Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

«Витебский государственный технологический университет»

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «управление финансами»

на тему: «Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь»

 

 

Студент

ФПК и ПК

группы ФМ – 16                Д.А.Карчевский

 

Руководитель

преподаватель кафедры             И.Г.Бабеня

 

 

 

 

ВИТЕБСК

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

1 Банковский надзор в Республике Беларусь

6

1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора

6

1.2 Основные принципы банковского надзора

16

1.3 Организационная структура банковского надзора

23

1.4 Этапы банковского надзора

28

2 Организация  банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области

41

2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области

41

2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора

52

2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков

52

2.2.2 Оформление результатов проверки

62

2.2.3 Применяемые меры воздействия

67

2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора

71

3 Основные направления развития банковского надзора

78

3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора

78

3.2 Дистанционный  надзор и проверки банков

79

3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь

81

Заключение

87

Список  использованных источников

89

Приложение А Наименования экономических нормативов, их содержание и требуемые значения

92

Приложение Б Положением о Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по Витебской области

97

Приложение В Положение об Управлении банковского надзора

104

Приложение Г Координационный план контрольной (надзорной) деятельности на первое полугодие 2012 года в г. Минске (БАНКИ)

109

Приложение Д Примерная форма акта комплексной проверки

110

Приложение Е Примерная форма заключения по результатам комплексной проверки

112

Приложение Ж Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах по состоянию на 1 мая 2012 года

113


 

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система  и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция  современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Банковская  система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

Надзор – форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор – это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Эффективное функционирование банковской системы – необходимое условие развития рыночных отношений во всех развитых странах. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка или министерства финансов.

В таких странах как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами.

В отечественной  практике надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка.

Для успешного  формирования устойчивой кредитно-денежной политики банков необходим определенный уровень регулирования их деятельности со стороны государства, так как банковская система функционирует на взаимном доверии банков и клиентов, подкрепленном финансовой надежностью банковского дела. Государство и центральный банк заинтересованы в безопасном развитии банковской системы, поэтому они вынуждены прибегать к регулированию и надзору.

Целью данной работы является исследование состояния надзора за деятельностью банков в Республики Беларусь, освещение основных этапов банковского надзора, порядка организации, проведения и оформления результатов надзора за деятельностью банков. Объектом исследования является надзор за деятельностью банков, а предметом – организация, особенности проведения и пути совершенствования банковского надзора на территории Республики Беларусь. В работе рассмотрены:

функции и виды банковского надзора в Республике Беларусь;

характеристика его основных принципов, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;

организационная структура банковского надзора, его основные этапы;

организация банковского надзора в Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по Витебской области, функции и задачи Управления банковского надзора;

организация и основные этапы проверки банков.

перспективы развития банковского надзора в Республике Беларусь.

Данная работа разработана  в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, Банковским кодексом, Уставом Национального банка, на основе принципов Базельского комитета и международного опыта.

 

1 БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора

 

Во всех экономически развитых государствах регулирование  банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике  отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата, особенно во время кризиса.

Для успешного  формирования устойчивой кредитно-денежной политики банков необходим определенный уровень регулирования их деятельности со стороны государства, так как банковская система функционирует на взаимном доверии банков и клиентов, подкрепленном финансовой надежностью банковского дела. Государство и центральный банк заинтересованы в безопасном развитии банковской системы, поэтому они вынуждены прибегать к регулированию и надзору.

Надзор – форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Банковский надзор представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется проверка деятельности банков, определяются целевые ориентиры и направления развития банковского сектора; то есть банковский надзор – это комплекс мероприятий, который направлен на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях [1, с.3].

При осуществлении  банковского надзора используются различные рычаги воздействия с  целью обеспечения ликвидности, достаточности капитала и надежности функционирования банковской системы. От качества банковского надзора в значительной степени зависят своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности и возможность предупреждения различного рода злоупотреблений.

Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных банковских комитетов.

Эффективное функционирование банковской системы – необходимое условие развития рыночных отношений во всех развитых странах. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка или министерства финансов.

В таких странах как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами.

В отечественной  практике надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка.

В Республике Беларусь надзор за банками осуществляется:

соответствующими  надзорными подразделениями Национального  банка;

внутренним  аудитом (аудиторскими службами банка);

внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими  независимый аудит);

собственниками.

Основными целями надзора за банками являются:

- защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;

- защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько банков, и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);

- обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;

- формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;

- разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;

- защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

В последнее время банковский надзор имеет риск-ориентированную направленность. Таким образом, основной целью надзора является идентификация и предупреждение развития возможных проблем отдельных банков и банковской системы в целом на возможно более раннем этапе с целью недопущения дестабилизации банковской системы. На выбор этой цели оказала влияние специфика банковской системы Республики Беларусь, которая характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким уровнем кредитных рисков. Банковский надзор должен иметь перспективный взгляд на профиль риска банков, что позволит ему заблаговременно устранять любую серьёзную угрозу стабильности банковской системы со стороны любых действующих или возникающих рисков.

За Национальным банком закреплено право надзора  за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:

- наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;

- возможность сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;

- возможность использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;

- большим историческим опытом банковского надзора со стороны центральных банков других государств;

- связью с международными организациями в области надзора.

Для реализации функций в области банковского надзора осуществляются проверки представителями Национального банка и по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами).

В соответствии со Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, целями Национального банка в области регулирования деятельности банков являются:

- повышение устойчивости функционирования банковского сектора и поддержание финансовой стабильности;

- защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;

- обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

Надзор за банками  не гарантирует, что банк не разорится. Однако органы надзора могут владеть  инструментами и методами для  разрешения создающихся в банках сложных ситуаций.

Главное управление банковского надзора Национального  банка Республики Беларусь держит в  поле своего внимания и анализирует  основные процессы, протекающие в  банковской системе страны. Выполняя функции надзора за банками, он обеспечивает решение следующих задач:

• лицензирование банков и их филиалов;

• непосредственный документарный надзор за крупнейшими банками республики, итоговый контроль, свод и анализ пруденциальной и финансовой отчетности всех банков Беларуси;

• инспектирование банков и филиалов на местах, обеспечение работы ликвидационных комиссий;

• подготовка сводных статистических и аналитических материалов о состоянии банковской системы республики и отдельных банков;

Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь