Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:10, контрольная работа
Задание №2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:
«Если данное явление психическое, то оно обусловлено внешним воздействием на организм. Если оно физиологическое, то оно тоже обусловлено внешним воздействием на организм. Данное явление психическое или физиологическое. Следовательно, оно обусловлено внешним воздействием на организм».
СОДЕРЖАНИЕ
Задание № 1 …………………………………………………………… 2
Задание № 2 ……………………………………………………………. 2
Задание № 3 …………………………………………………………… 3
Задание № 4 …………………………………………………………… 4
Задание № 5 ……………………………………………………………. 5
Задание №1. Какой является формула (p º Øq) É Øp? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?
1 2
(p |
º |
Ø |
q) |
É |
Ø |
p |
и |
л |
л |
и |
и |
л |
и |
и |
и |
и |
л |
л |
л |
и |
л |
и |
л |
и |
и |
и |
л |
л |
л |
и |
л |
и |
и |
л |
Формула является выполнимой.
Задание №2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:
«Если данное
явление психическое, то оно обусловлено
внешним воздействием на организм.
Если оно физиологическое, то оно
тоже обусловлено внешним
Обозначим простые высказывания символами.
P – Данное явление психическая.
q – Данное явление обусловлено внешним воздействием на организм.
r- Данное явление физиологическое.
(p É q) ٨ (r É q ) ٨ (p ٨ r) É q
Количество строчек 23 = 8
1 4 2 5 3 6
((p |
É |
q) |
٨ |
(r |
É |
q )) |
٨ |
(p |
٨ |
r) |
É |
q |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
л |
и |
и |
л |
и |
л |
л |
и |
и |
и |
л |
л |
л |
и |
л |
л |
л |
и |
и |
и |
и |
л |
и |
л |
л |
л |
л |
и |
л |
л |
и |
л |
л |
и |
л |
л |
и |
и |
и |
и |
и |
и |
л |
л |
л |
и |
и |
и |
л |
и |
и |
и |
л |
и |
и |
л |
л |
л |
л |
и |
и |
л |
и |
л |
л |
и |
л |
л |
л |
л |
л |
и |
и |
л |
л |
и |
л |
и |
л |
и |
л |
л |
л |
л |
л |
и |
л |
Формула является тождественно - истиной, а рассуждение - правильным.
Задание №3. Сохранят ли тождество суждения, если выделенные в нём понятия заменить понятием, заключённым в скобках? Если нет, то почему?
Согласно закону тождества всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Для того чтобы в случае задания сохранилось тождество суждения, необходимо чтобы при замене понятий в суждении суть мысли оставалась прежней поэтому:
3.1. В подтверждение
выдвинутых против гражданина
Петрова И.П. обвинений
«Убедительные аргументы»- предполагают некую субъективную оценку - в скобках приведены виды доказательств ÷ показания свидетелей, заключение экспертизы.
Нельзя говорить о тождестве суждения пока мы не будем знать, что подразумевается под убедительными аргументами и являются ли факты заключения экспертизы, показания свидетелей убедительными.
Также аргументы - это логические поступки, используемые с целью доказательства истинности определяемого утверждения. Поэтому тождество сохранилось, если бы мы заменили, например, на «веские доводы»: Не всякая неправда является ложью.
Под неправдой понимают то, что не соответствует действительной реальности. Так фантазия тоже будет неправдой в отдельных случаях.
Ложь же и обман - понятие одинаковые по обману, в случае замены тождество суждения сохраняется.
Клевета это один из видов обмана и лжи. Но так как понятие смысл утверждения,,,,,,,,
А-показание свидетелей
Б- факты
Г- заключение экспертизы
Убедительные
Д- аргументы
3.2. Петров
И.П. был непримиримым ко
А-лжи
Б-обману
В- клевете
Г- неправде
3.3. Государство возникло на определённом этапе развития общества и материального производства (страна, держава, республика).
Тождество не сохраняется во всех случаях.
Государство- это политика территориальная организация всего общества , служащая главным орудием реализации его интересов создания с ….. властью управления.
Страна же может обладать суверенитетом, и может не обладать.
Держава-это один из видов государства- сильное и независимое экономически развитое государство. Прежде чем возникнет держава, государство должно развиться до определенных условий. Нежеле не замеченная в первоначальном утверждении: возникновение государства как токового на определенном этапе развития общества, а не возникновение одной из разновидностей государства.
Аналогичную ситуацию мы видим и с республикой.
Республика - это одна из форм правления в государстве.
Также не следует забывать, что держава может обозначать - символ власти: шар с крестом, а республика- единицу территориального деления в государстве, т.е. при замене возможна смена понятий.
А-государство
Б-страна
В- держава
Г-республика
Задание №4. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия: а) обман; б) клевета; в) оскорбление; г) неправда. Изобразите отношения между их объёмами посредством круговых схем.
А-Обман-сообщение ложных сведений заведомо.
В-Оскорбление- унижение чести и достоинства другого лица выраженное в неприличной форме-( ст. 5.61 КоАПРФ)
Б-Клевета – распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или парочающих его репутацию.(УК РФ)
Г-Неправда- не соответствует действительности, реальности.
А-Обман
Б-клевета
В-оскорбление
Г-неправда
Б В
Задание №5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?
«Комар - это мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся».
Данное определение не является правильным.
Определение не соразмерно – значение определяемого и определяющего не равно. Перекрещивающиеся определение.
Так мелким двукрылым насекомым с тонким тельцем, больно кусающемся является также, например – москит. В тоже время не все комары больно кусаются, кусаются только самки. Соответственно с помощью кругов эйлера можно изобразить так.
Вариант 20.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
Вариант контрольной работы (контрольного задания) студентом выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки. Если номер зачётной книжки студента заканчивается, например, на 4, то он вправе выбрать вариант 4, 14 или 24; если на 0, то 10 или 20 и т.п.
Почти во всех 25 вариантах одно из заданий предусматривает ответ на вопрос: какой является приведённая в задании формула: тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?
Для выполнения задания студент по одному из учебников по логике, во-первых, должен уяснить, как символически выражается формальная структура сложных суждений1.
┐р |
отрицание |
|
р^ q |
конъюнкция | |
р v q |
дизъюнкция (нестрогая) | |
р v q |
дизъюнкция (строгая) | |
∩ |
импликация | |
p ≡ q |
тождество |
Во-вторых, студенту следует усвоить, каким образом осуществляется табличный расчёт истинности-ложности сложных высказываний2.
Количество строчек для перебора всех вариантов сочетания переменных по истинности-ложности определяется формулой 2n, где n – количество переменных. Например, если у нас формула (p É q) ٨ ┐ q É c v ┐ p, то n = 3 (q и ее отрицание ┐ q – считается как одна переменная). Следовательно, количество строчек, исчерпывающих все варианты сочетания по истинности-ложности трех переменных (p, q, c) будет равным 8 (23). Конкретная же расстановка в формуле значений истинности-ложности осуществляется следующим образом:
(p É q) ٨ ┐ q É c v ┐ p |
Для первой переменной (р) – восемь делится пополам и записывается четыре значения «истинно», а четыре – «ложно». Для второй переменной (q) – чередование: два – «истинно», два – «ложно» во всех восьми строчках. Для ┐ q значения истинности-ложности для q переворачиваются на обратные. Для третьей переменной (с) – чередование истинности-ложности во всех 8 строчках. | |
и и л и л | ||
и и л л л | ||
23 |
и л и и л | |
8 строк |
и л и л л | |
л и л и и | ||
л и л л и | ||
л л и и и | ||
л л и л и |