Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
• поддержание контактов с международными банковскими надзорно-методологическими центрами и органами банковского надзора отдельных стран;
• аттестация высшего управленческого персонала банков и аудиторов банков;
• развитие нормативно-методической и законодательной базы банковского надзора.
Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственного надзора за банковской деятельностью по целям и задачам, а также по методам и инструментам.
Функции надзора предполагают установление нормативных требований к банкам при невмешательстве в их оперативную деятельность. Основные функции банковского надзора – регулирующая и контрольная. Контрольная функция включает в себя осуществления контроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществления банковских операций. Функция государственного регулирования деятельности банков включает в себя установление правил осуществления банковских операции, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансирования банков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно-кредитной политики [3, с.35]. Реализуя свои надзорные функции, Национальный банк Республики Беларусь содействует нормальному функционированию банков, обеспечивая создание им равных условий для конкуренции и развития. Следует отметить, что функции Национального банка определяются в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Банковский надзор способствует внедрению эффективной макроэкономической политики и является важным гарантом финансовой стабильности в государстве. Хотя осуществление банковского надзора требует больших затрат, слабый надзор приводит к еще большим потерям.
Банковский надзор классифицируется по следующим признакам: по времени осуществления; по источникам используемой информации; по полноте охвата деятельности поднадзорных банков; по субъекту надзора.
Классификация надзора в банковской системе приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Классификация банковского надзора
Признаки |
Банковский надзор | ||
По времени осуществления |
предварительный |
текущий |
последующий |
По источникам используемой информации |
документальный |
фактический |
- |
По полноте охвата деятельности поднадзорных банков |
сплошной |
выборочный |
- |
По субъекту надзора |
специализированный |
пруденциальный |
- |
Составлено автором.
По времени
осуществления надзорных
Предварительный
надзор носит предупреждающий
Текущий надзор Национальный банк осуществляет повседневно, регулируя деятельность банков в процессе совершения ими различных банковских операций (эмиссионных, валютных и других).
Последующий банковский надзор заключается в проверке операций банков, подлежащих надзору, после их осуществления. Он проводится по фактическим документам, подтверждающим совершение банковских операций, регистрам бухгалтерского учета, данным балансов и отчетов и другим сведениям путем обследования банков, анализа и аудита их деятельности.
Целями последующего банковского
надзора являются установление соблюдения
банковского законодательства, проверка
достоверности данных о полноте,
своевременности и
По срокам выполнения последующий надзор подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный последующий
надзор осуществляется после совершения
интересующего события или
Периодический последующий банковский надзор проводится за определенный отчетный период времени по данным отчетности банков, результатам инспектирования с выездом на места, записям в учетных регистрах поднадзорных банков и другим источникам. Его основная цель состоит в установлении законности, своевременности и целесообразности совершенных в банковской системе операций и процессов, в выявлении внутренних резервов повышения ее функционирования.
Последующий банковский надзор, отличающийся углубленным изучением всех сторон деятельности банка, позволяет выявить упущения предварительного и текущего надзора. Классификация последующего надзора предполагает его подразделение на проверку, обследование и счетную проверку отчетности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация последующего надзора
Составлено автором.
Проверки деятельности банков являются обязательной регулярной формой последующего надзора за их работой. Порядок проведения проверок регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), Рекомендациями о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков. Проверки проводятся на основе первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, результатов инвентаризации наличия денежных средств и материальных ценностей. Подкрепляя свои выводы обоснованными документальными и фактическими сведениями, проверки становятся важным орудием вскрытия и предупреждения нарушений законодательства, банковской дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрибанковских резервов.
Следует отметить, что периодическим проверкам подвергаются крупные и мелкие, системообразующие и несистемообразующие банки. В ходе комплексных проверок банков оценивается сложившийся риск-профиль банков, уровень основных рисков, которым подвержена деятельность банков [7, с.46].
По способу назначения различают плановые и внеплановые проверки.
Обследование банка проводится по определенному кругу вопросов, что позволяет выявить явные недостатки и нарушения в работе на данный момент или по одному какому-либо вопросу (теме). Оно осуществляется путем ознакомления с отдельными сторонами деятельности банка или его подразделения.
Счетная проверка отчетов банка представляет собой совокупность специальных приемов проверки их достоверности. Роль счетных проверок как одной из форм последующего надзора возрастает на современном этапе, когда банк составляет консолидированную (сводную) финансовую отчетность в целом по банку (включая свои дочерние и совместные предприятия и исключая остатки по взаимным расчетам и вложениям). При этом особо важна достоверность исходной банковской информации (слагаемых консолидированного отчета – отчетов дочерних и ассоциированных компаний).
По источникам используемой информации банковский надзор подразделяется на документальный и фактический.
Документальным называется банковский надзор, при котором используются данные, имеющиеся в формах отчетности, постановлениях и распоряжениях поднадзорных банков, их учетных регистрах и в другой документальной информации [8, с.359].
Фактическим называется банковский надзор, при котором состояние деятельности банка устанавливается на основании обследования, инспектирования или другими способами, связанными с конкретными выездами на места специалистов Национального банка.
Документальный и фактический банковский надзор тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
По признаку полноты охвата банковским надзором деятельности поднадзорных банков различают сплошной и выборочный надзор.
Сплошной надзор охватывает проверкой все без исключения операции банка, подлежащие надзору, а выборочный – лишь их часть, чтобы его результаты можно было распространить на все аналогичные операции контролируемого банка. Точность результатов надзора при этом должна гарантироваться достаточной представительностью (репрезентативностью) выборки банковских операций.
Национальный банк Республики Беларусь в рамках полномочий, предоставленных Банковским кодексом Республики Беларусь, регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по её безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней [9, с.9].
Согласно пункту 99 главы 12 Указа № 510, целями проверок являются определение непосредственно на месте финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта, принимаемых им на себя рисков, организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояния системы внутреннего контроля, соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных Национальным банком, достоверности отчетности, представляемой в Национальный банк, а также выявление ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства. Национальный банк может назначать комплексную или тематическую проверку операций банков, расположенных на территории республики.
Пруденциальный надзор за деятельностью банков является одним из видов контроля, осуществляемого правительствами большинства стран мира. Цель пруденциального надзора — защита потребителей банковских услуг от риска банкротства банка и защита кредитной системы от риска «цепной реакции» банкротств банков. Пруденциальный надзор появился в процессе развития системы надзора со стороны центрального банка. Благодаря превентивному характеру он минимизирует разнообразные риски банков. Он выполняет функцию защиты публичных интересов акционеров и вкладчиков [10, с.312].
При осуществлении банковского надзора должны соблюдаться определенные условия:
- универсальность и обязательность (под надзор должны подпадать все банки независимо от формы их собственности);
- единство требований (ко всем банкам органами надзора должны применяться одинаковые требования и обязательные нормативы);
- комплексный характер надзора на основе учета всех операций банка, его филиалов и отделений;
- сочетание предварительного, текущего и последующего надзора, начиная с создания банка;
- единые базовые принципы надзора.
1.2 Основные принципы банковского надзора
Принципы банковского надзора – главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью банков.
Основные принципы
банковского надзора
При разработке
этих основополагающих принципов эффективного
банковского надзора
· основной целью надзора является поддержание стабильности банковской системы и доверия к ней и сокращение, таким образом, риска потерь вкладчиков и прочих кредиторов;
· надзорные органы должны поощрять соблюдение экономическими агентами рыночной дисциплины, стимулируя адекватное корпоративное управление, а также обеспечивать большую рыночную прозрачность и адекватный надзор;
· в целях эффективного выполнения стоящих перед ним задач, орган банковского надзора должен обладать операционной самостоятельностью, средствами и полномочиями собирать информацию, полученную как в ходе пруденциального надзора, так и инспектирования, а также полномочиями реализовывать свои решения;
· органы банковского надзора должны понимать характер осуществляемой банками деятельности и способствовать тому, чтобы рисками, с которыми сталкиваются в своей деятельности банки, по возможности адекватно управляли;
· эффективный банковский надзор требует оценки профиля риска отдельных банков и адекватного распределения надзорных ресурсов;
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь