Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 06:08, курсовая работа
Данный курсовой проект был направлен на изучение и выявление достоинств и недостатков, а также выявление проблем с ростом потребительских цен.
Статистика цен образует самостоятельный блок в экономической статистике. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен – важное условие статистического обеспечения ценообразования в экономике. Основная задача статистики цен – отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику.
Введение 4
Раздел 1 Теоретическая часть.
1.1 Цена как экономическая категория и ее роль в рыночной экономике. Задачи статистического изучения 6
1.2 Система цен и тарифов. Виды цен 8
1.3 Сущность и значение индексов потребительских цен 10
1.4 Расчет индексов потребительских цен 14
1.5 Международная практика расчетов индексов потребительских цен 19
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами 25
2.1 Задание 1 25
2.1.1 Определение исходных данных 25
2.1.2 Ранжирование данных 25
2.1.3 Групповые и общие средние величины по каждому признаку 28
2.1.4 Расчет относительных показателей по группам 30
2.1.5 Линии регрессии зависимости результативного признака от факторного 31
2.1.6 Показатель тесноты связи между признаками. 31
2.1.7 Коэффициент вариации для факторного и результативного признака 33
2.1.8 Структурные средние величины 33
2.1.9 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин 38
2.1.10 Индивидуальные для каждой фирмы и общие для объединения в целом базисные показатели 39
2.2 Задание 2 42
2.2.1 Анализ рядов динамики средней заработной платы 42
2.2.2 Обработка ряда динамики средней заработной платы 43
2.2.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами 48
2.2.4 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов 49
2.2.5 Индекс планового задания заработной платы 50
Заключение 52
Библиографический список
Пааше
и Ласпейреса
При использовании этих формул следует иметь в виду, что формула Ласпейреса имеет тенденцию завышать рост цен, поскольку потребители сокращают расходы на те товары, чьи цены увеличиваются (по отношению к остальным товарам), Путем замещения более дорогих товаров некоторыми более дешевыми они могут купить набор товаров и услуг, адекватный предыдущему, но он обойдется им дешевле, чем обошлась бы им покупка предыдущего набора потребительских товаров по новым ценам, чистая величина увеличения стоимости набора представляет собой увеличение "реальной стоимости жизни". Индексы, исчисленные по методу Пааше, в которых цены взвешиваются по текущему периоду, напротив, занижают реальные расходы потребителя.
Предположим,
индекс потребительских цен
Однако в действительности структура потребления семьи может меняться, и происходит это в силу ряда обстоятельств: подвержен изменениям состав самой семьи, не остается постоянным ее реальный доход, меняются вкусы и предпочтения ее членов, происходят, наконец, сдвиги в соотношении цен на отдельные виды продукции, побуждающие семью сокращать потребление одних товаров, увеличивая при этом потребление других. Потребителя меняют стиль своего поведения (а следовательно, состав потребительской корзины тоже изменяется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Если, например, возрастает цена мяса, его заменяют рыбой. Это означает, что со временем потребители будут покупать потребительскую корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобных замен не было и, таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.
Индекс потребительских цен не принимает во внимание качественные сдвиги. В той мере, в какой произошло улучшение качества товаров и услуг против базисного года, должно было произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стоимости потребительской корзины целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изменений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.
Но все это означает, что в реальных условиях экономический смысл формулы утрачивается. Фактически формула носит весьма условный характер, так как предполагается, что, несмотря ни на какие изменения, состав потребления семьи остается прежним. Формула позволяет оценить масштабы роста цен, с которым сталкивается рассматриваемая семья, но достигается это ценой далекого от реальности искусственного предположения о неизменности потребляемой ею корзины благ.
Переход
от отдельной семьи к социально-
В отечественной статистической практике расчет ИПЦ производится на основе модификации формулы Ласпейреса:
где - цена единицы товара в потребительской корзине базисного периода; - то же текущего периода;
- количество каждого товара в потребительской корзине базисного периода;
- стоимость каждого товара в потребительской (рыночной) корзине в базисном периоде.
Этот вариант формулы
где - индивидуальный индекс цен единицы товара;
- доля товара или доля расхода на товар в общих расходах в базисном периоде.
Эти два варианта формулы Ласпейреса предполагают использование отношения цены текущего периода к базисному. Но сравнение цен каждого товара за длительные периоды требует жесткого контроля за сохранением характеристик данных товаров. Эти требования сложно применить для текущей ситуации в России, где для розничной торговли характерно непостоянство наличия продаваемых товаров, частое их замещение, приватизация торговых предприятий и возникновение неформальных рынков. Поэтому в статистической практике отдано предпочтение варианту формулы Ласпейреса с использованием отношения цены товара в текущем периоде ( ) к цене в предыдущем периоде ( ). В конечном счете основная формула для расчета индекса потребительских цен в России такова:
или
где - стоимость потребительской корзины базисного периода в ценах предыдущего периода;
- индивидуальный индекс цен
(отношение уровня цен
или
Формулы (1.5) и (1.6) арифметически тождественны формулам (1.3) и (1.4) и считаются более универсальными, чем формула (1.3), поскольку используемый цепной процесс облегчает введение новых товаров или их замещение, когда в этом возникает необходимость.
В
потребительскую корзину
Набор основных потребительских товаров и услуг представлен тремя основными подгруппами:
1) продовольственные товары;
2) непродовольственные товары;
3) платные услуги населению.
По данным регистрации цен на товары-представители определяются индексы цен по каждому товару, а по данным семейных бюджетов - стоимость покупок в базисном периоде в среднем на семью. На основе этих данных рассчитывается стоимость потребительского набора базисного периода на семью в ценах отчетного периода и ИПЦ на продовольственные товары (см. пример расчета в табл. 1, цифры условные).
Таблица 1-Расчет индекса потребительских цен продовольственного набора.
Вид товара |
Стоимость покупок базисного периода |
Индекс цен на товары-представители |
Стоимость потребительского набора базисного периода в ценах отчетного периода, |
Говядина |
12000 |
1,023 |
12276 |
Колбасные изделия |
8500 |
1,080 |
9180 |
Картофель |
7000 |
1,100 |
7700 |
Яйца, шт. |
4500 |
1,000 |
4500 |
Масло раст. |
6500 |
1,035 |
6728 |
Хлеб |
7500 |
1,000 |
7500 |
итого |
46000 |
47884 |
1.5 Международная практика расчетов индексов потребительских цен
Отечественная статистическая практика уже имеет определенный опыт расчета ИПЦ. Однако изучение зарубежного опыта может способствовать ее совершенствованию. В этом отношении заслуживает внимания практика США. Рассмотрим ее более подробно.
Бюро трудовой статистики (БТС) в США начало исчисление индекса потребительских цен в 1917 г., после вступления США в первую мировую войну. С 1921 г. началась регулярная публикация общенационального индекса. К этому времени уже имелся почти 20-летний опыт расчета индекса розничных цен на продовольственные товары.
Индекс потребительских цен измеряет движение среднего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые городским населением США. Перечень товаров и услуг, цены которых участвуют в построении индекса потребительских цен, весьма широк и не сводится к предметам первой необходимости и включает от продуктов питания до персональных компьютеров, от услуг акушеров до услуг бюро похоронных принадлежностей, от развлекательной литературы до университетских учебников.
Индекс потребительских цен - агрегированный показатель, в нем усредняется движение цен на все многообразие потребительской продукции по всем городам страны. Наряду с индексом цен на потребительскую продукцию в целом рассчитываются индексы для отдельных товарных групп разной степени укрупненности. С начала 40-х годов индекс потребительских цен публикуется ежемесячно. За прошедшие с тех пор годы его значение не только не снизилось, но и возросло. По словам профессора Принстонского университета Алана Блайдера (1980 г.), "индекс потребительских цен остается экономическим барометром, за показателями которого следят, вероятно, пристальнее всего".
В
течение всей истории развития индекса
потребительских цен его
Важнейшее усовершенствование состояло в том, что, начиная с 1934 г., сбор цен на включенные в "корзину" потребительские блага стал осуществляться с помощью так называемых "спецификаций", т.е. таких описаний потребительских свойств товаров, которые давали возможность сравнивать год от года цены на товары приблизительно одного и того же качества.
Указывалось
на необходимость разработки теоретической
концепции индекса
Совершенствуя ИПЦ, БТС стремится делать это в короткие промежутки времени, приуроченные к пересмотрам устаревающей "корзины" товаров и услуг (в послевоенный период такие пересмотры осуществлялись с интервалом около 10 лет). Подлежащий внедрению очередной "пакет" усовершенствований, как правило, широко обсуждается в комиссиях и подкомиссиях Конгресса США, на которые приглашаются не только официальные представители БТС, но и все основные "потребители" ИПЦ.
Одна из долгосрочных тенденций развития индекса потребительских цен в США заключалась в неуклонном расширении его социально- демографической базы.
Индекс потребительских цен измеряет не движение цен вообще, а движение, с которым сталкивается определенная группа населения. В США границы этой группы зависят от того, какие направления практического использования индекса считаются на том или ином этапе важнейшими.
В 20-е годы главная задача, которую правительство ставило и решало с помощью индекса потребительских цен, заключалась в регулирований трудовых конфликтов. Сосредоточив внимание на низкооплачиваемой части наемной рабочей силы, БТС сформировало "корзину" представительных товаров и услуг, опираясь на структуру потребительских расходов узкой и достаточно однородной группы населения (малообеспеченные семьи рабочих и служащих, состоящие из трех и более человек с общим доходом не выше 2000 долл. в год).
В послевоенный период индекс потребительских цен остается инструментом политики доходов и, вместе с тем, применяется правительством как ориентир при осуществлении общеэкономической фискальной и кредитно-денежной политики. Кроме того, многочисленные компоненты индекса потребительских цен стали широко использоваться министерством торговли США для пересчета ВНП и других стоимостных показателей в сопоставимых ценах базисного года.
Новые
задачи входили в противоречие с
первоначальной, их решение требовало
расширения демографической базы индекса
далеко за пределы той группы населения,
где сосредоточены