Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Логика".
Недопустимость "порочного круга" в определении. Понятия, входящие в определяющую часть, сами должны определяться без помощи определяемого понятия. Здесь мы впервые встречаемся с "порочным кругом", который проникает во многие логические операции.
Например, в
определении "Вращение есть
движение вокруг своей оси"
будет допущена ошибка круга,
если понятие "ось" само
определяется через понятие "
Определение должно быть четким и ясным, т. е. смысл, содержание всех понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и их объемы должны быть достаточно четко ограничены. Требование кажется весьма простым, однако его не всегда легко выполнить, ибо слова нашего естественного языка часто имеют весьма расплывчатые значения и мы порой склонны принимать за определения метафоры, сравнения и иные риторические фигуры. Например, не являются определениями следующие утверждения: "Быстрота - мать успеха", "Пехота - царица полей", "Хлеб - всему голова" и т. п., ибо хотя они, может быть, и остроумны, однако не раскрывают содержания определяемых понятий.
Желательно, чтобы определение не было отрицательным. Определение должно нести информацию, отрицательные же определения содержат ничтожно малую информацию.
Виды определений
Различают реальные и номинальные определения.
Реальным
называется определение,
Соответствующие реальные и номинальные определения обычно легко преобразуются друг в друга, например, реальное определение "Бриллиант есть отшлифованный алмаз" легко сделать номинальным: "Бриллиантом называют отшлифованный алмаз".
Номинальные
определения представляют
Важную
роль в науке и в повседневной
жизни играют остенсивные
В детстве
мы именно так начинали
Остенсивные
определения
Классификация — это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.
Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого.
Первый вид предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие — в группах принадлежности. Так, например, воздействие — это есть сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. И выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.
Второй вид классификации — разделение целого. Главный его признак заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии классификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), закономерная последовательность (исходные и заключительные действия), рамки целого (сущность явления).
Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п.
Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн. различных видов животных, или растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация дает возможность рассмотреть это многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.
Широко применяется
Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.
Языковой формой выражения суждения является предложение Подобно тому как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо. Например: «Трудовой договор с Новиковым расторгнут по инициал тиве администрации», «По данному делу следственный эксперимент не проводился». В этих суждениях отражены связи между предмета" ми и их признаками, эти связи выражены в форме утверждения или отрицания, они могут быть либо истинными, либо ложными.
Кроме повествовательных существуют вопросительные и побудительные предложения, которые суждений не выражают. Напри' мер, «Кто сегодня дежурный?», «Вызваны ли свидетели?», «Войди* те!», «Следуйте за мной» и т.п. :
Вопросительное предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению'. Побудительное предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий,;
также не выражает суждения; как и
вопросительное предложение, не утверждая
и не отрицая чего-либо, оно не
может рассматриваться как
' От собственно вопросительных предложений следует отличать предложения:! вопросительно-риторические (риторический вопрос), содержащие утверждение или| отрицание в форме вопроса. Например: «Кто же этого не знает?», «Разве можно так| поступать?». Эти предложения выражают суждения «Это знают все», «Так поступать| нельзя». Они могут быть как истинными, так и ложными.
Суждение и предложение
Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий (терминов) суждения: субъекта (от латинского subjektum), отражающего предмет суждения; и предиката (от латинского praedi-katum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку — элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т.п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.
В распространенном предложении кроме главных членов — подлежащего и сказуемого — имеются дополнительные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении «Судебные речи известного русского юриста А.Ф. Кони отличались глубоким психологическим анализом обстоятельств дела» субъектом является понятие «судебные речи известного русского юриста А.Ф. Кони», предикатом — «отличались глубоким психологическим анализом обстоятельств дела». Связка грамматически не выражена.
Грамматический анализ предложения, выражающего данное суждение, показывает, что это простое распространенное двусоставное повествовательное предложение, в котором субъект и предикат выражаются «группой подлежащего» и «группой сказуемого», включающими в свой состав кроме главных и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения
могут совпадать с субъектом и предикатом суждения только в простом нераспространенном двусоставном предложении, например: «Халатность (S) — преступление (Р)». В большинстве случаев такого совпадения нет. Так, в суждении «Столицей Российской Федерации является город Москва» субъект — понятие «столица Российской Федерации», предикат — «город Москва», связка выражена словом «является». Грамматический анализ предложения показывает, что слово «Москва» — подлежащее, «является столицей» — сказуемое'.
' Так как для русского языка
характерен подвижный порядок
слов, члены предложения и термины
суждения могут занимать
В отличие от подлежащего
и сказуемого, имеющих определенны»
грамматические формы
В грамматически преобразованном виде эти суждения будут| иметь следующий вид: ;
1) лицом, имеющим высшее
2) юридическое образование,
3) высшее образование, которое имеет Степанов (S), является! юридическим (Р). |
Различие между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его. выражения в том или ином языке.
Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное^ единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.
Простое суждение – это суждение, которое не включает в себя другие суждения. В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждении, – принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета, – они делятся на: атрибутивные суждения, суждения с отношениями и суждения существования.
1) Атрибутивное – это суждение
о признаке предмета. В нем
отражается связь между
Атрибутивные суждения
Данные суждения состоят
из: субъекта, предиката и связки;
логическая схема этого
Субъект суждения – это понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета – предикат суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом.
Субъект и предикат