Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:03, реферат
Из истории мы знаем о том, как более тысячи лет назад наши предки сильно страдали от беспорядка в своей жизни, от неумения «владеть собой». Тогда они обращались за помощью к варягам: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.» (Нестор. Повесть временных лет.)
Сегодня наша жизнь снова как будто являет собой пример очевидного беспорядка, от которого страдают очень многие.
Между тем всем и давно известно, что порядок в действиях, поступках, в жизни отдельного человека и общества есть внешнее выражение внутреннего порядка в умах, мыслях людей. Вопросы о порядке в мыслях, о структуре, формах и законах правильного мышления рассматриваются логикой. Поэтому знакомство с основами логики представляется жизненно важным делом для каждого человека.
7. В результате сжигания нефти, угля, бензина, в земной атмосфере... накапливается двуокись углерода, которая ... создает так называемый парниковый эффект ... «Парниковый эффект» вызывает потепление планеты. Это, по мнению ученых, приведет к нарушению климата планеты ...
8. Все материальное находится в пространстве. Все, что находится в пространстве, протяженно. Все протяженное не просто.
9. Не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала. Лошадь захромала- командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город пленных не щадя, потому что в кузнице ... (С.Я.Маршак)
10. Все, способствующее разрушению, враждебно культуре; все, враждебное культуре, вредит общему благосостоянию; но от того, что вредит общему благосостоянию, следует воздерживаться всеми возможными способами.
Например:
Если студент занимается не систематически, то он не имеет прочных знаний.
Если он не имеет прочных знаний, то он не будет хорошим специалистом.
Если он не будет хорошим специалистом, то не сможет занять престижную вакансию.
Если он не сможет занять престижную вакансию, то, возможно, будет обречен на непрестижную работу
Если студент занимается не систематически, то, возможно он будет обречен на непрестижную работу.
(АВ) & (ВС) & (СD) & (DF)
(АF)
Состоит из условной (большей) и категорической (меньшей ) посылок.
Здесь выделяют 4 возможных вида - модуса силлогизма:
1. От утверждения истинности основания в категорической посылке переходят к утверждению истинности следствия в заключении.
Если В, то С ВС Это утверждающий модус
В
----------------
2. От отрицания истинности следствия условного суждения в меньшей посылке переходят к отрицанию истинности основания в заключении.
Если В, то С ВС Это отрицающий модус
не-С С
не-В
Оба эти модуса гарантируют необходимость и истинность вывода из посылок. Это правильные модусы. Два других модуса не дают необходимости и истинности вывода, потому что их структура не соответствует правилам (законам) логики. Это неправильные модусы:
Если В, то С Если В, то С
не-В С
?
ЗАДАНИЕ 14. Определить посылки и заключение условно-категорического умозаключения, построить схему вывода, определить модус и его правильность.
Например: Если каждый день пить кофе, то рано или поздно в голову придет хорошая идея.
Этот человек каждый день пьет кофе.
------------------------------
Следовательно, ему рано или поздно в голову придет хорошая идея.
ВС или ВС, В - С или ( ВС )^ В
В
-------------
C
Вариант:
1. Если человек умирает, не узнав, что такое любовь, то он уносит с собой в могилу свое горе.
Человек умер, не полюбив.
2. Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.
Корабли не могут входить в нее.
3. Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступления.
Но обвиняемый не был дома.
4. При пожарах всегда бьют в набат.
Сейчас бьют в набат.
5. Если туман не рассеется, вылет будет задержан.
Вылет не задержан.
6. Николай не справится с этим заданием, если не усвоит теоретический материал.
Николай усвоил теоретический материал.
7. Если стороны прямоугольников попарно равны, то и их площади равны.
Площади данных прямоугольников равны.
8. Если число делится на 2 и на 3, то оно делится на 6.
Число 48 делится на 6.
9. Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом.
Этот человек пал духом.
10. Если бывают сильные морозы, то хлеб погибает.
Хлеб погиб.
Чисто разделительный силлогизм.
Состоит из разделительных посылок. Заключение тоже бывает разделительным суждением. Это снижает значимость данного вида силлогизмов и они не очень употребительны.
Например: Четырехугольники бывают равносторонние или неравносторонние.
Равносторонние есть квадраты или ромбы.
------------------------------
Четырехугольники есть квадраты или ромбы или неравносторонние.
Разделительно-категорический силлогизм
Состоит из разделительной (большей) и категорической (меньшей) посылок.
Здесь выделяют два возможных вида - модуса силлогизма:
Утверждающе-отрицающий modus ponendo tollens
Меньшая посылка (категорическое суждение), утверждает один из членов (дизъюнктов) большей разделительной (дизъюнктивной) посылки.
В заключении же вследствие этого все остальные (дизъюнктивные) члены большей посылки отрицаются.
Пример: Деревья бывают либо лиственными, либо хвойными. ВС
Данное дерево хвойное. В
------------------------------
Данное дерево не лиственное. Не-С
Отрицающе-утверждающий modus tollendo ponens
Меньшая посылка (категорическое суждение) отрицает все члены (дизъюнкты) большей разделительной (дизъюнктивной) посылки, кроме одного. Этот последний и утверждается в заключении.
Пример: Преступление может быть совершено путем действия или без-
действия
Это преступление не совершено путем действия. Не-В
------------------------------
Это преступление совершено путем бездействия. С
ЗАДАНИЕ 15. Сделать вывод из посылок по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, построить его схему.
Вариант:
1. Он не купил билет, или опоздал к началу сеанса.
Он опоздал к началу сеанса.
2. Стрелка амперметра, включенного в электрическую цепь, не отклоняется от нуля, потому, что или к цепи не подключен источник тока, или амперметр неисправен.
Установлено, что к цепи не подключен источник тока.
3. Обнаружить логическую ошибку в софизме может человек, обладающий логической или математической строгостью мышления. Николай, обнаруживший ошибку в софизме, обладает логической строгостью мышления.
4. «...Войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным или смешанным. Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны» (Макиавелли)
5. Люди содействуют или противодействуют ходу истории.
Это человек не содействовал ходу истории.
6. Этот человек заблуждается сам или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается.
7. Каждый треугольник является либо тупоугольным, либо прямоугольным, либо остроугольным.
Треугольник АВС является остроугольным.
8. Каждый треугольник является либо тупоугольным, либо прямоугольным, либо остроугольным.
Треугольник АВС не является остроугольным.
9. Суждение может быть либо утвердительным, либо отрицательным.
Это суждение утвердительное.
10. Суждение может быть либо утвердительным, либо отрицательным.
Это суждение является отрицательным.
Условно-разделительный (лемматический) силллогизм.
Состоит из условных и разделительных посылок. В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой (если разделительная посылка содержит два члена), трилеммой (если в разделительной посылке три члена) и полилеммой ( число разделительных членов больше двух).
Дилемма - условно-разделительный силлогизм с двумя взаимоисключающими выводами, альтернативами. Дилемма бывает утверждающей (конструктивной) или отрицающей (деструктивной). Кроме того, дилемма бывает простой или сложной.
Различия между простой и сложной конструктивными дилеммами состоит в том, что:
1. в большей посылке простой дилеммы каждое из двух разных оснований обуславливает одно и то же следствие, а в сложной дилемме разные основания обуславливают разные следствия;
2. в простой дилемме заключение является категорическим суждением, а в сложной - разделительным.
Пример простой конструктивной дилеммы:
Если число делится на 6, то оно делится на 2; Если А, то С АС
если число делится на 8, то оно делится на 2. Если В, то С ВС
Данное число делится на 6 или на 8. А или В АВ
------------------------------
Данное число делится на 2. С С
Пример сложной конструктивной дилеммы:
Если в горящем доме я пойду по лестнице, то получу ожоги;
если я выпрыгну из окна, то получу ушибы.
Но я только и могу, что выпрыгнуть из окна или пойти по лестнице.
Я получу ожоги, или получу ушибы.
Если А, то В АВ; СД; АС
Если С, то Д
А или С В Д
В или Д
Различия между простой и сложной деструктивными дилеммами состоят в том, что:
a) в большей посылке простой дилеммы два возможных следствия вытекают из одного основания, а в сложной - из двух оснований;
b) заключение в простой деструктивной дилемме является категорическим суждением, а в сложной - соединительным (конъюнктивным) суждением.
Пример простой деструктивной дилеммы:
Если растение является деревом, то оно либо лиственное, либо хвойное.
Данное растение не есть ни лиственное и ни хвойное.
------------------------------
Данное растение не есть дерево.
Если А, то или В, или С
Но не - В и не - С
не - А
Пример сложной деструктивной дилеммы:
Если треугольник прямоугольный ,то в нем есть два угла ,сумма которых равна одному прямому углу;
если треугольник тупоугольный , то в нем есть два угла , сумма которых меньше прямого угла.
В данном треугольнике или нет двух углов , сумма которых равна прямому углу или нет двух углов , сумма которых меньше прямого угла .
Данный треугольник и не прямоугольный, и не тупоугольный.
Если А , то В ; если С , то Д
Но не - В или не - Д
__________________________
не - А и не - С
ЗАДАНИЕ 16.Определить вид дилеммы, сделать вывод, построить схему вывода.
Вариант:
1. Если суждение частноутвердительное или общеутвердительное, то оно обращается или чисто (без ограничения), или с ограничением.
Данное суждение не обращается ни чисто, ни с ограничением.
2. Если преступник проник в помещение через дверь, то должен быть взломан замок;
если же он проник в помещение через окно, то должен был оставить свои следы на окне.
Замок не сломан и следы на окне не обнаружены.
3. Если он сегодня был на работе, то мог узнать об этом событии от своих сослуживцев, а если он сегодня был дома, то мог узнать об этом из передачи телевидения.
Он или не узнал ничего об этом событии от своих сослуживцев, или не смотрел передачу телевидения.
4. Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает внимания.
Если наука упражняет умственные способности, то она заслуживает внимания.
Каждая наука или сообщает полезные факты или упражняет умственные способности.
5. Если Вы хотите получить «отлично» по логике, то Вам надо регулярно решать логические задачи.
Если Вы хотите получить «отлично» по логике, то Вы должны блестяще знать теорию.
Но Вы нерегулярно решали логические задачи, или не знаете блестяще теории.
6. Если алиби засвидетельствовано родственниками обвиняемого, то он сам его изобрел.
Если алиби засвидетельствовано друзьями обвиняемого, то он сам его изобрел.
Но алиби этого обвиняемого засвидетельствовано или друзьями, или родственниками обвиняемого.
7. Если Николай упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой.
Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, то он способен овладеть этой наукой.