Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
Такой подход позволяет сравнить применяемые банками механизмы снижения и управления рисками и, соответственно, выделить из них наиболее эффективные с точки зрения банковского надзора. В этом состоит принципиальное различие в подходах к оценке надежности и устойчивости банка с текущей и перспективной точки зрения. Текущая оценка надежности может быть сведена к вычислению некоторых показателей или непрерывного функционала от показателей. Перспективная оценка базируется на их сопоставлении по принципу «больше-меньше» («лучше-хуже»), то есть на порядковых сопоставлениях [19, с.58].
В первую очередь совершенствование практики проведения дистанционного надзора касается оптимизации и улучшения подходов к оценке основных рисков банковской деятельности (кредитного, валютного, риска потери ликвидности), выработки критериев и процедур по идентификации и определению уровня процентного, операционного и правового риска, прочих рисков банковской деятельности, «материализация» которых может оказать негативное влияние на безопасное и ликвидное функционирование банка.
В настоящее время в Республике Беларусь в ходе дистанционного надзора проводится анализ показателей, характеризующих выполнение банком нормативов безопасного функционирования, структуру и качество активов, финансовый результат, а также общую структуру баланса, которого недостаточно для комплексной оценки.
Определение реального
финансового состояния и
В рамках реализации
данного направления
2 ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
Главное управление Национального банка Республики Беларусь по Витебской области (далее – Главное управление) является структурным подразделением Национального банка Республики Беларусь, с 2012 года не имеет обособленного баланса, имеет единый с Национальным банком Республики Беларусь условный номер для межбанковских расчетов, круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, а также штамп с обозначением условного номера для межбанковских расчетов и другие штампы, необходимые для выполнения возложенных на него функций. Место нахождения – г. Витебск, ул. Ленина, 17.
Главное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, Уставом Национального банка, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», Положением о Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по Витебской области (приложение Б).
Первоначальная задача – реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь на территории Витебской области и контроль за её выполнением.
В соответствии с поставленной задачей основными функциями Главного управления являются:
- внесение предложений в Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, о совершенствовании нормативных правовых актов Национального банка, участие в подготовке отчета об их реализации за предыдущий год;
- организация оперативного учета и анализа состояния кредитных ресурсов, осуществление контроля за целевым использованием централизованных кредитных ресурсов;
- организация и регулирование наличного денежного обращения в соответствии с денежно-кредитной политикой Республики Беларусь, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
- взаимодействие с местными органами государственной власти и управления, территориальными контролирующими и правоохранительными органами по вопросам денежно-кредитной политики;
- прогнозирование и анализ показателей наличного денежного обращения, эмиссии наличных денег, отслеживание происходящих в наличном денежном обращении тенденций, разработка предложений по его упорядочению и ограничению эмиссии наличных денег и представление их руководству Национального банка;
- участие в формировании национальной денежной системы Республики Беларусь; осуществление мониторинга проводимой филиалами (отделениями) банков работы по привлечению денежных средств населения и кредитованию экономики в рамках государственных программ;
- осуществление надзора за соблюдением филиалами (отделениями) банков требований законодательства Республики Беларусь;
- осуществление проверок на местах филиалов (отделений) банков, небанковских кредитно-финансовых организаций с целью обеспечения исполнения надзорных функций. Представление в центральный аппарат Национального банка результатов проверок, а также отчетности установленных форм;
- применение мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям в пределах установленных полномочий;
- формирование и анализ банковской статистики, характеризующей состояние экономики по области (региону), включающей макроэкономические показатели региона, банковской системы и отдельных предприятий. Выработка предложений по улучшению финансово-хозяйственного положения предприятий, нормализации денежно-кредитных отношений, наличного денежного обращения в регионе, изменению механизма денежно-кредитной политики;
- своевременный и полный сбор и пересчет денежной выручки, обеспечение сохранности денежной наличности и других ценностей в хранилищах Главного управления;
- осуществление кассовых операций, регулирование денежного обращения в регионе. Определение подлинности и платежности банкнот в соответствии с установленными Национальным банком правилами;
- рассмотрение ходатайств и подготовка заключений о возможности открытия служб инкассации и перевозки ценностей на территории области;
- организация в регионе инкассации денежной наличности, подкрепление и вывоз денежной наличности из филиалов (отделений) банков, осуществление технического обслуживания и ремонта специального транспорта, средств связи, оргтехники и специальной тары, используемой при перевозке ценностей;
- организация в регионе операций по продаже памятных банкнот, памятных и юбилейных монет Национального банка, продажа и купля у населения мерных слитков и монет из драгоценных металлов;
- проведение работы по внедрению средств механизации, компьютеризации и автоматизации процессов кассовой работы, обеспечивающих повышение производительности труда кассовых работников;
- осуществление валютно-обменных операций в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Проверка работы касс и обменных пунктов филиалов (отделений) банков на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь;
- рассмотрение ходатайств и выдача разрешений в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях на проведение операций в иностранной валюте. Осуществление контроля за проведением филиалами (отделениями) банков, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями валютных операций и соблюдение ими валютного законодательства Республики Беларусь;
- составление и представление в центральный аппарат Национального банка информации и отчетности;
- покупка и продажа на рынке ценных бумаг государственных ценных бумаг, а также ценных бумаг Национального банка на основе принципов денежно-кредитного регулирования, проведение операций с ценными бумагами филиалов (отделений) банков, контроль за законностью операций с ценными бумагами, анализ состояния финансового рынка, рынка ценных бумаг в регионе и складывающихся тенденций по этим вопросам;
- организация работы по обеспечению единых правил ведения бухгалтерского учета, расчетов и отчетности в Главном управлении в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка;
- осуществление расчетного и кассового обслуживания государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
- осуществление мониторинга предприятий области (региона), обеспечение функционирования и развития региональной системы «Мониторинг предприятий»;
- организация работы по развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и расширение сферы применения их;
- организация работы по разработке сметы расходов и капитальных вложений по структурным подразделениям и контроль за их исполнением;
- установление платы за отдельные операции (услуги), осуществляемые Главным управлением, в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка;
- осуществление хозяйственных и финансовых операций в соответствии с порядком, установленным Национальным банком, и в пределах средств, предусмотренных сметой расходов и затрат на капитальные вложения;
- внедрение программных средств автоматизации операций Главного управления;
- надзор за соблюдением правил эксплуатации технических средств и обеспечение своевременного их ремонта, проведение мероприятий по повышению компьютерной грамотности персонала;
- организация и проведение работ по внедрению, развитию и эксплуатации информационных технологий, обеспечивающих осуществление учетно-операционных, статистических, аналитических и других функций, выполняемых Главным управлением;
- ведение претензионно-исковой работы, подготовка хозяйственных договоров, рассмотрение по данным бухгалтерского учета состояния дебиторской и кредиторской задолженности с принятием соответствующих мер по ее ликвидации;
- рассмотрение запросов, обращений и жалоб граждан, филиалов (отделений) банков, предприятий и организаций, государственных органов и подготовка ответов на них;
- работа по подбору, расстановке, персональному учету работников, повышению квалификации и переподготовке специалистов и служащих Главного управления;
- организация и обеспечение соблюдения правил охраны труда и техники безопасности работниками Главного управления;
- организация и проведение работ по строительству, материально-техническому снабжению, капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улучшению социальных условий работников Главного управления с учетом наличия средств, выделенных Национальным банком;
- иные функции, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального банка [20, с.2].
Услуги и операции Главного управления:
Структура Главного управления определяется Правлением Национального банка, должностные оклады работников Главного управления устанавливаются Председателем Правления Национального банка.
Таблица 2.1 - Организационная структура Главного управления
Наименование подразделения |
Численность |
1. Руководство |
3 |
2. Управление банковского надзора |
8 |
3. Экономическое управление |
17 |
4. Управление бухгалтерского учета и отчетности |
18 |
5. Управление кассовых операций и перевозки ценностей |
60 |
6. Служба безопасности и защиты информации |
3 |
7. Отдел кадровой и правовой работы |
5 |
8. Отдел банковских систем |
7 |
9. Отдел
организационной и |
29 |
10. Управление кассовых операций и перевозки ценностей в г. Полоцке |
40 |
Итого |
190 |
Составлено автором по данным организации
Штатное расписание Главного управления утверждается начальником Главного управления, с учетом установленных Национальным банком численности и фонда заработной платы.
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь