Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
- оценка качества управления банком: корпоративное управление (организационная структура, планирование, взаимодействие уполномоченного органа управления банком и исполнительных органов банка, кадровая политика), система управления рисками, система внутреннего контроля, внутренний аудит, взаимодействие с аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем);
- соблюдение банком единой методики расчета нормативного капитала, величины активов и обязательств, включаемых в расчет нормативов, размеров рисков, выполнение нормативов безопасного функционирования;
- выполнение банком требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок проведения банками операций; организацию кредитных отношений; наличного денежного обращения, кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, банковскими пластиковыми карточками, электронными деньгами; а также соблюдение требований по валютному регулированию и валютному контролю, предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности; требований в области обеспечения бесперебойной работы банка как участника системы BISS), безопасности и защиты информационных ресурсов, технической укрепленности и оснащенности помещений банка;
- иные направления деятельности банка в соответствии с целями и перечнем вопросов, подлежащих проверке.
При проведении проверки структурного подразделения банка в рамках комплексной проверки банка деятельность структурного подразделения рассматривается по следующим направлениям:
- соблюдение законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих проверяемые вопросы, выполнение соответствующих рекомендаций Национального банка, соблюдение ЛНПА банка;
- достоверность, полнота и своевременность представления банку сведений для включения в пруденциальную отчетность;
- состояние кредитного и операционного риска (при необходимости по указанию руководителя проверки – иных рисков) с указанием факторов влияния;
- прибыльность (доходность);
- качество управления: адекватность характера и масштаба деятельности структурного подразделения его организационной структуре, кадровому составу, полномочиям руководства подразделения, планы и их выполнение, взаимодействие органов управления банка и руководства структурным подразделением, кадровая политика, включенность в систему управления рисками, осуществление внутреннего контроля, внутренний аудита, взаимодействие с аудиторской организацией.
При проведении тематической проверки банка, структурного подразделения банка оценка их деятельности осуществляется по отдельным направлениям в соответствии с целями и перечнем вопросов, подлежащих проверке.
2.2.2 Оформление результатов проверки
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующего банковскую деятельность, составляется акт. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой (рисунок 3), не позднее 15 рабочих дней после завершения проверки, которые подписываются руководителем рабочей группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка. Структура акта проверки определяется в зависимости от вида проверки (комплексная, тематическая) и перечня проверяемых вопросов. Примерная форма акта комплексной проверки приведена в приложении Д.
Основание назначения проверки; дата и номер предписания на ее проведение; должность, фамилия, имя и отчество лиц, проводивших проверку
Рисунок 3 - Структура акта (справки) проверки
Составлено автором.
Главные управления по областям по результатам проверок подразделений банков оформляют Информацию для включения в акт проверки банка (в случае выявления в ходе проверки нарушений нормативно-правовых актов) или Информацию по результатам проверки в случае отсутствия нарушений нормативно-правовых актов. К данной Информации предъявляются те же требования (за исключением подписания), что и к акту (справке) проверки банка. Информация подписывается проверяющими и передается на ознакомление руководству проверенного подразделения банка. По передаче на ознакомление Информации подразделения банка могут подготовить пояснения и/или возражения, которые с мнением проверяющих должны быть переданы руководителю проверки не позднее 3 дней с момента получения.
В акте объективно, ясно и точно излагаются выявленные факты нарушений. Однородные нарушения группируются в таблицах, сводных ведомостях нарушений, которые затем прикладываются к акту проверки. Приложениями к акту могут быть копии или выписки из различных документов, справки, расчеты и тому подобное.
Акт (справка) тематической проверки, проводимой специалистами центрального аппарата Национального банка и Главного управления, составляется в 2 экземплярах, управлениями Главного управления – в 3 экземплярах. Первый экземпляр акта со всеми приложенными документами представляется лицу, назначившему проверку с отметкой «Экземпляр настоящего акта (справки) вручен «____» ________________г. руководителю банка» и подписью руководителя банка, а второй – вручается руководителю проверяемого банка.
О выявлении фактов недостач, хищений, должностного подлога сообщается лицу, назначившему проверку, и материалы передаются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются:
- наименование проверенного банка, его юридический адрес;
- характер выявленных нарушений;
- какие не соблюдены нормативно-правовые акты;
- фамилия и инициалы должностных лиц виновных в нарушениях актов законодательства.
К материалам проверок должны быть приложены при необходимости подлинники бухгалтерских, финансовых и других документов, регистров оперативного и бухгалтерского учета, в том числе хранящиеся на электронных носителях информации в виде электронных документов, свидетельствующие о совершении (сокрытии) нарушений законодательства.
