Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Логика"

Файлы: 1 файл

logika НЕ УДАЛЯТЬ!.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

1. что такое  логическая форма мысли и каковы  ее основные виды?

В отличие от других наук, изучающих  мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при  этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы  мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Отдельные определения форм мысли  будут понятны, если будет понятно, что такое логическая форма или  форма мысли вообще - это способ связи частей мыслимого содержания.

В традиционной логике основными формами  мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности.

Понятие - является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов (явлений, процессов и т.д.). Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным их признакам. Понятия как бы фотографируют мир в его существенных признаках и служат для различения предметов. Главное для данной формы мысли - отражать общее и в то же время существенное, отличительное, специфическое в этом предмете. Наглядно термин «понятие» можно изобразить так:

Понятие = признак + признак...

Как цельная форма мысли понятие  представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем - структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Содержание - элемент структуры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (классу предметов, множеству явлении, процессов…). Соотношение между объемом и содержанием понятия определяется законом обратного отношения (З.О.О.). Суть закона: с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания - объем увеличивается.

По качественному признаку (по содержанию) понятия делятся на:

конкретные - понятия о предметах;

абстрактные - понятия о свойствах и отношениях;

абсолютные - самостоятельные безотносительные, не зависят от других понятий;

относительные - в их содержании имеются признаки, указывающие на понятия, с которыми они соотнесены по смыслу и без которых они бессмысленны;

положительные - в них мыслится присутствие определенных признаков;

отрицательные - в них фиксируется  отсутствующий признак (отсутствие признака - тоже признак).

По количественному признаку (по объему) понятия делятся на:

общие - понятия, в которых выражаются признаки целого класса однородных предметов, носящих одно и то же наименование;

единичные - понятия, в которых отображаются признаки одного единичного предмета или явления;

нулевые - с нулевым объемом, ибо  за ними нет реальных предметов.

Также можно выделить:

Родовые понятия - понятия, которые выражают существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Род - класс предметов, в состав которого входят другие классы, являющиеся видами этого рода.

Видовые понятия - понятия, которые  отображают существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Вид - класс предметов, который входит в объем более широкого класса, именуемого родом.

Собирательные понятия - понятия, в  которых фиксируются существенные признаки ряда однородных предметов, не по-терявших своей индивидуальности.

 

Несобирательные понятия - их содержание можно отнести к каждому предмету данного класса.

Понятия образуются в человеческом мышлении одним и тем же алгоритмическим  путем, состоящим из пяти мысленных  «шагов», которые в логике принято называть методами образования понятий. Логически процесс образования понятия выглядит следующим образом:

1. Анализ (от греч. analysis - разложение) - мысленное разложение предмета  на свойственные ему признаки. В определенном отношении можно  даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием - делением.

2. Сравнение - мысленное сопоставление  различных предметов по выделенным  признакам и установление сходства  и различия между ними.

3. Синтез (от греч. synthesis - соединение) - мысленное объединение признаков, полученных в ходе анализа и сравнения признаков, в определенную систему.

4. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - логическая операция, основанная на мысленном выделении  существенных признаков исследуемых  объектов и отвлечении от несущественных. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.

5. Обобщение - завершает образование  понятия, приписывая выделенные  в ходе абстрагирования существенные  признаки всему классу объектов.

Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Это более сложная форма мысли, она состоит уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной. Термин «Суждение» широко использовался логикой традиционной. В современной логике обычно пользуются термином «Высказывание», обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом.

Суждение = понятие + понятие...

Структурными элементами понятия  являются суждения, входящие в его  состав:

Ш S - субъект - это та часть суждения, в которой говорится о предмете мысли, об объекте, выступающем в  качестве предмета наших размышлений. Субъект суждения (субъект мысли) в предложении выражается подлежащим.

Ш Р - предикат - та часть суждения, которая отображает то, что утверждается или отрицается о предмете мысли, о признаке или свойстве данного  предмета.

Ш Логическая связка - выражает отношение между субъектом и предикатом, между «S» и «Р». В языке выражается словами «есть» - «не есть», «суть» - «не суть», «является» - «не является», «имеется» - «не имеется» и пр. Этот элемент суждения в русском языке зачастую просто опускается.

Общую формальную структуру суждения можно выразить, как представлено ниже, где S и Р являются переменными величинами, а логическая связка - постоянной:

S есть не-есть P

Кроме названных элементов в  суждениях имеется еще один не всегда явно выразимый, как бы непостоянный, плавающий элемент, отражающий количественную характеристику субъекта суждения - квантор суждения. В языке он выражался словами «все», «без исключения», «каждый» и т.п. - квантор общности (всеобщности), или словами «некоторые», «многие», «часть», «большинство» и др. - квантор существования. В некоторых случаях квантор лишь подразумевается, как в суждении «Студенты нашей группы любят спорт»: тут не ясно, все или некоторые студенты группы любят спорт, а данное обстоятельство может иметь существенное значение при дальнейшем использовании и анализе суждения. Символическое обозначение квантора общности - V, квантора существования - I.

Понятие выражается словом или группой  слов, а суждения существуют в виде предложений, чаще всего - повествовательных, где группа подлежащего совпадает с субъектом, а группа сказуемого - с предикатом.

Умозаключение - самая сложная форма  человеческой мысли, образованная из суждений. Порой нам достаточно, не прибегая к практике, сопоставить в уме  несколько посылок (исходных суждений), чтобы прийти к новому знанию: например, о выгодном помещении капитала, пользуясь лишь данными о курсе рубля, кредитных ставках. Таким образом, умозаключение столь же естественно для нашего мышления, как понятие и суждение.

Умозаключение = суждение + суждение...

Различают умозаключения из простых  категорических суждений, из простых  относительных суждений, из сложных  суждений, а также дедуктивные, индуктивные  и традуктивные умозаключения

Индуктивное умозаключение позволяет  делать вывод от частного, единичного знания к общему; от посылок, выражающих знания меньшей степени общности, к заключению со знанием большей степени общности.

Дедуктивное умозаключение делать вывод от общего знания к частному, т.е. от посылок, выражающих знания большей  степени общности, к заключению со знанием меньшей степени общности.

Традуктивные умозаключения - умозаключения, в которых и посылки, и вывод  одинаковой степени общности, т.е. это  умозаключения из суждений отношения  и умозаключения по аналогии

 

 

2. Что такое  знак? Какова структура и основные виды знаков?

Анализ понятия знака занимает важное место в логике. Большое  внимание изучению гносеологических (познавательных) функций знака уделяли античные мыслители Платон, Аристотель, философы Нового времени Дж. Локк, Г. Дж. Лейбниц, представители математической логики.

Знак – это материальный объект, выступающий в процессе познания и общения представителем другого  объекта, ситуации, состояния, свойства или отношения, т. е. всего, на что  требуется указывать. Знак имеет  две основные функции: выделение объекта познания и мысленное оперирование с ним. Отсюда вытекают два основных свойства знака: чувственное восприятие и связь с обозначаемым. Обозначаемое называется значением знака. Способом, которым знак указывает на свое значение, т. е. информация, которую дает знак, называется смыслом знака.

Смысл – это то, что понимает человек, воспроизводящий и воспринимающий знак, конкретизация значения знака  в соотношении с предметной ситуацией. Таким образом, значение и смысл  – две основные характеристики знака.

Существует разделение знаков на три  категории, которое впервые было осуществлено Ч. С. Пирсом: знаки—копии, знаки—индексы и знаки—символы.

Знаки—копии – это те знаки, которые  имеют материальное сходство с обозначаемым.

Примерами знаков—копий могут служить фотографии, отпечатки пальцев, макеты. Знаки—копии имеют собственный смысл.

Знаки—признаки, или индексы, –  это естественные знаки, связанные  с обозначаемым предметом как  следствие с причиной. Такие знаки  также имеют собственный смысл, однако информация, которую они несут, существует только при наличии дополнительных знаний. Иначе говоря, знаки—индексы имеют собственный смысл только в некоторой системе знаний.

Знаки—символы – знаки, не имеющие  естественной связи с обозначаемым, а представляющие его в силу соглашения.

Знаки—копии, знаки—индексы и  знаки—символы, в свою очередь, подразделяются на языковые и неязыковые знаки. Первый тип знаков отличается тем, что является элементом системы знаков. Второй тип знаков включает знаки, существующие изолированно, вне системы.

Употребление знаков строго упорядочено  и подчинено некоторым фундаментальным  принципам.

Принцип однозначности требует, чтобы  знак, употребляемый в каждом конкретном процессе рассуждения, в общем имел одно значение.

Принцип предметности гласит, что, высказывая нечто о предмете, необходимо употреблять как знак самого предмета, так и знак высказывания. Принцип взаимозаменяемости предполагает, что любой знак в составе сложного знака может быть заменен другим знаком с тем же значением и при этом значение сложного знака не изменится.

 

 

3. Каково соотношение  языка и мышления? В чем качественное  отличие вербального мышления  и невербального? Каковы основные  виды языков?

Мысль человеческая всегда оформлена  языком. Язык представляет собой систему  знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь - это общение между людьми посредством языка.

Мышление неразрывно связано с  языком и речью, однако эта связь  достаточна сложна.

Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный - с этой точки  зрения язык и мышление в их современном  состоянии представляют собой такое  единство, стороны которого взаимно  предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного восприятия мысль недоступна для  других. Язык участвует не только в  выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию», последующее выражение в языке.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышлением существуют определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением  и языком в процессе отражения  человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко  это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами  мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"