Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.
Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников
· надзорные органы должны удостовериться в том, что банки располагают ресурсами, достаточными для принятия на себя рисков, включая достаточный объем капитала, надежное управление, эффективные системы контроля и бухгалтерского учета;
· важно налаживать тесное сотрудничество с надзорными органами других стран, в частности при проведении организациями международных операций.
Республика Беларусь также поддержала внедрение Основных принципов в национальную систему надзора за банками. Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:
- предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);
- лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
- регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
- методы банковского надзора (принципы 16-20);
- требования к информации (принцип 21);
- официальные полномочия органов надзора (принцип 22);
- международные банковские операции (принципы 23-25).
Далее приведем сами Основные принципы банковского надзора.
Принцип 1. Эффективная система банковского надзора должна предусматривать четкое определение ответственности и целей каждого учреждения, участвующего в надзоре за банками. Каждому из таких учреждений необходимо обладать оперативной независимостью и соответствующими ресурсами. Важно также наличие правовых рамок по осуществлению банковского надзора, включая положения, относящиеся к выдаче разрешений на создание банковских организаций и к текущему надзору за их деятельностью; полномочий рассматривать вопрос о соответствии деятельности такого рода законодательству, равно как требованиям безопасности и надежности; правовой защиты работников надзорных органов. Должны существовать положения по обмену информацией между надзорными органами и по защите конфиденциальности данной информации.
Принцип 2. Необходимо четко определить, какие виды деятельности разрешено осуществлять учреждениям, получившим лицензию и являющимся объектом надзора в качестве банков, и следует, насколько это возможно, контролировать использование термина «банк» в их названии.
Принцип 3. Лицензирующий орган должен иметь право устанавливать необходимые критерии и отклонять заявки учреждений, не соответствующих установленным нормам. Процесс лицензирования должен, как минимум, предусматривать оценку структуры владения банком, его директоров и руководящего управленческого звена, операционного плана и механизма внутреннего контроля, планируемого финансового состояния, включая капитальную базу. В тех случаях, когда владельцем или «материнской» организацией банка является иностранный банк, необходимо предварительное согласие надзорного органа страны происхождения банка.
Принцип 4. Орган банковского надзора должен иметь право рассматривать и отклонять любое предложение относительно передачи другим сторонам значительной доли собственности или контрольных пакетов акций существующих банков.
Принцип 5. Орган банковского надзора должен обладать правом устанавливать критерии, регулирующие крупные приобретения или инвестиции банка и гарантирующие, что корпоративные филиалы или структуры не подвергнут банк неоправданному риску или не создадут препятствий осуществлению эффективного надзора.
Принцип 6. Орган банковского надзора должен устанавливать осмотрительные и надлежащие минимальные требования достаточности собственного капитала, предъявляемые к банкам. Подобные требования должны отражать банковские риски и определять компоненты капитала, учитывая при этом способность банков покрывать убытки. Относительно банков, активно занимающихся международными операциями, эти требования не могут быть ниже тех, которые установлены Базельским соглашением по капиталу.
Принцип 7. Важным элементам любой надзорной системы является оценка политики, практики и процедур банка, связанных с предоставлением кредитов и размещением инвестиций, а также повседневным управлением портфелями займов и инвестиций.
Принцип 8. Органы банковского надзора обязаны убедиться в том, что в банке создана система и процедуры оценки качества активов, целесообразности кредитования и обеспечения резервов на случай потерь по ссудам.
Принцип 9. Органы банковского надзора проверяют, насколько в банках налажены системы информирования руководства о концентрациях в кредитных портфелях. При этом надзорные органы обязаны устанавливать пруденциальные лимиты, ограничивающие риск потенциальных убытков от отдельных заемщиков или групп связанных заемщиков
Принцип 10. Чтобы предупредить злоупотребления, связанные с кредитованием «родственных» учреждений, орган банковского надзора должен располагать требованиями, предусматривающими осуществление кредитования банками «родственных» компаний и физических лиц в соответствии с правилом «вытянутой руки», эффективно отслеживать предоставление таких кредитов и принимать соответствующие меры по контролю за рисками или по снижению угрозы их возникновения.
Принцип 11. Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают необходимой политикой и процедурами, которые позволяют идентифицировать, отслеживать и контролировать в ходе осуществления международных кредитных и инвестиционных операций страновой, трансфертный риски и предусматривают создание надлежащих резервов на покрытие таких рисков.
Принцип 12. Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают системами, позволяющими точно оценивать, отслеживать и эффективно контролировать рыночные риски. При необходимости у надзорных органов должны быть полномочия устанавливать конкретные лимиты и/или требования к капиталу на покрытие потенциального рыночного риска.
Принцип 13. Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки разработали всеобъемлющий процесс управления риском (включая соответствующий надзор со стороны правления и руководства банка), позволяющий идентифицировать, оценивать, отслеживать и контролировать все виды рисков, и в случае необходимости располагают капиталом для покрытия таких рисков.
Принцип 14. Органы банковского надзора обязаны убедиться в том, что банки располагают системой внутреннего контроля, соответствующей характеру и масштабам их деятельности. Такой контроль должен предусматривать: четкую процедуру делегирования полномочий и ответственности; разделение функций, предусматривающих принятие обязательств от имени банка, выплату его фондов и представление отчетности по его активам и обязательствам; согласование этих процессов; гарантию сохранения его активов; соответствующий внутренний или внешний аудит и правила, обеспечивающие проверку на соответствие данным видам контроля, равно как применяемым законам и регулирующим нормам.
Принцип 15. Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают адекватной политикой, практикой и процедурами, включая такие четкие правила (например, «знай своего клиента»), обеспечивающие соблюдение финансовым сектором высоких этических и профессиональных стандартов, а также препятствующие умышленному или невольному использованию банка преступными элементами.
Принцип 16. Эффективная система банковского надзора должна состоять из определенных форм надзора как непосредственно на месте, так и заочного надзора.
Принцип 17. Органы банковского надзора должны поддерживать регулярные контакты с руководством банка и хорошо разбираться в операциях банковского учреждения.
Принцип 18. Органы банковского надзора должны располагать средствами для сбора, оценки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации, поступающей от банков на индивидуальной и совокупной основе.
Принцип 19. Органы банковского надзора должны располагать средствами независимой оценки надзорной информации посредствам проверок на местах или с помощью внешних аудиторов.
Принцип 20. Важным элементом банковского надзора является способность надзорного органа осуществлять надзор за банковской группой на совокупной основе.
Принцип 21. Органы банковского надзора должны убедиться в том, что каждый банк ведет необходимую отчетность на основе последовательной бухгалтерской политики и практики, позволяющую надзорному органу получить правдивое и достоверное представление о финансовом положении банка и о прибыльности его операций, и что банк регулярно публикует финансовые отчеты, отражающие его состояние.
Принцип 22. Органы банковского надзора должны располагать адекватными возможностями воздействия, чтобы предпринимать своевременные корректирующие меры в отношении банков, которые не соблюдают установленные пруденциальные требования, и в случае нарушения регулирующих норм или возникновения любой угрозы перед вкладчиками.
Принцип 23. Органы банковского надзора должны осуществлять глобальный совокупный надзор за своими активными в международном плане банковскими организациями, эффективно отслеживая и применяя соответствующие пруденциальные нормы в отношении всех аспектов деятельности, осуществляемой этими банковскими организациями по всему миру, главным образом через иностранные отделения и филиалы.
Принцип 24. Одним из ключевых элементов совокупного надзора являются контакты и обмен информацией с различными другими надзорными органами, в первую очередь с надзорными органами принимающей страны.
Принцип 25. Органы банковского надзора должны требовать, чтобы местные операции иностранных банков осуществлялись в соответствии с теми же высокими стандартами, которые предъявляются к национальным банковским учреждениям, и в интересах совокупного надзора должны располагать полномочиями по обмену необходимой информацией о таких банках с надзорными органами страны происхождения [12, с.34].
Данные принципы являются минимальными требованиями, которые можно применять в рамках национальных юридических систем. Их необходимо дополнить другими мерами, предназначенными для определения условий и рисков, присущих кредитным системам отдельных стран.
В нашей банковской системе большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также осуществления надзора на консолидированной основе.
В целях достижения более полного соответствия Базельским принципам Национальный банк разработал и представил в Национальное собрание проект изменений и дополнений в Банковский кодекс, а также осуществляет планомерную работу по устранению выявленных недостатков в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
Таким образом,
в соответствии с Основными принципами
банковский надзор должен иметь перспективный
взгляд на профиль риска банков,
что позволяет ему
1.3 Организационная структура банковского надзора
Организационная структура банковского надзора в различных государствах строится с учетом национальных особенностей, но при этом учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государстве может включать виды и органы контроля, которые показаны в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Виды и органы банковского надзора
Межгосударственный контроль |
Внутригосударственный контроль | ||
Государственный контроль |
Аудит |
Контроль собственников | |
Международные валютно-финансовые организации |
Центральный банк страны |
Аудит внешний (аудитор, аудиторская организация) |
Собрание акционеров |
Международные аудиторские организации |
Специальные органы надзора |
Аудит внутренний (служба аудита банка) |
Совет (правление) банка |
Смешанная система |
Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанковского контроля |
Составлено автором.
Банковский надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора.
Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и стабильности международной банковской системы. Надзор за банками должен быть согласованным, что позволит применять его к банкам различных стран. Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой стабильности, как этой страны, так и мировой экономики. С этой целью осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах.
Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь