Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?
Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?
Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления
Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных

Файлы: 1 файл

Контрольная по Логике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

б) Относительные и безотносительные. Относительными называют такие понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Например, "правое-левое", "верх-низ", "ученик-учитель" и т. п. Представьте себе, что у нас осталось лишь понятие "правое", а понятие "левое" исчезло. Нетрудно сообразить, что, оставшись одно, понятие "правое" потеряет всякий смысл и тоже исчезнет. Такие понятия могут существовать лишь в паре, ибо их содержания определяются отношением друг к другу. Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать сами по себе, например, "карандаш", "овца", "жмых".

 

в) Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам, например, "высокий", "алчный", "желанный". Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета, например, "неграмотный", "бескорыстный", "нежеланный". Если понятие "грамотный" отображает свойство человека уметь читать и писать, то понятие "неграмотный" говорит о том, что у объектов, входящих в его объем, данное свойство отсутствует. Следует, правда, обратить внимание на то, иногда слова, включающие в себя отрицательные частицы "не" или "без" ("бес"), выражают положительные понятия, т. е. отображают некоторые присущие предметам свойства: "ненависть", "неряха", "беспечный" и т. п.

 

г) Собирательные и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, например, "стадо", "флот", "лес", "созвездие" и т. п. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Можно сказать, например, "В лесу легко заблудиться" или "Данное созвездие похоже на медведицу", но этого нельзя сказать об отдельном дереве или звезде. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которые лишены входящие в нее предметы.

 

       Деление  понятий на положительные и  отрицательные, относительные и  безотносительные не является  жестким. В зависимости от того  как мы формулируем содержание  может меняться и наша оценка  понятия.

 

Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Отношения между понятиями по содержанию:

 

       Сравнимыми считаются понятия, которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие (желтый - зеленый, токарь - станочник, студент - школьник и т.п.).

 

       Несравнимые понятия не имеют общих признаков (атом - малярия, климат - лошадь и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.

      

Сравнимые понятия делятся  по объему на совместимые и несовместимые.

 

Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; объемы несовместимых - не имеют общих элементов.

 

Отношения между понятиями по объему (между сравнимыми понятиями):

 

Виды совместимости:

 

       1) Равнозначность (Тождество). В отношении тождества находятся такие понятия, объемы которых полностью совпадают

Москва (А), Столица России (В)

                     или 

          Сын (А), Внук (В) 

Объемы  понятий "сын" и "внук" совпадают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук - чей-то сын), но содержание различно

 

       2) Пересечение. В отношении пересечения находятся понятия, объемы которых совпадают лишь частично.

          Студент (А) 

          Спортсмен (В) 

 

Существуют  спортсмены, не являющиеся студентами. Есть студенты не занимающиеся спортом, но имеются спортсмены одновременно являющиеся студентами

 

       3) Подчинение. В отношении подчинения находятся такие понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого (при этом понятие с большим объемом (родовое) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (видовое) - подчиненным).

          Человек (А) 

          Студент (В) 

 

 

Виды несовместимости:

 

       1) Соподчинение. В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию.

          Деревья (А) 

          Сосна (В) 

          Береза (С) 

 

 

 

       2) Противоположность. В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными признаками (объемы понятий А и В в объеме родового понятия занимают наиболее удаленные части).

          Цвет (А) 

          Черный (В) 

          Белый  (С) 

 

В сумме объемы противоположных  понятий не исчерпывают объем  родового понятия. Эти понятия можно  рассматривать как соподчиненные.

 

       3) Противоречие. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками

          Виновный (А) 

          Невиновный (не-А) 

(здесь родовое понятие - "человек")

 

 

 

Вопрос 8. Операции обобщения и ограничения. Деление понятий

 

Основными логическими операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деление. В основе данных операций лежат родо-видовые отношения между понятиями.

Логические операции обобщения  и ограничения основаны на законе обратного отношения между объемом  и содержанием понятия. Данные операции имеют противоположную направленность.

 

Ограничением называется логическая операция перехода от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Например, если к содержанию понятия «юрист» добавить видообразующий признак, показывающий его специализацию, то получим новое понятие «юрист-криминолог», которое является видовым понятием по отношению к исходному, родовому понятию.

Логическая операция ограничения  понятия широко применяется в  правовой деятельности, в частности  при квалификации конкретного преступления. В этом случае осуществляется последовательный переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Например, «деяние» — «административное нарушение» — «уголовное преступление» — «разбой».

При ограничении понятий важно соблюдать правило последовательного перехода от рода к виду. Пределом ограничения является единичное понятие.

 

Обобщением называется логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака. Так, если из содержания понятия «юридическая академия» исключить видовой признак «юридическая», то получим родовое понятия «академия».

Для соблюдения правильности обобщения  необходимо последовательно переходить от вида к роду, включающему в себя данный вид. Пределом обобщения являются категории. Категории - это наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные, закономерные связи объективной действительности и познания. Категории наук различаются по степени общности. Самыми общими являются философские категории.

 

Таким образом, изменяя объем исходного  понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход  к новому понятию - с большим объемом  и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и  большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения  и ограничения имеют большое  значение в процессе мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет  нашей мысли, делаем наше мышление более  определенным и последовательным.

 

Понятия принято делить на следующие  виды:

 

     a)     Понятия единичные и общие (в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов):

- Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным.

- Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

 

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими.

 

Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем

элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

 

Общее понятие, относящееся к неопределенному  числу элементов, называется не

регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в

них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего.

Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

 

     б)      Понятия собирательные и не собирательные.

 

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов,

составляющих единое целое, называются собирательными. Например,

«коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя

отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно  относится ко

всей совокупности элементов. Собирательные  понятия могут быть общими

(коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие

Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его  элементу,

называется не собирательным.

Если высказывание относится к  каждому элементу класса, то такое  употребление

понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем

элементам, взятым в единстве, и  неприложимо к каждому элементу в отдельности,

то такое употребление понятия  называется собирательным.

 

     в)     Понятия конкретные и абстрактные (в зависимости оттого, что они отражают:

предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами)).

 

Понятие, в котором мыслится предмет  или совокупность предметов как  нечто

самостоятельно существующее, называется конкретным.

 

Понятие, в котором мыслится признак  предмета или отношение между  предметами,

называется абстрактным.

 

Различие между конкретными  и абстрактными понятиями основано на различии

между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета,

отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования

определенного признака предмета; эти  признаки мыслятся как самостоятельные

объекты мысли.

 

     г)     Понятия положительные и отрицательные.

В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие

предмету, или свойства, отсутствующие  у него.

 

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются

положительными.

Понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных

свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и

порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -

отрицательными.

 

    e)     Понятия безотносительные и соотносительные (в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами).

 

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их

отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы

понятия  студент,  государство.

     Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение

одного понятия к другому  понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию

дети) или  начальник (подчиненный).

 

Вопрос 9. Суждения – общая характеристика, виды, состав

 

      Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

      Суждение выражается  повествовательным предложением, в  котором содержится сообщение  о чем-либо. Вопросительные и побудительные предложения не являются суждением.

      Вопросительное предложение  не выражает суждения, так как  его назначение состоит не  в передаче информации, а в  побуждении к ее получению.  Побудительное предложение, выражающее  волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения. Как и вопросительное предложение, не утверждая и не отрицая чего-либо, оно не может характеризоваться как истинное или ложное.

      Суждения бывают  простые и сложные.

 

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

 

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками).

 

Виды простых суждений

 

1. Суждения свойства (атрибутивные). В суждениях этого вида утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности. Примеры: «У розы приятный запах», «Певец исполняет арию из оперы «Евгений Онегин», «Всякий терьер — собака», «7 не есть четное число». Схемы этого вида суждения: S есть Р или S не есть Р.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"