Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Согласно главе 2 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, при планировании проверок банков, осуществляемых Главным управлением банковского надзора, учитываются следующие факторы:

- финансовое состояние банка, структура активов и пассивов, существенные изменения в структуре бухгалтерского баланса, разнообразие и уровень рисков банка, оцененных на основании данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности (включая пруденциальную);

- существенные изменения в составе учредителей (участников) и структуры собственности банка; изменения собственников пакетов акций, дающие возможность влиять на принятие стратегических решений;

- значительные для банка изменения в составе органов управления и в организационной структуре банка;

- освоение банком новых видов деятельности (банковских операций);

- влияние банка на развитие экономики страны, области, отдельной отрасли экономики; доля в активах банковской системы, кредитных вложениях, аккумулировании средств населения;

- результаты предыдущих комплексных и тематических проверок, а также принятые по их результатам меры;

- инспекционная оценка банка, определенная по результатам предыдущей комплексной проверки.

Проверке подлежат в первую очередь банки, в отношении  которых имеются данные об ухудшении  их финансового положения, принятии на себя повышенных рисков, нарушениях банковского законодательства.

При проведении комплексной проверки банка одновременно осуществляются выборочная проверка его  структурных подразделений (филиалов (отделений), расчетно-кассовых центров, центров банковских услуг и так далее). Выбор структурных подразделений банка, подлежащих проверке в рамках комплексной проверки банка, при ее планировании осуществляется с учетом вышеуказанных факторов, применительно к структурному подразделению банка.

Кроме того, принимается во внимание доля структурного подразделения банка в активах и обязательствах банка, в том числе по проблемным активам (условным обязательствам), количество и объем осуществляемых операций, разветвленность организационной структуры; потенциальное влияние структурного подразделения банка на финансовое состояние банка, наличие крупных рисков.

Перечень выбранных  для комплексной проверки структурных  подразделений банка определяется Главным управлением банковского  надзора на основании предложений главных управлений по областям.

Проверки назначаются  Председателем Правления Национального  банка или его заместителем путем  издания соответствующего письменного  распоряжения по Национальному банку, в котором указываются:

1) наименование проверяемого банка;

2) вид проверки (комплексная или тематическая, плановая или внеплановая);

3) сроки начала и окончания проверки;

4) перечень работников Национального банка, направляемых для осуществления проверки банка, включая работников главных управлений по областям;

5) руководитель проверки и его заместитель, а также работник Управления банковского надзора соответствующего Главного управления по области, который является ответственным за организацию и проведение проверки структурного подразделения банка, оформление ее результатов и представление материалов руководителю проверки;

6) перечень вопросов, подлежащих проверке;

7) проверяем период;

8) сроки представления материалов руководителю проверки;

9) лицо, на которое возложен контроль за выполнением распоряжения.

На проведение каждой проверки выдается предписание. Оформление предписания на проведение проверки осуществляется в центральном аппарате Национального банка с количеством копий, необходимым для охвата запланированных к проверке структурных подразделений банка. Необходимое количество копий направляется в Главные управления по областям. В предписании указывается: номер и дата выдачи предписания; наименование проверяем банка; наименование органа, проводящего проверку; состав группы проверяющих, их должности, а также руководитель и его заместитель; основание проведения проверки; исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке; проверяемый период; срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

Процесс проверки включает следующие этапы.

Подготовительная работа. Согласно пункту 16 главы 2 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, проведению плановой проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяются период и сроки проверки банка (его структурного подразделения), перечень вопросов, подлежащих проверке, формируется группа проверяющих, распределяются обязанности между ее членами, определяется руководитель проверки. Состав и численность рабочей группы определяются исходя из круга вопросов, подлежащих проверке, сложности, объема предстоящей проверки и ее характера.

Проверки банков проводятся работниками Главного управления банковского надзора, других структурных подразделений центрального аппарата Национального банка, Специализированного управления, Главных управлений по областям, при необходимости – с привлечением работников иных организаций в соответствии с Указом № 510.

Работники центрального аппарата Национального банка, Специализированного управления могут проводить проверки во всех банках, структурных подразделениях банков независимо от места их нахождения.

Работники Главных  управлений по областям проводят проверки в банках, структурных подразделениях банков, расположенных на территории деятельности данного Главного управления по области.

Руководитель  рабочей группы назначается из числа  членов группы проверяющих. Руководитель рабочей группы распределяет обязанности между ее членами; устанавливает порядок их работы; контролирует выполнение полученного задания; дает указания по оформлению материалов, то есть осуществляет организационное и методическое руководство рабочей группы. Он также составляет сводный акт проверки; знакомит с ним руководство банка; вырабатывает рекомендации по результатам проверки; докладывает о ходе и итогах ее проведения лицу, назначившему проверку. Права руководителя закреплены в Указе № 510.

Подготовка  к проведению проверки, осуществляемой Главным управлением банковского  надзора (управлениями банковского надзора Главных управлений по областям), осуществляется до выхода членов группы проверяющих в банк, структурное подразделение банка в целях максимального изучения его деятельности на основе пруденциальной отчетности и иной надзорной информации, представленной подразделением дистанционного надзора, определения приоритетных направлений проверки, предварительного планирования действий проверяющих.

Подготовка  к плановой проверке начинается, как  правило, за месяц до ее начала. Управление инспекции Главного управления банковского надзора информирует куратора банка о проведении проверки и запрашивает в подразделении дистанционного надзора информацию, необходимую для осуществления подготовки к проверке. Управление инспекции (управления банковского надзора главных управлений по областям) направляет предложения заинтересованным структурным подразделениям центрального аппарата Национального банка (Главных управлений по областям), Специализированному управлению принять участие в проверке.

При подготовке к проведению комплексной проверки банка руководителем проверки и членами группы проверяющих может быть использована информация о деятельности проверяемого банка, имеющаяся в Национальном банке, а также дополнительные источники информации.

На основании полученной информации руководителем проверки совместно с куратором (работником подразделения дистанционного надзора Главного управления банковского надзора Национального банка, в должностные обязанности которого входит осуществление аналитических и надзорных функций по отношению к курируемому банку) заполняется форма подготовки к проведению проверки в области и такая же форма по структурным подразделениям, которая позволяет выявить основные риски и эффективно определить направления проверки, а также служит основой для формирования перечня вопросов, подлежащих проверке, подготовки распоряжения и предписания на проведение проверки.

Форма подготовки к проведению проверки банка подписывается  руководителем проверки, куратором  проверяемого банка; визируется начальником управления инспекции и начальником подразделения дистанционного надзора либо их заместителями; согласовывается с заместителем начальника Главного управления банковского надзора до начала проверки.

В Главных управлениях  по областям форма подготовки к проведению проверки заполняется и подписывается членом группы проверяющих, ответственным за проверку структурного подразделения банка, только в части, относящейся к проверяемому структурному подразделению банка, на основании информации, имеющейся в Главных управлениях по областям, и визируется начальником управления банковского надзора Главного управления по области либо его заместителем.

В рамках сроков, установленных распоряжением на проведение проверки банка, приказом (распоряжением) Главного управления по области определяются сроки участия в проверке структурного подразделения банка работников Главного управления по области, распределение между ними вопросов, подлежащих проверке, а также сроки предоставления информации по результатам проверки структурного подразделения банка по отдельным вопросам деятельности руководителю проверки для включения в акт проверки банка (заключение по результатам проверки).

Проведение проверки. Проверка начинается в день, установленный распоряжением. Руководитель и члены рабочей группы предъявляют руководителю проверяемого банка предписание и служебные удостоверения, сведения которых вносятся в книгу учета проверок (ревизий). Организуется встреча с должностными работниками банка, на который руководитель рабочей группы знакомит с целью проверки. Для проверяющих выделяют рабочие места в изолированном служебном помещении, оборудованном в соответствии с предъявляемыми требованиями, которое должно закрываться на ключ, опечатываться и сдаваться под охрану проверяемого банка. Проверяющим выдаются необходимые документы, регистры, отчетность, другие затребованные материалы.

В случае создания препятствий проведению проверки составляется акт в 2 экземплярах, который подписывается  руководителем рабочей группы и  руководителем проверяемого банка. Этот акт может являться основанием для приостановления проверки и принятия мер ответственности.

В соответствии с пунктами 20 и 21 главы 2 Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков, проверка банка осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В качестве основных методов проверки используются метод  проверки в сплошном порядке и  метод произвольной выборки.

В качестве способов проверки могут использоваться:

- изучение локальных нормативных правовых актов (ЛНПА) банка, пруденциальной отчетности и отчетности, используемой в банке для принятия управленческих решений, действующей системы учета, внутреннего контроля и управления рисками;

- анализ (например, портфелей, операций, документов), сравнение (например, показателей деятельности со средними показателями по сектору), сопоставление фактических данных (показателей) с плановыми;

- оценка соответствия заключенных договоров (сделок) требованиям законодательства;

- собеседование с руководителями разного уровня и работниками банка по вопросам, находящимся в их компетенции;

- истребование письменных и устных объяснений от руководства банка и должностных лиц по вопросам, возникающим в ходе проверки, посещение и осмотр помещений (объектов) банка и иные.

Конкретные  методы и способы проверки проводимых банком операций и документов определяются проверяющими на месте с учетом специфики  банка, а также указаний лица, назначившего проверку, руководителя проверки, рекомендаций руководителей структурных подразделений центрального аппарата Национального банка.

При проведении комплексной проверки деятельность банка рассматривается и оценивается, как правило, по следующим направлениям:

- оценка уровня рисков, принимаемых банком, и управления ими: кредитный риск, риск ликвидности, процентный риск банковского портфеля, рыночные риски (процентный риск, валютный риск, фондовый риск, товарный риск), операционный, стратегический, риск потери деловой репутации банка и прочие риски;

- оценка достаточности нормативного капитала;

- оценка эффективности функционирования банка: прибыльность (доходность) банка, показатели рентабельности;

Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь