Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

В случае нарушения  банковской группой или банковским холдингом установленных Банковским кодексом Республики Беларусь нормативов безопасного функционирования для таких групп и холдингов, непредставления головной организацией банковской группы и (или) банковского холдинга или представления ею неполной и (или) недостоверной консолидированной отчетности о деятельности банковской группы и (или) банковского холдинга, нарушения иных требований банковского законодательства и (или) предписаний Национального банка Национальный банк вправе:

- потребовать устранения выявленных нарушений;

- предъявить к головной организации такой банковской группы и (или) такого банковского холдинга требование об исключении возможности оказания ею существенного влияния на решения, принимаемые органами управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации, признаваемых входящими в состав этой банковской группы и (или) этого банковского холдинга.

В случае нарушения  банками или небанковскими кредитно-финансовыми  организациями, признаваемыми входящими  в состав банковской группы и (или) банковского  холдинга, требований банковского законодательства, установленных для банковских групп и банковских холдингов, и (или) соответствующих предписаний Национального банка Национальный банк вправе:

- потребовать устранения выявленных нарушений;

- предъявить к головной организации такой банковской группы и (или) такого банковского холдинга требование об исключении возможности оказания ею существенного влияния на решения, принимаемые органами управления банка, небанковской кредитно-финансовой организации, признаваемых входящими в состав этой банковской группы и (или) этого банковского холдинга;

- применить другие меры воздействия.

Национальный  банк вправе применить за одно и  то же нарушение одновременно или  последовательно несколько мер  воздействия в случаях, предусмотренных  Национальным банком.

Применение  мер воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка или небанковской кредитно-финансовой организации, наличия положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, исходя из критериев, установленных Национальным банком.

Меры воздействия, установленные настоящей статьей, могут быть применены к банку  или небанковской кредитно-финансовой организации, если со дня совершения ими нарушения не истекло два года и со дня его выявления – три месяца.

Порядок применения мер воздействия к банку и  небанковской кредитно-финансовой организации  устанавливается Национальным банком.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация вправе обжаловать решение Национального банка о применении к ним мер воздействия в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

По результатам  комплексной проверки банка с  учетом дополнительной информации, полученной при осуществлении дистанционного надзора, руководителем проверки совместно с куратором банка рассчитывается инспекционная оценка банка. Расчет инспекционной оценки банка базируется на совокупной оценке показателей деятельности банка.

Решение о присвоении инспекционной оценки банка по результатам комплексной проверки, а также решение о присвоении уровня риска, показателей достаточности нормативного капитала, доходности (прибыльности) по результатам тематической проверки выносятся начальником Главного управления банковского надзора по предложению руководителя проверки и начальников подразделений дистанционного надзора, согласовываются с заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность Главного управления банковского надзора, и утверждаются Комитетом по обеспечению стабильности банковской системы Национального банка.

В зависимости  от присвоенной инспекционной оценки для банков могут устанавливаться  сроки проведения плановых комплексных  проверок банков:

- один раз в течение 12 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 2 до 3,1 балла;

- один раз в течение 24 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 3,11 до 4,15 балла;

- один раз в течение 36 месяцев – банки, которые получили инспекционную оценку от 4,16 до 6 баллов.

В соответствии со статьей 214 главы 35 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, акционеры, собственник банка, уполномоченный орган управления банком и исполнительные органы банка ставятся в известность о присвоенной инспекционной оценке банка по результатам комплексной проверки, а также о присвоенном уровне риска, показателях достаточности нормативного капитала, доходности (прибыльности) по результатам тематической проверки.

По результатам  проверки банка собственникам банка  направляется письмо с информацией  о выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего банковскую деятельность, с указанием обстоятельств и  причин их возникновения и с внесением предложений по их устранению и предотвращению.

 

2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора

 

По состоянию  на 1 января 2012 года в области 24 банка  имеют свои структурные подразделения: 20 филиалов, 534 структурных подразделения банков без баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, отделения) и 1 представительство.

В течение 2011 года проведено 12 комплексных проверок (по различным направлениям банковской деятельности), в том числе 1 – в составе рабочей группы центрального аппарата ЗАО «Альфа-Банк». В 2010 году было проведено 10 комплексных проверок, в том числе 1 – в составе рабочей группы центрального аппарата ОАО «Хоум Кредит Банк».

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок в 2010-2011 годах – неверная классификация активов по группам риска и недосоздание резерва, упущения в управлении операционным риском и организации внутреннего контроля, а также установление факторов, влияющих на ликвидность.

 

Таблица 2.2 - Анализ работы Управления банковского надзора в 2010-2011 годах

 

2010 г.

2011 г.

1. Проведение проверок

1.1.Количество  проверок всего,

в том числе

в составе рабочей  группы ЦА

 

10

 

1 (Хоум Кредит  Банк, г. Минск)

 

12

 

1 (Альфа-Банк, г. Минск)

1.2. Подготовлено  по результатам проверок:

-информаций об установленных нарушениях (аналог акта)

- заключений о проверенных кредитополучателях с оценкой риска

- табличных форм по кредитам проверенных заемщиков

-заключений  по результатам проверок,

в том числе  направлено НБ РБ

 

 

 

10

 

20

 

102

 

10

 

 

 

12

 

27

 

145

 

12

1.3.Направление  обобщающей информации руководителям  учреждений банков о выявленных  нарушениях за год

 

1

 

1

2.Работа по  оказанию банкам содействия в  возврате проблемных кредитов,

в том числе:

-подготовка  обобщенной информации по возврату  долгов для рабочей группы облисполкома 

-анализ информации  о проблемных заемщиках

 

 

 

5

 

 

91 субъект

 

 

 

6

 

 

83 субъекта 

3. Проведение оценки кандидатов на руководящие должности:

-количество  кандидатов

-количество  заседаний специальной квалификационной  комиссии ГУ

Результаты:

подтверждено  соответствие

подтверждено  соответствие на 1 год

не подтверждено соответствие

возвращен пакет  документов

 

 

8

 

6

 

8

1

-

 

 

10

 

8

 

9

1

-

1

4. Подготовка аналитических материалов

в том числе:

-анализ финансового  состояния банковской системы области

- сравнительный  анализ работы системообразующих  банков области

-к расширенному  Правлению НБ

- информация  для отчета о сотрудничестве  с Главными управлениями Центробанка  России и Беларуси на заседании  МВС

-для совещания  с учреждениями банков (итоговых по году и полугодию)

-информация  об условиях погашения физ.лицами  кредитов, предоставленных в иностранной  валюте

22

 

 

12

 

2

4

 

1

 

 

2

 

1

23

 

 

12

 

2

2

 

1

 

 

2

 

4

5.Представление  информации в контролирующие, правоохранительные  и органы госуправления всего,

в том числе:

-Прокуратуре  области о состоянии задолженности  по операциям кредитного характера 

-информацию  для размещения на интернет-сайте  Витебского облисполкома о банковских  учреждениях

-информацию  облисполкому о мерах по снижению  проблемной задолженности

 

13

 

 

4

 

 

9

 

 

1

 

18

 

 

4

 

 

12

 

 

2

6.Рассмотрение  обращений граждан и юридических  лиц,

в том числе  устных, зафиксированных в журнале

 

72

 

48

 

65

 

51

7.Сверка сведений  об административных правонарушениях 

4

4

8.Изучение тем  по англоязычной программе дистанционного обучения FSI Connect

Направлено  отчетов

 

12

 

4

 

12

 

4

9.Участие:

-в ревизиях  кассы ГУ,

в том числе  руководителем ревизии

-в заседаниях  рабочей группы по подготовке  заключения о наступлении (ненаступлении)  ответственности гаранта

 

4

2

 

 

7

 

6

2

 

 

3


Составлено  автором по данным организации

Проверки осуществляются по следующим вопросам: оценка качества активов и эффективности мер  по возврату долгов; классификация  активов и формирование специальных  резервов; оценка факторов влияющих на уровень банковских рисков (кредитного, ликвидности, процентного, операционного); внутренний контроль; качество управления и прибыльность; полнота раскрытия информации и работа с обращениями граждан. Руководителями рабочих групп выступают только специалисты Управления банковского надзора, которые осуществляют координацию деятельности членов рабочей группы, контролируют процесс подготовки промежуточных материалов проверки и взаимодействуют с руководителем рабочей группы центрального аппарата.

Выявленные  нарушения и упущения:

ЗАО «А Банк» – нарушения порядка доведения информации при заключении кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним; не осуществлялся административный и финансовый контроль за правильностью расчетов процентов по кредитам физ. лиц; в должностных инструкциях не закреплены обязанности по регистрации операционного риска; структура отдела обслуживания клиентов не соответствовала нормам управляемости (отдел состоял из 1 человека).

ЗАО «Б Банк» – несоответствие условий кредитных договоров с физ. лицами требованиям законодательства в части установления срока досрочного погашения кредита при несогласии кредитополучателя с изменением процентной ставки (30 дней вместо 3 месяцев); отсутствие обязательных сведений в информации об условиях кредитования, а также указание неверных сведений; в заменяющем специальном формуляре не отражены причины замены ранее представленного формуляра; отсутствие в экспертном заключении кредитного менеджера информации о недостоверности справки о доходах (кредит не погашен, в отношении кредитополучателя возбуждено уголовное дело за использование заведомо подложных документов). Отсутствие во внутренних процедурах банка минимальных требований к платежеспособности поручителей, что приводит к принятию в обеспечение поручительств неплатежеспособных физических лиц; отсутствовал должный контроль за заключением кредитных договоров (содержали взаимоисключающие условия) и полнотой заполнения кредитополучателями – физ. лицами анкет для получения кредита.

ОАО «В Банк» – недостоверная классификация активов и условных обязательств; недосоздание спецрезерва; сейф в предкладовой не сдавался под централизованную охрану; без обоснованных ходатайств, устанавливались клиентам завышенные лимиты остатка кассы; искажение отчетности 0520 по кодам; нарушение требований законодательства при составлении отчетности по целевому использованию иностранной безвозмездной помощи виде денежных средств; нарушение законодательства Республики Беларусь в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, при осуществлении финансовых операций, связанных с денежными банковскими переводами физ. лиц; нарушения сроков представления специальных формуляров органам финансового мониторинга.

ОАО «Г Банк» – нарушения порядка доведения информации при заключении кредитных договоров и дополнительных соглашений к ним (отсутствовали подписи клиентов об ознакомлении с условиями договоров); не осуществлялся административный контроль за соблюдением внутренних процедур при кредитовании (не выполнялись в ряде случаев решения кредитного комитета банка при установлении сроков и порядка погашения кредитов), несоблюдение предоставленных полномочий при выдаче кредита.

ЗАО «Д Банк» установлены нарушения внутренних процедур банка: по клиенту ООО «А» (основной поставщик в республику нефтепродуктов) - не осуществлялись на месте проверки заложенного имущества – товаров в обороте; по ОАО «Б» (крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие в Беларуси) – в залог принималась оргтехника и мебель как основные средства, что противоречит Кредитной политике банка.

По результатам  проверок в 2011 году подготовлено 17 информаций об установленных нарушениях (аналог акта), 27 заключений и 145 табличных форм по кредитам проверенных заемщиков.

Национальным  банком с учетом материалов проверок ГУ направлены рекомендации головным банкам: ЗАО «А Банк» – учитывать нормы управляемости при создании подразделений банка; ЗАО «Б Банк» – принять меры по снижению уровня риска по кредитам, признанным с высокой степенью риска; провести внеплановый инструктаж работников банка по вопросу соблюдения порядка заполнения специальных формуляров; ОАО «В Банк» – принять меры по снижению уровня риска по кредитам, признанным с высокой степенью риска (Витебск – 70% проверенной задолженности) и пересмотреть  классификацию по группам рискам, провести внеплановый инструктаж работников банка по вопросу соблюдения порядка заполнения специальных формуляров, доработать программное обеспечение «Идентификация клиентов» с учетом требований законодательства и т.д.

По итогам года информация о системных нарушениях и упущениях обобщается и направляется учреждениям банков.

Управление  банковского надзора организовывает работу специальной квалификационной комиссии Главного управления, которая  проводит оценку кандидатов на руководящие  должности в филиалы банков. За период 2011 года рассмотрено 10 пакетов документов, аттестовано 9 человек, пакет документов на 1 кандидата по ходатайству банка отозван. В 2010 году было рассмотрено 8 пакетов документов, аттестовано 8 человек.

Подготавливаются аналитические материалы о финансовом состоянии областной банковской системы. Ежемесячно на основании данных банков подготавливается обобщенная информация о проблемных заемщиках для рассмотрения на заседании рабочей группой облисполкома. В 2011 году проанализирована информация о 83 субъектах хозяйствования; в 2010 – о 91 субъекте хозяйствования.

Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь