Статистика потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект был направлен на изучение и выявление достоинств и недостатков, а также выявление проблем с ростом потребительских цен.
Статистика цен образует самостоятельный блок в экономической статистике. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен – важное условие статистического обеспечения ценообразования в экономике. Основная задача статистики цен – отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1 Теоретическая часть.
1.1 Цена как экономическая категория и ее роль в рыночной экономике. Задачи статистического изучения 6
1.2 Система цен и тарифов. Виды цен 8
1.3 Сущность и значение индексов потребительских цен 10
1.4 Расчет индексов потребительских цен 14
1.5 Международная практика расчетов индексов потребительских цен 19
Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами 25
2.1 Задание 1 25
2.1.1 Определение исходных данных 25
2.1.2 Ранжирование данных 25
2.1.3 Групповые и общие средние величины по каждому признаку 28
2.1.4 Расчет относительных показателей по группам 30
2.1.5 Линии регрессии зависимости результативного признака от факторного 31
2.1.6 Показатель тесноты связи между признаками. 31
2.1.7 Коэффициент вариации для факторного и результативного признака 33
2.1.8 Структурные средние величины 33
2.1.9 Расчет доверительных интервалов для общих средних величин 38
2.1.10 Индивидуальные для каждой фирмы и общие для объединения в целом базисные показатели 39
2.2 Задание 2 42
2.2.1 Анализ рядов динамики средней заработной платы 42
2.2.2 Обработка ряда динамики средней заработной платы 43
2.2.3 Индексы заработной платы с постоянными и переменными весами 48
2.2.4 Индексы заработной платы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов 49
2.2.5 Индекс планового задания заработной платы 50
Заключение 52
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 507.23 Кб (Скачать файл)

Правительство пошло на такое расширение: в начале 60-х годов в основу ИПЦ была положена выборка семей рабочих  и служащих без каких-либо ограничений  на численность семьи и размера  ее доходов. Единственное ограничение  заключалось в том, чтобы трудовой доход составлял не меньше половины всего дохода семьи и хотя бы один из членов семьи проработал как минимум 37 недель в году (т.е. был, согласно американской терминологии, полностью занятым).

В 70-е годы резкое ускорение инфляционного  роста потребительских цен ударило прежде всего по категории малообеспеченных лиц с фиксированными доходами (пенсионеры и получатели разного рода государственных пособий).

Стремясь  поддержать их жизненный уровень, американское правительство начиная с 1975 г. сделало  их пенсии и пособия объектом государственной  политики индексации (речь идет об автоматической коррекции размеров выплат в зависимости  от масштабов инфляции, оцениваемых  по динамике индекса потребительских цен). В результате область практических применений ИПЦ стала шире. Однако возникло еще одно противоречие. Значительная часть населения указанной категории по структуре своих потребительских расходов сильно отличается от категории лиц, образующей социально-демографическую базу ИПЦ. Достаточно сказать, что у лиц в возрасте 65 лет и старше удельный вес услуг здравоохранения в расходах в среднем в 2-3 раза выше, чем у лиц трудоспособных возрастов. Но большие различия в структуре потребления населения почти всегда влекут значительные расхождения в масштабах инфляции, с которыми сталкиваются разные его слои. Поэтому индекс потребительских цен, исчисленный для экономически активной группы рабочих и служащих, - весьма несовершенный инструмент коррекции доходов пенсионеров и лиц, живущих на государственные пособия. В этой ситуации правительство предприняло дальнейшее расширение демографической базы ИПЦ.

Начиная с 1978 г. наряду с ИПЦ для городских  рабочих и служащих (его стали  обозначать как ИПЦ-Р) стали рассчитывать индекс для всего городского населения  страны (ИПЦ-Г). По американским оценкам  в начале 80-х годов выборка  семей, лежавшая в основе ИПЦ-Р, представляла около 40%, а в основе ИПЦ-Г - около 80% всего населения.

Двукратное  расширение демографической базы ИПЦ  означало большой шаг вперед в  обеспечении возможностей адекватного  измерения инфляционного роста  цен и пересчета системы национальных счетов в сопоставимые цены базисного года.

ИПЦ строится с помощью четырех выборок:

городов, представляющих все города страны;

          семей в каждом из отобранных городов (эти семьи служат объектом статистического обследования, в ходе которого выявляется детализированная структура их потребительских расходов);

магазинов и предприятий сферы услуг, где эти семьи осуществляют покупки (отобранные магазины - объекты ежемесячного статистического обследования, в ходе которого собираются данные о ценах на потребительскую продукцию, входящую в состав "корзины");

приобретаемых семьями товаров и услуг, т.е. отбор элементов "корзины".

Величина  построенного на выборках индекса, естественно, зависит от того, каков конкретный состав этих выборок: замена любой из данных четырех выборок выборкой одного состава сопряжена, как правило, с изменением числовой величины индекса.

При построении ИПЦ использовались методы вероятностного (научного) отбора исходной статистической информации. Выборка семей на всем протяжении существования ИПЦ осуществлялась вероятностными методами. Все остальные выборки долгое время конструировались экспертами, которые руководствовались собственными представлениями об их желательном составе. Так, отбор городов осуществлялся в основном исходя из их важности с точки зрения улаживания трудовых споров. Отбирались лишь крупные города.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

В 1953 г. порядок отбора изменился. В  выборку были включены 12 городов  с населением 1 млн. человек и выше. Города же с меньшей численностью (вплоть до 2500 человек) были разбиты на три группы, и в рамках каждой из них была проведена представительная выборка с применением случайного отбора. При этом учитывались различия в климате, плотности населения, уровне дохода и других признаках.

Выборка магазинов и предприятий сферы  услуг (МПСУ) до 1974 г. осуществлялась экспертно, вне зависимости от того, в какой  мере ими пользуется население, образующее социально-демографическую базу ИПЦ. В выборку включались, как правило, МПСУ, расположенные в деловом центре города. Кардинальное совершенствование выборки МПСУ началось в 1974 г. Впервые было специально обследовано 23 тыс. семей для выяснения где, в каких именно МПСУ приобретаются те или иные виды товаров и услуг. Полученный перечень стал основой для вероятностного отбора тех 6500 МПСУ, в которых в дальнейшем осуществлялся сбор данных о ценах на представительные товары и услуги.

Обновление  выборки МПСУ с 1977 г. становится ежегодным. Единовременное обследование населения  заменяется циклической серией последовательных обследований. Ежегодно в результате опросов осуществляется обновление состава МПСУ в 1/5 всех включенных в  представительную выборку городов. Тем самым полное обновление выборки  МПСУ занимает пять лет. В середине 80-х годов эта выборка насчитывала  уже свыше 20000 МПСУ.

Наибольшие  трудности возникли при внедрении  вероятностных методов в процесс создания представительной выборки товаров и услуг ("корзины"). Долгое время основанием для включения того или иного товара в "корзину" был его высокий удельный вес в семейных расходах. Начиная с 1935 г. БТС при отборе товаров-представителей стремилось дополнительно учесть, насколько типично движение цен на них. Делались попытки группировать товары на основе сходства в динамике их цен и только после этого в рамках каждой такой группы выбирать для включения в "корзину" тот товар, среднесемейные расходы на который были наибольшими. В дальнейшем, однако, БТС отказалось от этого замысла как чрезмерно дорогостоящего.

В середине 60-х годов начались попытки  сконструировать "корзину" вероятностными методами. Они осуществлялись в нескольких направлениях. Была разработана иерархическая классификация многих тысяч имеющихся в продаже товаров и услуг. В качестве главного критерия была принята общность функционального назначения.

В современном виде классификация  имеет четыре уровня. Высший уровень  представлен семью наиболее крупными категориями потребительской продукции (продукты питания, одежда и др.). Каждая из категорий распадается на широкие классы продукции; 69 таких классов образуют второй уровень. Третий уровень включает 207 товарных групп и, наконец, четвертый состоит из 364 подгрупп.

Данная  классификация используется в сочетании  с результатами систематически проводимых единовременных обследований потребительских расходов населения.

  Обследование позволяет оценить  размеры среднесемейных расходов  городского населения на каждую  из 364 товарных подгрупп четвертого  уровня классификации. Агрегирование  этих оценок дает величину  расходов на каждую из 207 товарных  групп третьего уровня. Именно  эти группы и служат "элементами корзины". Иными словами, публикуемый в настоящее время ИПЦ представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой присутствуют 207 слагаемых. Сами же значения семейных расходов играют роль фиксированной системы взвешивания цен.

Подгруппы четвертого уровня образуют совокупность единиц, которую используют для проведения вероятностных выборок. Вероятность отбора любой из подгрупп принимается пропорционально доле семейных расходов на нее в соответствующей товарной группе более высокого, третьего уровня. Но эти же самые подгруппы выступают как исходный пункт деятельност໳ многочисленных служащих БТС в городах страны, на которых возложен вероятностный отбор конкретных разновидностей продукции в МПСУ.

Во  время первого визита во включенный в выборку МПСУ магазин служащий БТС должен отобрать по одному товару из всех представленных подгрупп. Для этого он определяет круг имеющихся в продаже конкретных товаров, принадлежащих каждой данной подгруппе, и затем с помощью представителя магазина назначает вероятность их выбора пропорционально объему продаж. Сам выбор осуществляется с помощью таблиц случайных чисел. При таком отборе одна и та же товарная группа (элемент "корзины") в разных магазинах может быть представлена разными товарами. Во время последующих визитов осуществляется лишь сбор данных о ценах на попавшие в выборку товары. Всего по стране ежемесячно собирается около 95000 таких данных.

Вероятностный метод отбора, по мнению БТС, обладает тем достоинством, что в конструируемом на его основе индексе достигается  сочетание фиксированной системы  взвешивания с гибкой системой отбора и замены представительных товаров  и услуг.

Новая система отбора позволила ослабить недостаток, свойственный предшествующей системе, когда единая для всей страны "корзина" формировалась из конкретных, имеющихся в продаже товаров  и услуг. Исчезновение с местного рынка любого из таких товаров требовало замены его другим, удовлетворяющим той же спецификации, что далеко не всегда было возможно.

Кардинальное  видоизменение ключевого для  ИПЦ понятия фиксированной "корзины", переход от взвешенной системы представительных товаров и услуг к взвешенной системе видов продукции, "наполнение" которых конкретными образцами  своевременно адаптируется к сдвигам в рыночной конъюнктуре и потребительских предпочтениях, следует рассматривать как значительное повышение адекватности измерения инфляционного роста потребительских цен.

Таким образом, создание и постоянное совершенствование  индекса потребительских цен  в США находились в тесной связи  с потребностями общественного  развития и экономической политикой американского государства. К числу наиболее важных направлений его совершенствования можно отнести постоянное расширение социально-демографической базы индекса и все более широкое использование методов вероятностного отбора исходной статистической информации. Оба эти процесса способствовали повышению точности, статистической надежности ИПЦ как измерителя инфляционного роста потребительских цен в стране.

Индексу потребительских цен в США  отводится ключевая роль. Измерение  динамики цен на потребительские  товары и услуги и измерение стоимости жизни рабочих и служащих осуществляются в целях политики индексации их заработной платы.

 

Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами

 

Задание 1

1.1  Определение исходных данных.

Таблица 1 – исходные данные для проектирования при С = 113

Фирма

Среднегодовая стоимость  ОФ, т.р.

ССЧ П П П, чел.

Стоимость ТП, т.р.

1

40

280

6

2

130

60

80

3

30

20

50

4

50

4

13

5

60

130

11

6

30

70

10

7

80

8

6

8

130

11

130

9

50

70

7

10

110

60

120

11

45

330

8

12

90

80

70

13

90

50

60

14

70

10

80

15

70

7

1

16

80

12

60

17

60

50

40

18

110

11

10

19

140

40

4

20

50

5

2

21

163

528

122

22

163

118

126

23

218

124

183

24

228

118

120

25

213

124

193

26

173

117

126

27

183

122

120

28

233

203

193

29

193

126

223

30

188

183

163

Информация о работе Статистика потребительских цен