Акты (справки) оформляются грифом «Для служебного пользования».
По результатам комплексной проверки составляется также заключение. Примерная форма заключения по результатам комплексной проверки приведена в приложении Е. При необходимости по результатам тематической проверки составляется заключение по указанию лица, назначившего проверку.
Заключение по результатам проверки состоит из двух частей.
Первая часть заключения – документ, в сжатом виде представляющий для руководства Национального банка выводы по результатам проверки банка и содержащий рассчитанную инспекционную оценку банка по результатам проверки (в случае проведения комплексной проверки), а также оценку:
- финансового состояния, рисков и качества управления банком;
- эффективности произведенных за проверяемый период изменений в деятельности банка и управлении им, изменений персонального состава руководства банка, организационной структуры, основных ЛНПА и другого;
- влияния вышеуказанных изменений на увеличение или снижение рисков деятельности банка;
- изменения уровня рисков, качества управления (ухудшение, улучшение) банком по сравнению с предыдущей проверкой, с изложением причин.
Вторая часть заключения по результатам проверки раскрывает и однозначно подтверждает краткие выводы и оценки, сделанные в первой части заключения на основании материалов, содержащих подробную и обоснованную оценку достаточности нормативного капитала, рисков, прибыльности (доходности) деятельности банка и качества управления банком. Структура второй части заключения зависит от состава проверяемых направлений деятельности банка, структурного подразделения банка.
В заключении анализируется деятельность проверяемого банка (в случае тематической проверки – отдельные направления его деятельности), характеризуются его финансовое состояние и перспективы развития, принимаемые им на себя риски, организация управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояние системы внутреннего контроля, соблюдение нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк, а также отражаются ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков (в случае их выявления).
Согласно пункту 208 главы 37 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, к заключению по результатам проверки составляются приложения, которые представляют собой аналитические материалы в табличной форме (например, структура нормативного капитала, активов, кредитного портфеля ресурсов, доходов и расходов и другого) и (или) в виде графиков и диаграмм, формы пруденциальной отчетности с корректировками, заполненные формы анализа различных групп активов с выводами об отнесении клиентов к той или иной группе кредитного риска, организационная структура банка, перечень ЛНПА, материалы внесистемного учета отдельных операций, форма подготовки к проведению проверки, расчет инспекционной оценки по результатам комплексной проверки и иные материалы по усмотрению руководителя проверки.
Заключение по результатам проверки составляется в одном экземпляре, который остается в Национальном банке.
В заключении по результатам проверок подразделений банка Главные управления по областям подготавливают единое заключение, включающее информацию обо всех подразделениях банка, проверенных сотрудниками конкретного Главного управления Национального банка по области.
Принятие решений по результатам проверки. По результатам проведения проверки Комитет по обеспечению стабильности банковской системы принимает решение о вынесении проверяемому субъекту предписания и (или) о применении к нему меры воздействия на основании статьи 134 Банковского кодекса Республики Беларусь. Решение выносится на основании акта (справки) проверки и заключения по результатам проверки в течение 30 рабочих дней со дня подписания (отказа от подписания) руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка.
2.2.3 Применяемые меры воздействия
В случаях, предусмотренных статьей 97 Банковского Кодекса Республики Беларусь, Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности или приостановить ее действие, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций.
В случае невыполнения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией предписания об устранении нарушений, наличия убытков по результатам деятельности банка или небанковской кредитно-финансовой организации за год, а также если указанные в статье 97 Банковского кодекса Республики Беларусь нарушения либо другие действия банка или небанковской кредитно-финансовой организации привели к созданию положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, Национальный банк вправе:
- потребовать принятия мер по улучшению финансового состояния банка или небанковской кредитно-финансовой организации, в том числе изменения структуры активов;
- внести предложения о замене руководителя банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо провести повторную оценку соответствия руководителя, главного бухгалтера банка или небанковской кредитно-финансовой организации квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;
- потребовать отстранения руководителя банка или небанковской кредитно-финансовой организации от занимаемой должности;
- предложить участникам (собственнику имущества) банка или участникам небанковской кредитно-финансовой организации предпринять действия, направленные на увеличение нормативного капитала таких банка, небанковской кредитно-финансовой организации до размера, обеспечивающего соблюдение ими нормативов безопасного функционирования;
- изменить для банка или небанковской кредитно-финансовой организации нормативы безопасного функционирования на срок до одного года либо до устранения нарушений;
- ввести запрет на открытие филиалов (отделений) и (или) создание структурных подразделений банка на срок до одного года либо до устранения нарушений;
- изменить перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности;
- передать банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию во временное управление Национального банка либо назначить временную администрацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь