Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Логика".
Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только "музейное" значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно ее) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики.
Так зачем нам нужна
логика, какую роль она играет
в нашей жизни? Логика
Каждый из нас хорошо
знает, что по содержанию
Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.
Если по содержанию
Законы правильного мышления
Представьте себе круг вашего знания по логике сегодня, только в начале ее изучения. Это знание невелико, и его можно изобразить небольшим кружочком - вот так: Q. Вне этого кружочка лежит все то, чего вы пока не знаете. Его граница является границей вашего знания, но одновременно она является и границей вашего незнания.
Человек с древних времен
стремился познать законы
Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми.
В Древней Греции, Древней
Индии, Древнем Риме законы
и формы правильного мышления
изучались в рамках
Мыслить логично - значит
мыслить точно и
Представьте себе, что вас спросили: "Почему днем бывает светло?" А вы ответили: "Потому что днем свет делает день светлым". Вы нарушили правила логики и, по сути, ничего не объяснили.
Величайший древнегреческий
философ Аристотель первым
Иногда законы логики
нарушают непроизвольно, по нез
Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач.
Развитие логики
Постижение науки логики
дает нам возможность узнать
законы, правила и приемы мышления,
которые помогают
В своем развитии логика
прошла ряд этапов. Современную
логику часто называют
Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах.
Основные формы чувственного познания:
1. Ощущение - это отражение свойств,
признаков, сторон отдельных
2. Восприятие - это целостный образ
предмета, объекта, воздействующего
на органы чувств. Этот образ
возникает в результате
3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.
Абстрактное мышление
(от лат. Abstractio – «отвлечение». Понятие
введено Боэцием, как перевод
греческого термина, который
Мысленное обособление, отвлечение от тех или иных свойств, сторон или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.
Отдельные типы абстракции, по видам несущественного подразделяются на:
Обобщающую абстракцию;
Идеализацию;
Изолирующую абстракцию – выделение исследуемого явления из определённой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
Абстракция актуальной бесконечности
– тип абстракции, при которой
бесконечные множества
Конструктивизация – огрубление объектов реальности, отвлечение от неопределённости их границ.
По целям абстракция подразделяется на:
формальную абстракцию – вычленение свойств, представляющих важность для теоретического анализа;
абстракцию содержательную – вычленение свойств, которые имеют практическое значение.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Познание - душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений.
Мышление — это всегда активный процесс, так как он направлен на достижение определенного результата, осознание, изменение, дополнение информации.
Абстрактное мышление — это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира, которые зачастую невозможно познать иным способом, и в этом проявляется степень необходимости. Для повышения эффективности процесса мышления применяется понятие логических форм. Это формы, в которых протекает логическое познание. Они характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру. Такая структура существует объективно, т. е. не зависит от конкретного человека, а характеризует особенности окружающего мира. Давая определение логическим формам, необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект — это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить. Предикат — дает понятие о признаке предмета. Связка представляется словом «есть» и может отсутствовать. В этом случае вместо нее ставится тире. Кванторным словом является слово «все». Таким образом, суждения выражаются в формах типа «Все (квантор) S (субъект) есть (связка) P (предикат)».
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Сравнением
является мысленное
Анализом
называется мыслительное
Синтез
– это мысленное соединение
в единое целое частей
Абстрагирование
– мысленное выделение одних
признаков предмета и
Обобщение
– мысленное объединение
Указанные
логические приемы образования
понятий взаимосвязаны и
Процесс
образования понятий связан с
процессом их обозначения,
Всякое понятие имеет содержание и объём. С точки зрения логики содержанием понятия называется совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии. Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
О содержании понятия нельзя говорить в отрыве от его объёма. Объёмом понятия называется множество обобщённых в нём предметов. Например, под объёмом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.