Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
Руководство деятельностью Главного управления осуществляет начальник Главного управления, который утверждается на должность в соответствии с кадровым реестром Национального банка. Заместители начальника Главного управления назначаются на должность в соответствии с кадровым реестром Национального банка.
Начальник Главного управления несет персональную ответственность за полную сохранность всех ценностей, организацию кассовой работы, инкассации денежной выручки и перевозки ценностей, организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Начальник Главного управления:
- действует от имени Национального банка, в объемах полномочий, предоставленных доверенностью, выданной в установленном порядке;
- обеспечивает и несет персональную ответственность за четкую организацию работы Главного управления, за правильное применение законодательства Республики Беларусь;
- направляет специалистов Главного управления для проверки предприятий и филиалов (отделений) банков, получения необходимых документов и информации.
Экономическое управление является самостоятельным структурным подразделением Главного управления, в своей деятельности руководствуется в своей деятельности руководствуется Уставом Национального банка, Положением о Главном управлении, законодательством Республики Беларусь, приказами и распоряжениями Национального банка.
Участие
в реализации политики Национального
банка и Правительства
- сбор, систематизация и анализ общеэкономической финансовой информации о создании и развитии банковского сектора экономики региона;
- анализ кредитной задолженности;
- контроль за выполнением банками основных показателей их деятельности, денежно-кредитных показателей;
- организация работы по внедрению в регионе системы безналичных расчетов на основе использования банковских пластиковых карточек;
- составление ежемесячного и квартального бюллетеней банковской статистики;
- организация работы по денежному обращению;
- консультирование банковских учреждений, субъектов хозяйствования по вопросам, входящим в компетенцию управления;
- подготовка материалов для участия в работе комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при облисполкоме;
- организация работы регионального узла ЕРИП;
- подготовка и представление Национальному банку установленных форм отчетностей;
- другие функции по поручению руководства.
Управление бухгалтерского учета и отчетности является самостоятельным структурным подразделением Главного управления.
Задачи управления:
- организационное обеспечение бухгалтерского учета и отчетности в Главном управлении;
- документальное оформление ведения бухгалтерского учета;
- обеспечение расчетного и кассового обслуживания Государственных организаций и организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка.
Функции управления:
- соблюдение Учетной политики Национального банка;
- обеспечение бухгалтерского учета, отчетности, расчетов и внутрибанковского контроля в Главном управлении;
- документальное оформление и ведение бухгалтерского учета;
- рассмотрение документов клиентов на открытие, закрытие счетов;
- заключение, регистрация и хранение договоров.
Управление кассовых операций и перевозки ценностей является самостоятельным структурным подразделением Главного управления. Обеспечение потребности области в наличных деньгах и организация их обработки на всех этапах движения, в соответствии с требованиями актов законодательства Республики Беларусь и нормативных актов Национального банка, является задачей управления. Выполняет следующие функции:
- оказывает методологическую помощь и осуществляет контроль по вопросам организации кассовой работы и перевозок;
- изучает купюрное строение и осуществляет контроль за качеством денег, находящихся в обращении, создает их необходимый запас и обеспечивает потребность налично-денежного оборота области в денежных знаках Национального банка, организует изъятие из обращения ветхих денежных знаков;
- получает, систематизирует и анализирует статистическую и бухгалтерскую отчетности, иную экономическую информацию;
- участвует в комплексных проверках учреждений банков;
- организует работу и осуществляет контроль за обменными пунктами по операциям с наличной иностранной валютой для физических лиц;
- осуществляет контроль за сохранностью ценностей в кладовых и кассах Главного управления;
- организует работу по автоматизации кассовых операций и инкассации, внедрению новых технических средств и кассового оборудования.
Служба безопасности и защиты информации является самостоятельным структурным подразделением Главного управления.
Основные задачи службы:
- реализация указаний Национального банка в области обеспечения безопасности и защиты информации Главного управления;
- обеспечение безопасности персонала, сохранности ценностей и имущества в Главном управлении;
- организация работ по обеспечению надежного функционирования систем связи и решение задач технической защиты информации в этих системах.
Отдел кадровой и правовой работы является самостоятельным структурным подразделением Главного управления. Задачи отдела:
- участие в формировании и развитии стабильного трудового коллектива;
- правовое обеспечение деятельности Главного управления;
- представление интересов деятельности Главного управления в судах и иных государственных органах по правовым вопросам.
Функции отдела:
- формировании кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности;
- формирование штатного расписания;
- организация правового обеспечения работы Главного управления;
- участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, ревизий;
- информирование работников об изменении законодательства Республики Беларусь.
Отдел банковских систем является самостоятельным структурным подразделением Главного управления. Задачи отдела:
- планово-организационное обеспечение бесперебойного функционирования и развития информационной системы Главного управления;
- организация и обеспечение функционирования регионального узла единого расчетного пространства (РУ ЕРИП).
Функции отдела:
- организация и проведение обследования участников банковской деятельности с целью её автоматизации;
- обеспечения функционирования Автоматизированной банковской системы «Учетно-операционные работы» на базе системы EQUATION;
- обеспечение информационного обмена между региональными участниками ЕРИП, бесперебойного функционирования узла;
- выполнение работ по обеспечению информационной безопасности и антивирусной защиты компьютеров;
- организация доступа и безопасного использования внешних электронных носителей информации сотрудниками Главного управления;
- анализ потребности, эффективности, причин нарушения функционирования технических средств.
Отдел организационной и
Задачи отдела:
- организационное, документационное, справочно-информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Главного управления;
- обеспечение хозяйственного обслуживания помещений, создание надлежащих санитарно-гигиенических условий для труда сотрудников.
Управление кассовых операций и инкассации в г. Полоцке является необособленным структурным подразделением Главного управления с отдельным местом нахождения, в г. Полоцке, пр-кт Ф. Скорины, д. 24. Руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Национального банка, Положением о Главном управлении, а также приказами и распоряжениями начальника Главного управления. Структура утверждается постановлением Правления Национального банка.
Задача управления – обеспечение потребности региона в наличных деньгах и организация их обработки на всех этапах движения, в соответствии с требованиями актов законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов Национального банка.
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
Управление банковского надзора является самостоятельным структурным подразделением Главного управления, в своей деятельности руководствуется Уставом Национального банка, Положением о Главном управлении, Положением Главного управления «Об Управлении банковского надзора» (приложение В), законодательством Республики Беларусь.
Основные задачи управления:
- контроль за выполнением денежно-кредитной политики Республики Беларусь в части надзора за деятельностью областной банковской системы;
- осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью учреждений банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в объеме, необходимом для поддержания их стабильного функционирования, защиты интересов кредиторов вкладчиков.
В соответствии с задачами на управление возлагаются функции:
- организация и проведение на территории области проверок учреждений банков по вопросам обеспечения безопасного и ликвидного банковского дела;
- выявление и оценка рисков в деятельности учреждений банков;
- подготовка материалов проверки (актов и заключений);
- внесение предложений о применении мер воздействия по результатам проверки;
- рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, учреждений банков по вопросам банковской деятельности;
- выполнение других функций [25, с.2].
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
Основной деятельностью Управления банковского надзора остается контрольно-проверочная работа.
В соответствии с главой 12 Указа № 510, проверки банков, филиалов, представительств и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляются с целью определения непосредственно на месте финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта, принимаемых им на себя рисков, организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояния системы внутреннего контроля, соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк, а также выявление ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства.
Координационный план контрольной (надзорной) деятельности (приложение Г) формируется органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленного Национальным банком сводного плана проверок, включающего проверки, планируемые к проведению центральным аппаратом Национального банка и его структурными подразделениями, в том числе в рамках ведомственного контроля. В соответствии с распоряжением Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года № 866 «О формировании и представлении в Комитет государственного контроля сводного плана проверок Национального банка», главные (самостоятельные) управления центрального аппарата и структурные подразделения Национального банка, осуществляющие проверки, обязаны ежегодно не позднее 15 апреля и 15 октября направлять в Главное управление банковского надзора предложения для включения в сводный план проверок Национального банка. Координация проверок, включенных в сводный план проверок, осуществляется Национальным банком. Координационный план размещается на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки. На основании координационного плана Главное управление банковского надзора и управления банковского надзора Главных управлений Национального банка по областям ежеквартально составляют планы проверок с указанием структурных подразделений банка и вида проверки.
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь