Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Логика"
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.
Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:
- мышление предоставляет
- мышление контролирует
- в своих формах мышление
обеспечивает освоение и
- мышление определяет уровень языковой культуры;
- обогащение мышления (изменение
и уточнение содержания и
С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:
- язык является средством
- язык выступает по отношению
к мышлению в качестве
- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;
- язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;
- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);
- язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.
Формы и средства мышления, являясь
идеальными образованиями, материализуются
в языке и могут
Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: “живую мысль”, т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и “отчужденную мысль”, зафиксированную в тексте и т.п. “Живая мысль” - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука.
Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстактно-дискурсивные, чувтвенно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную
включенность
в процесс мышления
санкционирующих факторов, которые исследованы пока крайне
слабо. Как видно, реальный процесс мышления и мышление, как
предмет логики, как логический процесс сильно отличаются друг
от друга.
Мышление как реальный процесс представляет собой одну из
важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть
адекватно
описано и понято вне
структурных характеристик сознания. Будучи сознательной
деятельностью, мышление органически связано с информационными
процессами,
протекающими на
уровне. По-видимому, правильнее было бы даже сказать, что
реальный
процесс мышления осуществляетс
бессознательно-сознательном психическом контуре, анализ
которого является специальной и весьма сложной задачей.
Поэтому
мы ограничиваемся уровнем
рассмотрение тех его периферийных областей, где постепенно
меркнет свет рефлексии.
Мышление как активный, целенаправленный процесс
осуществляется сознательно, является формой деятельностного
сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции
(саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный
процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени
общение.
Естественно, что общение
Однако язык является главным, решающим, но не единственным
средством общения., а это позволяет думать, что
коммуникиативность мышления не ограничивается его
вербализуемость.
Следует различать общении с другими и общение с собой.
Особенность общения с собой состоит в том, что оно протекает
в
интроспективном плане и
вербализации от общения с другими. Характерно, что общение с
другими включает множество невербальных средств коммуникации
и понимания (жест,пауза, ритм, мимика, выражение глаз и
т.д.). Не исключено, что развитие человеческой коммуникации
пойдет по линии увеличения удельного веса этих элементов в
общении и со временем, следуя предсказаниям писателей-
фантастов, мы станем телепатировать. Но пока язык остается
уникальным
всеобщим способом
Логично предположить, что общение с самим собой
осуществляется через использование средств невербальной
коммуникации. Каждый знает это состояние - “знаю, понимаю, а
сказать не могу”.
Целесообразно выделить два
еще не вербализованный и уже вербализованный - именно его
принято
именовать внутренней речью.
различные
степени словесной
следовательно,
она всегда характеризуется,
первичной
словесной офрмленностью,
достигая большей адекватности.
Все языки делятся на естественные, искусственные и частично искусственные, или смешанные.
Естественные языки
Искусственные языки, в отличие от естественных, создаются людьми для точной и экономичной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного или другого искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной – языком—объектом. Искусственные языки находят широкое применение в науке и технике.
Особую группу составляют смешанные
языки, которые создаются на основе
естественного языка с
4. Что такое закон логики? Какие
свойства мышления отражают
Мышление человека подчинено законам мышления или логическим законам. Они управляют процессом мышления.
Закон – это внутренняя, существенная и необходимая связь между предметами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях. Мышление также имеет связанный характер, однако эта связь немного иная. Структурным элементом здесь выступают мысли, являющиеся отражениями вещей и явлений. Связанность здесь проявляется в том, что возникающие и циркулирующие в головах людей мысли существуют не отдельно и изолированно, а подобно осколкам разбитого зеркала, в каждом из которых отражаются лишь отдельные кусочки действительности.
Поэтому закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Эти законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер. Законы мышления сложились в результате многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете существования и отрицание одних и тех же признаков. Каждый из законов мышления устанавливает определенную связь мыслей и по—своему отражает объективную логику окружающей действительности.
Объективность законов мышления является неоспоримой и доказывается рядом фактов:
1) их соблюдение – необходимое
условие познания и
2) их несоблюдение ведет к
нарушению речевых
Логический закон – это
На основе этого положения и выводится понятие логического закона. Формальная связь между мыслями называется также логической связью. Это связи между признаками в понятии и самим понятием, между элементами суждения и самим суждением.
Законы логики имеют определенную задачу. Она заключается в формулировке основания, фундаменте правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины. Поэтому логические законы не являются законами в собственном смысле этого слова, так как этот термин используется для описания явлений и предметов действительности. Логические законы отражают реальные, объективные связи между высказываниями: объединение, разъединение, обусловленность и пр.
5. Что такое закон тождества
и каковы характерные его
Одним из законов мышления выступает закон тождества.
Закон тождества гласит: «каждая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе (а есть а или а = а, где под а понимается любая мысль)».
Тождество – это категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. Тождественность мысли самой себе подразумевает, что на всем протяжении рассуждения она должна иметь определенное устойчивое содержание. Закон достаточного обоснования может быть выражен следующим образом: p > p (если p, то p), где p– любое высказывание, > – знак имплакции.
Из закона тождества следует, что
нельзя отождествлять различные
мысли, а тождественные мысли
нельзя принимать за нетождественные.
Часто нарушения этого
При использовании понятия
Впервые закон тождественности сформулировал Аристотель, у которого он звучит следующим образом: «Рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необходимо выделять в них качественно определенное, устойчивое, относительно тождественное, придавая словам определенное, тождественное значение».