Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:02, курсовая работа
Основными целями статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, изучение потенциала обеспечения товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования. Инфраструктура в целом и ее элементы могут быть измерены в денежной форме с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные элементы инфраструктуры и ее виды измеряются в натуральных единицах. Статистика изучает инфраструктуру рынка как самостоятельный предмет.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Статистическое изучение инфраструктуры рынка. . 6
1.1. Инфраструктура рынка как объект статистического изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Статистические показатели, характеризующие инфраструктуру рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Метод статистической группировки в изучении инфраструктуре рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Расчетная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Аналитическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.1. Постановка задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.2. Методика решения задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.3. Технология выполнения компьютерных расчетов . . 38
3.4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Содержание и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода статистических группировок: образование социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.
Для решения этих задач соответственно применяют типологические, структурные и аналитические группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.
Типологические группировки. Важнейшим их содержанием является выделение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов и превращения их в качественно однородные.
Типологические группировки широко применяются в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить их зарождение, развитие и отмирание, состоит основная задача типологических группировок.
При использовании метода
типологических группировок важное
значение имеет правильный выбор
группировочного признака.
При атрибутивном признаке с незначительным
разнообразием его значений число групп
определяется свойствами изучаемого явления:
группировка населения по половозрастному
признаку, предприятий торговли — по формам
собственности и т.д. [5]
Выделение типов на основе количественного признака состоит
в определении групп с учетом значений
(величины) изучаемых признаков. При этом
очень важно правильно установить интервал группировки,
на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются
границы выделения их нового качества.
Многообразие общественных
явлений обусловливает
Наряду с выделением
типов хозяйств, разделением населения
по социальным группам в практике коммерческих служб
торговли и быта выделяются однородные
группы, которые различаются между собой
качественными особенностями. Эту
многоярусность типологических группировок
необходимо определять, поскольку социально-экономическую
их сущность нельзя беспредельно расширять.
Например, группировку магазинов по специализации
(продовольственные, непродовольственные,
смешанные) не следует ставить в один ряд
с социально-экономическими группировками,
так как она отражает определенную специфику
в характере организации труда и торгового
процесса.
Среди продовольственных
могут быть магазины, разные
по формам собственности, организации труда и другим
признакам, которые нельзя включать в
одну социально-экономическую
группу.
Структурные группировки. Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это — группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки формируются на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.[4]
С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть — по специализации; работники торговли — по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных табл. 1.1.
Таблица 1.1
Пример группировки торговых предприятий района по объему товарооборота (в % к итогу)
Группы магазинов по объему товарооборота, тыс. руб. |
Число магазинов |
Розничный товарооборот |
Торговая площадь |
До 1700 |
21,87 |
11,22 |
18,05 |
1700-2000 |
28, 13 |
19,04 |
21,38 |
2000-3000 |
21,87 |
20,00 |
19,08 |
3000-4200 |
15,63 |
22,23 |
19,47 |
Свыше 4200 |
12,50 |
27,51 |
22,02 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Приведенная в табл. 1.1. группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру изучаемой совокупности по ряду признаков, концентрацию торгово-закупочного процесса, нашедшего свое выражение в укрупнении магазинов по величине товарооборота. Крупные магазины имеют большую долю в обороте, чем в общей их численности. Данная группировка, кроме того, позволила выявить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. На практике структурная группировка с комплексным решением задач встречается довольно часто. Однако в коммерческой деятельности нередко применяется другой вид группировки. Так, для изучения явления, а также связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки взаимосвязей между признаками, выступающими в роли причины или следствия явления. Из них можно выделить следующие:
Наиболее распространенный
вид коммерческих связей представлен
в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Качество продукции
и продолжительность договорных
связей
поставщиков с магазином
Продолжительность связей магазина с поставщиками, лет |
Число поставщиков тавщиков |
Доля стандартной продукции, % | |
абсолютная величина |
% к итогу | ||
До 3 3—7 7—11 Свыше 11 |
4 9 7 5 |
16 36 28 20 |
73 78 85 98 |
Итого: |
25 |
100,0 |
88,5 |
Данные группировки позволяют сделать вывод о том, что устойчивые и надежные хозяйственные связи между сторонами, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.
Комбинированные группировки. Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
Применение комбинированных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.). [6]
Таблица 2.1
№ предприятия п./п. |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
1 |
180 |
4,5 |
2 |
235 |
5,4 |
3 |
225 |
5,2 |
4 |
340 |
10,0 |
5 |
279 |
8,5 |
6 |
245 |
5,6 |
7 |
140 |
3,3 |
8 |
190 |
4,5 |
9 |
179 |
4,2 |
10 |
215 |
5,25 |
11 |
250 |
6,4 |
12 |
261 |
6,0 |
13 |
275 |
7,5 |
14 |
285 |
7,5 |
15 |
299 |
9,0 |
16 |
300 |
8,6 |
17 |
281 |
6,5 |
18 |
208 |
5,75 |
19 |
180 |
4,0 |
20 |
200 |
4,0 |
21 |
218 |
5,75 |
22 |
230 |
5,6 |
23 |
240 |
5,8 |
24 |
255 |
6,8 |
25 |
259 |
7,2 |
26 |
270 |
7,0 |
27 |
290 |
8,0 |
28 |
240 |
6,2 |
29 |
221 |
4,8 |
30 |
210 |
5,25 |
Цель статистического
Задание 1
По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.
Выполнение Задания 1
Торговой площади
Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:
где –наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k - число групп интервального ряда.
Определяем число предприятий, входящих в каждую группу, используя принцип полуоткрытого интервала [ ), согласно которому фирмы со значениями признаков, которые служат одновременно верхними и нижними границами смежных интервалов (180; 220; 260; 300 м2), будем относить ко второму из смежных интервалов.
Для определения числа предприятий в каждой группе строим разработочную таблицу 2.3 (данные графы 4 потребуются при выполнении Задания 2).
Таблица 2.3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
№ группы |
Группировка |
Кол-во предприятий |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
1 |
140-180 |
2 |
319 |
7,5 |
2 |
180-220 |
8 |
1601 |
39 |
3 |
220-260 |
10 |
2400 |
59 |
4 |
260-300 |
8 |
2240 |
60 |
5 |
300-340 |
2 |
640 |
18,6 |
Информация о работе Статистическое изучение инфраструктуры рынка