяться по линии расширения логических приемов. Познавательная деятельность репродуктивного характера будет к старшим классам все шире заменяться проблемно-поисковой. Будет расти удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом и будет меньше видов работы, связанных с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.
Опыт работы показывает, что при затруднениях в выборе методов учителям следует потренироваться, выполнив специальное упражнение, предусматривающее ответы на вопросы, подводящие к выбору оптимального комплекса методов на данном уроке.
Выбираются методы, лучше всего учитывающие особенности содержания изученного, возможности учеников, наличие времени для их применения. В результате таких рассуждений более обоснованно, а не стихийно избирается оптимальный комплекс методов изучения нового учебного материала на уроке.
Такие упражнения выполняются не систематически, а лишь в порядке повышения методической квалификации. Они позволяют повторить и закрепить процедуру выбора методов в соответствии с основными критериями их оптимального сочетания в учебном процессе.
Младший и средний школьный возраст
Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника.
В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др.
Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода». Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.
Конечно, чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники усваивают такие понятия как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола. Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. Урок должен содержать не только объяснение нового материала, его закрепление и повторение старого. Но также должно отводиться время различным двигательным действия, играм, подвижной деятельности.
Учитывая, что у дошкольников игра была ведущей деятельностью, учебная деятельность, которая становится ведущей на данном этапе развития, непосредственно связанна с игрой. Поэтому учебная деятельность может возникнуть только на определённой стадии развития игры.
«К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается». В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.
Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. «До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться)». Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. «Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем». Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли поощрения. Она помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка. В последствии педагог, оценивая учебную деятельность детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки.