Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
В случае нарушения
банковской группой или банковским
холдингом установленных
- потребовать устранения выявленных нарушений;
- предъявить к головной организации такой банковской группы и (или) такого банковского холдинга требование об исключении возможности оказания ею существенного влияния на решения, принимаемые органами управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации, признаваемых входящими в состав этой банковской группы и (или) этого банковского холдинга.
В случае нарушения
банками или небанковскими
- потребовать устранения выявленных нарушений;
- предъявить к головной организации такой банковской группы и (или) такого банковского холдинга требование об исключении возможности оказания ею существенного влияния на решения, принимаемые органами управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации, признаваемых входящими в состав этой банковской группы и (или) этого банковского холдинга;
- применить другие меры воздействия.
Национальный банк вправе применить за одно и то же нарушение одновременно или последовательно несколько мер воздействия в случаях, предусмотренных Национальным банком.
Применение мер воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка или небанковской кредитно-финансовой организации, наличия положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из критериев, установленных Национальным банком.
Меры воздействия,
установленные настоящей
Порядок применения мер воздействия к банку и небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается Национальным банком.
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация вправе обжаловать решение Национального банка о применении к ним мер воздействия в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
По результатам
комплексной проверки банка с
учетом дополнительной информации, полученной
при осуществлении дистанционно
Решение о присвоении инспекционной оценки банка по результатам комплексной проверки, а также решение о присвоении уровня риска, показателей достаточности нормативного капитала, доходности (прибыльности) по результатам тематической проверки выносятся начальником Главного управления банковского надзора по предложению руководителя проверки и начальников подразделений дистанционного надзора, согласовываются с заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность Главного управления банковского надзора, и утверждаются Комитетом по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка.
В зависимости
от присвоенной инспекционной
- один раз в течение 12 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 2 до 3,1 балла;
- один раз в течение 24 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 3,11 до 4,15 балла;
- один раз в течение 36 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 4,16 до 6 баллов.
В соответствии со статьей 214 главы 35 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, акционеры, собственник банка, уполномоченный орган управления банком и исполнительные органы банка ставятся в известность о присвоенной инспекционной оценке банка по результатам комплексной проверки, а также о присвоенном уровне риска, показателях достаточности нормативного капитала, доходности (прибыльности) по результатам тематической проверки.
По результатам проверки банка собственникам банка направляется письмо с информацией о выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего банковскую деятельность, с указанием обстоятельств и причин их возникновения и с внесением предложений по их устранению и предотвращению.
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
По состоянию
на 1 января 2012 года в области 24 банка
имеют свои структурные подразделения:
20 филиалов, 534 структурных подразделения банк
В течение 2011 года проведено 12 комплексных проверок (по различным направлениям банковской деятельности), в том числе 1 – в составе рабочей группы центрального аппарата ЗАО «Альфа-Банк». В 2010 году было проведено 10 комплексных проверок, в том числе 1 – в составе рабочей группы центрального аппарата ОАО «Хоум Кредит Банк».
Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок в 2010-2011 годах – неверная классификация активов по группам риска и недосоздание резерва, упущения в управлении операционным риском и организации внутреннего контроля, а также установление факторов, влияющих на ликвидность.
Таблица 2.2 - Анализ работы Управления банковского надзора в 2010-2011 годах
2010 г. |
2011 г. | |
1. Проведение проверок 1.1.Количество проверок всего, в том числе в составе рабочей группы ЦА |
10
1 (Хоум Кредит Банк, г. Минск) |
12
1 (Альфа-Банк, г. Минск) |
1.2. Подготовлено по результатам проверок: -информаций об установленных нарушениях (аналог акта) - заключений о проверенных кредитополучателях с оценкой риска - табличных форм по кредитам проверенных заемщиков -заключений по результатам проверок, в том числе направлено НБ РБ |
10
20
102
10 |
12
27
145
12 |
1.3.Направление
обобщающей информации |
1 |
1 |
2.Работа по оказанию банкам содействия в возврате проблемных кредитов, в том числе: -подготовка
обобщенной информации по -анализ информации о проблемных заемщиках |
5
91 субъект |
6
83 субъекта |
3. Проведение оценки кандидатов на руководящие должности: -количество кандидатов -количество
заседаний специальной Результаты: подтверждено соответствие подтверждено соответствие на 1 год не подтверждено соответствие возвращен пакет документов |
8
6
8 1 - |
10
8
9 1 - 1 |
4. Подготовка аналитических материалов в том числе: -анализ финансового состояния банковской системы области - сравнительный
анализ работы -к расширенному Правлению НБ - информация
для отчета о сотрудничестве
с Главными управлениями -для совещания с учреждениями банков (итоговых по году и полугодию) -информация
об условиях погашения физ. |
22
12
2 4
1
2
1 |
23
12
2 2
1
2
4 |
5.Представление информации в контролирующие, правоохранительные и органы госуправления всего, в том числе: -Прокуратуре
области о состоянии -информацию
для размещения на интернет- -информацию
облисполкому о мерах по |
13
4
9
1 |
18
4
12
2 |
6.Рассмотрение
обращений граждан и в том числе устных, зафиксированных в журнале |
72
48 |
65
51 |
7.Сверка сведений
об административных |
4 |
4 |
8.Изучение тем по англоязычной программе дистанционного обучения FSI Connect Направлено отчетов |
12
4 |
12
4 |
9.Участие: -в ревизиях кассы ГУ, в том числе руководителем ревизии -в заседаниях
рабочей группы по подготовке
заключения о наступлении ( |
4 2
7 |
6 2
3 |
Составлено автором по данным организации
Проверки осуществляются по следующим вопросам: оценка качества активов и эффективности мер по возврату долгов; классификация активов и формирование специальных резервов; оценка факторов влияющих на уровень банковских рисков (кредитного, ликвидности, процентного, операционного); внутренний контроль; качество управления и прибыльность; полнота раскрытия информации и работа с обращениями граждан. Руководителями рабочих групп выступают только специалисты Управления банковского надзора, которые осуществляют координацию деятельности членов рабочей группы, контролируют процесс подготовки промежуточных материалов проверки и взаимодействуют с руководителем рабочей группы центрального аппарата.
Выявленные нарушения и упущения:
ЗАО «А Банк» – нарушения порядка доведения информации при заключении кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним; не осуществлялся административный и финансовый контроль за правильностью расчетов процентов по кредитам физ. лиц; в должностных инструкциях не закреплены обязанности по регистрации операционного риска; структура отдела обслуживания клиентов не соответствовала нормам управляемости (отдел состоял из 1 человека).
ЗАО «Б Банк» – несоответствие условий кредитных договоров с физ. лицами требованиям законодательства в части установления срока досрочного погашения кредита при несогласии кредитополучателя с изменением процентной ставки (30 дней вместо 3 месяцев); отсутствие обязательных сведений в информации об условиях кредитования, а также указание неверных сведений; в заменяющем специальном формуляре не отражены причины замены ранее представленного формуляра; отсутствие в экспертном заключении кредитного менеджера информации о недостоверности справки о доходах (кредит не погашен, в отношении кредитополучателя возбуждено уголовное дело за использование заведомо подложных документов). Отсутствие во внутренних процедурах банка минимальных требований к платежеспособности поручителей, что приводит к принятию в обеспечение поручительств неплатежеспособных физических лиц; отсутствовал должный контроль за заключением кредитных договоров (содержали взаимоисключающие условия) и полнотой заполнения кредитополучателями – физ. лицами анкет для получения кредита.
ОАО «В Банк» – недостоверная классификация активов и условных обязательств; недосоздание спецрезерва; сейф в предкладовой не сдавался под централизованную охрану; без обоснованных ходатайств, устанавливались клиентам завышенные лимиты остатка кассы; искажение отчетности 0520 по кодам; нарушение требований законодательства при составлении отчетности по целевому использованию иностранной безвозмездной помощи виде денежных средств; нарушение законодательства Республики Беларусь в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, при осуществлении финансовых операций, связанных с денежными банковскими переводами физ. лиц; нарушения сроков представления специальных формуляров органам финансового мониторинга.
ОАО «Г Банк» – нарушения порядка доведения информации при заключении кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним (отсутствовали подписи клиентов об ознакомлении с условиями договоров); не осуществлялся административный контроль за соблюдением внутренних процедур при кредитовании (не выполнялись в ряде случаев решения кредитного комитета банка при установлении сроков и порядка погашения кредитов), несоблюдение предоставленных полномочий при выдаче кредита.
ЗАО «Д Банк» установлены нарушения внутренних процедур банка: по клиенту ООО «А» (основной поставщик в республику нефтепродуктов) - не осуществлялись на месте проверки заложенного имущества – товаров в обороте; по ОАО «Б» (крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Беларуси) – в залог принималась оргтехника и мебель как основные средства, что противоречит Кредитной политике банка.
По результатам проверок в 2011 году подготовлено 17 информаций об установленных нарушениях (аналог акта), 27 заключений и 145 табличных форм по кредитам проверенных заемщиков.
Национальным банком с учетом материалов проверок ГУ направлены рекомендации головным банкам: ЗАО «А Банк» – учитывать нормы управляемости при создании подразделений банка; ЗАО «Б Банк» – принять меры по снижению уровня риска по кредитам, признанным с высокой степенью риска; провести внеплановый инструктаж работников банка по вопросу соблюдения порядка заполнения специальных формуляров; ОАО «В Банк» – принять меры по снижению уровня риска по кредитам, признанным с высокой степенью риска (Витебск – 70% проверенной задолженности) и пересмотреть классификацию по группам рискам, провести внеплановый инструктаж работников банка по вопросу соблюдения порядка заполнения специальных формуляров, доработать программное обеспечение «Идентификация клиентов» с учетом требований законодательства и т.д.
По итогам года информация о системных нарушениях и упущениях обобщается и направляется учреждениям банков.
Управление
банковского надзора
Подготавливаются аналитические материалы о финансовом состоянии областной банковской системы. Ежемесячно на основании данных банков подготавливается обобщенная информация о проблемных заемщиках для рассмотрения на заседании рабочей группой облисполкома. В 2011 году проанализирована информация о 83 субъектах хозяйствования; в 2010 – о 91 субъекте хозяйствования.
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь