Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности регулируются Инструкцией о государственной  регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и  лицензировании банковской деятельности (утвержденной Постановлением Правлением Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 года № 175), Банковским кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Контроль  соблюдения системы экономических  нормативов. Одним из основных пруденциальных требований, предъявляемых Национальным банком к банкам в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Беларуси, является обязательное выполнение банками ряда экономических нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности, ограничения крупных рисков и ряда других (приложение А).

Национальному банку предоставлено право устанавливать  конкретные значения экономических  нормативов, определять методику расчета  показателей, используемых для оценки их выполнения, устанавливать, в случае необходимости, дополнительные экономические нормативы.

Контроль соблюдения банками экономических нормативов осуществляется на основании отчетности, представляемой банками в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, а также в ходе проверок банков.

Перечень обязательных экономических нормативов и основные принципы расчета показателей, характеризующих  их выполнение, установлен Банковским кодексом и Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 года № 137):

  • минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
  • предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда;
  • минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;
  • нормативы ликвидности банка;
  • нормативы достаточности нормативного капитала банка;
  • нормативы ограничения кредитных рисков;
  • нормативы ограничения валютного риска;
  • нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций;
  • иные нормативы, необходимые для ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих  обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка по трем основным факторам - суммам, срокам и стоимости.

В целях поддержания  ликвидности банк должен иметь определенную сумму высоколиквидных активов, которые могут быть немедленно направлены на выплату обязательств, постоянно  анализировать денежные потоки и соответствие активов и пассивов по временному диапазону, при необходимости привлекать средства на межбанковском рынке.

В целях контроля состояния ликвидности банка  устанавливаются нормативы:

  • мгновенная ликвидность;
  • текущая ликвидность;
  • краткосрочная ликвидность;
  • минимальное соотношение высоколиквидных и суммарных активов.

Мгновенная  ликвидность характеризует соотношение  суммы активов до востребования  и пассивов (обязательств) до востребования  и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20%.

Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы). Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70%.

При расчете  мгновенной и текущей ликвидности  активы и пассивы включаются без учета степени ликвидности и риска одновременного снятия. При оценке сроков погашения активов и возврата пассивов в случае отсутствия четко определенных сроков применяют принцип консервативности: сумма таких активов в расчете мгновенной и текущей ликвидности не участвует, сумма пассивов относится к обязательствам до востребования.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.

Фактическая ликвидность - это имеющиеся ликвидные активы для оплаты обязательств банка, небанковской кредитно-финансовой организации в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств.

Требуемая ликвидность - сумма ликвидных активов, которую необходимо иметь банку для своевременной оплаты своих обязательств при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск одновременного снятия средств по ним, обязательств, сроки погашения по которым уже наступили, а также сумме отрицательных несоответствий между активами и пассивами по срокам до 1 года.

Минимально  допустимое значение норматива минимального соотношения ликвидных и суммарных активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливается в размере 20%.

Норматив достаточности  капитала – это установленное предельное процентное соотношение размера собственных средств (капитала) банка и общей суммы активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска, за минусом суммы созданных резервов [4, c.69].

Активы для  расчёта достаточности капитала в зависимости от степени кредитного риска подразделяются на семь групп, для которых устанавливаются следующие степени риска: 0%, 20%, 35%, 50%, 75%, 100%, 150%.

Соблюдение  основных экономических нормативов – ликвидности и достаточности капитала – не в полной мере и не всегда определяет финансовую стабильность коммерческого банка и страхует его от рисков (финансовых потерь). Именно с целью минимизации возможных финансовых потерь для коммерческих банков устанавливаются нормативы максимальных размеров рисков при проведении операций по размещению и привлечению средств.

Нормативы минимального размера собственных средств (капитала) для действующего банка, достаточности  капитала, максимального размера  привлеченных средств физических лиц, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском, участия банка (небанковской кредитно-финансовой организации) в инвестиционной деятельности, максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) и максимального размера собственных вексельных обязательств банки (небанковские кредитно-финансовые организации) обязаны соблюдать ежемесячно.

Норматив минимального размера уставного фонда для  вновь создаваемого (реорганизованного) банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации.

Норматив предельного  размера неденежной части уставного  фонда банка должен соблюдаться на дату его государственной регистрации, а также на дату истечения двух лет после его государственной регистрации. Контроль соблюдения банками норматива осуществляется Национальным банком на основании учредительных документов банка. Остальные экономические нормативы банки обязаны соблюдать ежедневно.

На 1 января 2012 года были выполнены нормативы безопасного функционирования, установленные Национальным банком Республики Беларусь. Так, достаточность капитала по банковскому сектору на 1 января 2012 года составила 20,5%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает установленный норматив для отдельного банка (8%).

Средний по банковскому  сектору норматив краткосрочной  ликвидности на 1 января 2012 года сложился на уровне 3,4 при минимальном пруденциальном нормативе, установленном для отдельного банка, 1,0.

С учетом динамики нормативов безопасного функционирования уровень устойчивости банковского  сектора в целом можно охарактеризовать как достаточный для противостояния в краткосрочном периоде возможному воздействию негативных событий [18, с.9].

Сохранение  и повышение устойчивости функционирования банков по-прежнему остается ключевым направлением развития банковского  сектора и в 2013 году.

Дистанционный надзор и инспектирование банков. Дистанционный (off-site) надзор является составляющей частью текущего надзора за банком и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности.

Основной целью дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, содействующих обеспечению банком безопасного и ликвидного функционирования.

Основным инструментом дистанционного надзора является дистанционный  анализ с использованием автоматизированной системы сбора и представления отчетности банками (в настоящее время – 32), основанный на мониторинге финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных юридических требований, а также на сравнении банков.

Инспекционный надзор позволяет получить наиболее полную картину о профиле риска  банка на основе количественной и  качественной информации, полученной в ходе проверки. Однако он имеет  некоторые ограничения, поскольку  требует вовлечения значительных надзорных ресурсов, часто является затратным и обременительным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащаяся в инспекционных оценках информация в течение полугода утрачивает значимость. Дистанционный же надзор с использованием аналитических систем мониторинга надежности и устойчивости банков осуществляется непрерывно. Соответственно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна [19, с.57].

Мировой опыт осуществления  дистанционного надзора и современные  тенденции его развития привели к необходимости качественного улучшения организации банковского надзора в Республике Беларусь посредством внедрения в практику работы органов, осуществляющих дистанционный надзор, методов и инструментов по оценке рисков банковской деятельности - риск-ориентированный надзор.

Риск-ориентированные  системы надзора позволяют:

— оптимизировать использование надзорных ресурсов для обеспечения эффективного и результативного процесса мониторинга и оценки надежности и устойчивости банков на постоянной основе с целью обеспечения своевременного реагирования на возникающие у банков проблемы;

— применить данную систему не только для определения и измерения рисков банков, но и для оценки качества управления ими;

— более точно понимать характеристики деятельности, профиля рисков и качества управления банком;

— выявлять на ранней стадии, вновь возникающие риски у отдельных банков и в банковском секторе в целом;

— оценить перспективы развития банков.

Риск-ориентированный  дистанционный надзор предполагает наличие механизмов оценки вероятности неисполнения банком своих обязательств (дефолта) и его последствий, а также определение системной значимости банков и учет этого элемента при распределении надзорных ресурсов. Соответственно, задачами дистанционного надзора в Республике Беларусь на современном этапе являются:

— понимание характеристик деятельности, профиля рисков и качества управления банков и их мониторинг на непрерывной основе;

— контроль выполнения банками пруденциальных нормативов безопасного функционирования и других юридических требований;

— выявление потенциальных проблем у банков на ранней стадии;

— оценка перспектив развития банков;

— предоставление руководству банковского надзора текущей надзорной информации;

— принятие при необходимости надзорных мер;

— содействие эффективному проведению инспекционных проверок [13, с.55].

В рамках риск-ориентированного дистанционного надзора особенно важна  перспективная оценка, поскольку  существенное повышение текущей  надежности и устойчивости банка  может быть достаточно легко достигнуто за счет проведения некоторых регулирующих операций. Зачастую мотивация проведения таких операций состоит в желании скрыть недостатки менеджмента в банке.

Выявление не только недостатков менеджмента в банке, но и фактов проведения регулирующих операций является очень важным. Очевидно, что оценки соблюдения банком нормативов безопасного функционирования, соответствия величины принимаемых рисков уровню его капитала и показателей платежеспособности, то есть показателей деятельности за прошедший период, для данной цели недостаточно. Цель может быть достигнута путем сравнения показателей деятельности банков со схожими характеристиками значимых операций, финансового положения и рисков.

Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь