Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Логика"
36. Каковы методы индуктивного установления причинных связей?
Методы установления причинно—следственных связей дают возможность предположительно заключить, какое из предшествующих некоторому явлению событий называет или обусловливает его. Раскрытие причинно—следственной связи между явлениями – сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. Можно выделить четыре метода установления причинно—следственных связей: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.
Метод сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно предшествующее обстоятельство, то оно, вероятно, и является причиной этого явления. Выводы, полученные при использовании этого метода, носят вероятностный характер. Уровень истинности вывода зависит от полноты перечня условий.
Метод различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются только одним обстоятельством, то оно, вероятно, является причиной исследуемого явления. Этот метод считается одним из самых надежных, однако при исследовании человеческого сознание и его деятельности он носит лишь вероятностный характер.
Соединенный метод сходства и различия: если несколько случаев возникновения исследуемого явления сходны в том, что в них присутствует одно и то же обстоятельство, а несколько случаев возникновения сходны в том, что в них отсутствует то же самое обстоятельство, то можно с некоторой долей вероятности заключить, что это обстоятельство, в котором разнятся оба ряда случаев, есть причина исследуемого явления.
Метод сопутствующих изменений: если исследуемое явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется одно из предшествующих ему явлений, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом. Данный метод можно использовать, когда есть возможность точно зафиксировать изменение предполагаемой причины и наступление одного и того же следствия.
Метод остатков: если из явления вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса обстоятельств. Метод остатков используется, когда мы имеем сложные условия какого—либо не менее сложного действия. Эффективность метода остатков зависит от уровня зависимости условий: при увеличении зависимости условий друг от друга вероятность заключения уменьшается.
Рассмотренные методы по своей структуре
относятся к сложным
37. Что такое умозаключение по аналогии и каковы условия повышения их вероятности?
Умозаключение по аналогии
Значимой характеристикой
Содержание и специфика аналогии
Аналогия (греч. analogia - сходство, соответствие) представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в каких-либо свойствах, признаках, отношениях. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям (признакам). Вот почему когда на Солнце обнаружили еще не известный на Земле элемент гелий, то по аналогии сделали вывод: такой элемент есть и на Земле. Дальнейшие научные исследования подтвердили такое заключение, хотя в момент своего выдвижения оно в значительной мере было похоже на догадку. Умозаключение по аналогии опирается на ряд несомненных данных, которыми в конкретных исторических условиях располагает наука.
Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов (или процессов) к общности других свойств и отношений. Аналогия играет существенную роль в естественных и гуманитарных науках. Ко многим научным открытиям исследователи подошли благодаря ее использованию. Например, природа звука устанавливалась по аналогии с морской волной, а природа света - по аналогии со звуком.
Аналогия получила значительное распространение при изучении Древнего Мира, в ходе обобщения исторического опыта. Одним из примеров умозаключения по аналогии в данном случае является работа известного ученого Л.Г. Моргана о системе родства индейцев, населяющих Северную Америку.
Аналогии, как умозаключению, свойственны некоторые специфические черты.
Во - первых, она представляет собой определенное правдоподобие исследуемого предмета (или явления) и выражает знание с внутренне скрытой вероятностью. Вот почему аналогия весьма широко применяется не только в научном познании, но и в практической деятельности.
Во - вторых, процесс формирования и широкого распространения аналогии начался с обыденного сознания, и она непосредственным образом связана с повседневной жизнью людей, их бытовыми условиями.
В - третьих, выводы по аналогии носят весьма проблематичный характер, они, как правило, не представляют доказательной силы. Поэтому в развитии познания следует переходить от вывода по аналогии к заключению по необходимости.
Любая видимая аналогия нуждается в фактической проверке, однако именно она поможет на начальной стадии познания построить первое предположение, достоверность которого проверяется последующим исследованием. Естественно, такая проверка идет уже не путем аналогии, а посредством фактического доказательства. Между тем как первые предположения (догадки) строятся часто методом аналогии. Так, Ч. Дарвин, известный естествоиспытатель, впервые сформулировал закон естественного отбора растительных и животных видов по аналогии с искусственным отбором в селекционной практике. Выводы по аналогии в границах отдельных областей природы приводят к более глубоким исследованиям естественных явлений, способствуют разработке научных открытий.
Сущность умозаключения по аналогии может быть представлена следующим образом. Изучаются два предмета (явления), при этом одно уже достаточно исследовано. Во втором предмете (явлении) известны лишь некоторые его признаки. Оба предмета (явления) сравниваются между собой. Если ряд признаков сравниваемых двух предметов (явлений) совпадает, то делается вывод о том, что и остальные признаки второго предмета (явления) будут такими же.
Общая схема умозаключения по аналогии может быть представлена в таком виде:
А обладает признаками а, b, с, d
В обладает признаками а, b, с
------------------------------
Следовательно, В обладает, по-видимому, признаком d
Необходимо отметить, что в умозаключении
по аналогии весьма часто вместо слов
"вероятно" и "возможно" употребляют
слова "следовательно", "значит".
Нередко это оказывается
Следует подчеркнуть, что умозаключение по аналогии, как и иные логические категории, не выступает в качестве произвольного построения человеческой мысли. В основе аналогии лежат объективные связи и отношения между предметами и явлениями реальной действительности. При этом ее важнейшим свойством выступает качественная определенность. Подчеркивая конкретное сходство предметов, даже весьма значительное, нельзя забывать о том, что абсолютное тождество в реальном виде вряд ли достижимо. Вот почему соотносимые по отдельным признакам в процессе аналогии предметы (явления), несмотря на значительную близость, схожесть между собой, всегда будут чем-то отличаться. Из данного положения вытекает, что нельзя исключать такую ситуацию, когда обнаруживаемый у одного предмета (явления) признак "а" не окажется именно тем единственным и характерным отличием по отношению к другому. Игнорирование такой возможности таит опасность вывода в том, что и второй предмет имеет признак "а". В таком случае сделанный вывод окажется ложным.
Для успешного применения аналогии важно соблюдать определенные логические правила, выполнение которых в немалой степени повышает вероятность вывода, а в определенных обстоятельствах придает ему вполне обоснованный характер.
Правило первое. При сопоставлении сравниваемых предметов (явлений) необходимо всесторонне изучать их сходство и различие в существенных признаках. Иными словами, сравниваемые предметы (явления) должны быть связаны между собой по существу, а не формально.
Если данное правило нарушается, то вывод будет или слишком поверхностным, или, что еще хуже, ложным. Устанавливая различие сравниваемых предметов (явлений), необходимо учитывать существенные признаки, которые составляют благоприятные условия для наличия переносимого свойства или, напротив, прямо исключают его у предмета, ставшего объектом изучения. В процессе исследования может оказаться, что существенное различие между сравниваемыми предметами именно и содержится в интересующем нас признаке.
Правило второе. В процессе аналогии необходимо установить у предметов (явлений) как можно больше разнообразных сходных признаков, связанных с переносимым свойством. Чем больше сходных признаков и разнообразнее их отношения к переносимому свойству, тем скорее достигается значительная полнота условий для вывода по аналогии. Поэтому, вскрывая сходные признаки, важно показывать их позитивную и негативную значимость по отношению к интересующему нас предмету (явлению). Вполне понятно, что, увеличивая количество учитываемых в сравнении признаков предметов (явлений), мы тем самым добиваемся увеличения степени их сходства.
В свою очередь необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что человек не может безгранично и произвольно увеличивать количественный фактор. Причины таких ограничений могут быть самыми разнообразными, но в любом случае они будут конкретноситуативного характера. Не всегда также удается установить всю полноту условий, и зависимость от переносимого свойства от сходных признаков мыслится лишь как вероятностная, в значительной степени основанная не на связи признаков, а на отсутствии существенных различий, исключающих возможность применения аналогии.
Правило третье. В процессе сопоставления предметов (явлений) следует выявить необходимую связь общих признаков с переносимым свойством, т.е. показать, что сходные признаки в своей совокупности обеспечивают присутствие переносимого свойства у предмета (явления) изучения. Следует отметить, что если исходное знание о сопоставляемых предметах (явлениях) раскрывает необходимую связь или специфические условия, закономерно сопутствующие переносимому свойству, то вывод получается достаточно обоснованный.
Такой внутренней взаимозависимостью (корреляцией) пользуются в различных отраслях научного знания: в микрофизике, биологии, социологии, палеонтологии, зоологии и др. Довольно успешно в последние годы такая зависимость применяется, например, при установлении соответствующих характеристик давно уже вымерших представителей животного мира по их ископаемым останкам. Аналогия может быть использована при экономическом анализе определенного исторического периода в развитии общества. Учитывая характер развития страны, например, многоукладность ее экономического развития, целесообразно сравнить со сходными признаками развития другой страны, прошедшей подобные периоды в своей истории. Метод аналогии в таком случае даст возможность учесть позитивное и негативное в развитии общества, избежать промахов и ошибок.
Кроме того, аналогия может быть применена и в юридической практике, особенно в ходе расследования. Сравнение конкретного уголовного дела с уже исследованными явлениями способствует выявлению сходства между ними. Благодаря этому (осуществив подобие) можно обнаружить ранее не известные признаки и обстоятельства преступления.
Таким образом, соблюдение правил умозаключения
по аналогии (а их в литературе также
еще называют условиями) способствует
повышению вероятности
38. Что такое диалог и каковы его виды? Каковы роль вопросов в структуре диалога?
39.Какова познавательная
40. Что такое ответ? Кковы его основные виды?
Ответ – это суждение, дающее информацию, запрашиваемую в вопросе. Ответ всегда основывается на предпосылке вопроса, включает ее в качестве своего субъекта, а предикат ответного суждения дает требуемую информацию. При одном и том же вопросе существует много видов возможных ответов.
На этом основано деление ответов на виды:
1) по качеству информации ответы
можно разделить на
2) по области поиска ответы делят на прямые и косвенные. Прямой ответ дают явно выраженную информацию без дополнительных сведений. Косвенный ответ дает требуемую информацию опосредованно, через отношение к другой, содержащейся в вопросе;