Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

На стадии лицензирования первоочередными задачами должна стать  разработка требований к деловой репутации руководителей банков, а также порядка и методики оценки бизнес-планов создаваемых банков.

В ходе текущего надзора (как дистанционного, так  и инспектирования) должно продолжаться совершенствование процедур и методов  анализа деятельности банков, выявления проблем на возможно ранней стадии их возникновения, своевременного и эффективного применения мер надзорного воздействия.

Учитывая ограничения  по использованию существующих в  мире систем мониторинга надежности и устойчивости банков, перечень используемых в настоящее время в рамках инспекционного и дистанционного надзора в Республике Беларусь систем, а также уровень технологий и наличие необходимых бюджетных и человеческих ресурсов, наиболее целесообразным представляется осуществление следующих мероприятий по внедрению риск-ориентированного дистанционного надзора в Республике Беларусь:

- систематизация информации о банках за прошлые периоды с учетом применимости ее для проведения оценки рисков банков;

- разработка новой аналитической системы дистанционного мониторинга финансовых коэффициентов и анализа однородных групп банков, позволяющей получать оценку профиля риска банков;

- разработка методологии оценки надежности и устойчивости банков с использованием новой системы дистанционного мониторинга финансовых коэффициентов и анализа однородных групп банков, в том числе методики раннего выявления проблемных банков;

- разработка нормативных правовых документов по проведению оценки рисков банков и использованию ее результатов с целью выбора режима надзора (стандартного или усиленного) и необходимых мер надзорного реагирования;

- оптимизация организационной структуры дистанционного надзора для эффективного выполнения новых задач;

- подготовка к разработке и внедрению в дальнейшем комплексной системы оценки профиля риска банков.

Следует отметить, что технической основой реализации предлагаемых мероприятий является завершение формирования информационно-аналитической  системы (ИАС) Национального банка, обеспечивающей консолидацию и централизацию информационных ресурсов, комплексную информатизацию задач денежно-кредитного регулирования и банковского надзора, и внедрение автоматизированных систем управления рисками (АСУР) в соответствии с Концепцией автоматизации управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь. Создание Национальным банком автоматизированной системы управления рисками даст возможность более точно моделировать ситуации, качественно и количественно оценивать последствия и вероятность, выполнять анализ риска с большей точностью.

Ожидаемыми  результатами создания автоматизированной системы управления рисками являются: формирование современной и эффективной  системы управления рисками; повышение  эффективности банковского надзора; возможность использования банками  системы на принципах аутсорсинга услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для благополучного развития общества одним из необходимых условий является развитие экономики, что невозможно без развитой и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть надежной и стабильной банковской системы.

Основным подразделением Национального банка, осуществляющим банковский надзор, является Главное  управление банковского надзора, которое  анализирует основные процессы, протекающие в банковской системе страны. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Для успешного  применения банковского надзора  необходимы теоретические знания: что представляет собой банковский надзор, для чего он необходим, его основные цели и задачи, на какие виды он подразделяется, какие государственные органы выполняют функции банковского надзора.

Для органов  банковского надзора необходима стандартная банковская отчетность не только при осуществлении финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.

Национальный  банк устанавливает и контролирует выполнение необходимых требований для регистрации банков и выполнения ими различных банковских операций. Для поддержания стабильности в банковской системе он установил Рекомендации о методике проведения проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в соответствии с которыми для коммерческих банков предусматривается выполнение экономических нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности, ограничения крупных рисков и ряда других.

Несмотря на то, что банковская система Республики Беларусь в условиях рыночных отношений относительно молодая, у нас в стране, как и в большинстве развивающихся стран мира, при разработке методов банковского надзора используют как результаты своих научных исследований, так и опыт зарубежных стран, рекомендации международных организаций.

От качества проводимого банковского надзора  во многом зависит своевременность  вскрытия нарушений в организации  банковской деятельности, и, следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений, недостач и растрат.

Изменяющееся экономическое положение в стране влечет за собой развитие банковской системы. Для развития банковской системы необходимо разрабатывать пути совершенствования и развития банковского надзора. Особым направлением совершенствования надзора в Беларуси должно стать внедрение в надзорный процесс элементов риск-ориентированного содержательного надзора за деятельностью банков. Второе направление - совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.

Основными этапами  являются:

1. Государственная регистрация банков и лицензирование банковской деятельности (контроль за качеством допускаемых на банковский рынок капитала и управленческих кадров).

2. Текущий надзор (включая документальный надзор и инспектирование на местах).

3. Вывод с рынка неплатежеспособных банков (отзыв лицензий на осуществление банковских операций, подача исков в суд о возбуждении дел о банкротстве банков).

Соблюдение  рамок эффективного банковского  надзора обеспечит формирование национальной системы банковского  надзора, соответствующей международным стандартам. Таким образом, надзор за деятельностью банков находится в постоянном развитии и совершенствовании. Это значит, что банковская система Республики Беларусь укрепляется и развивается.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Шидловская, М.С. Банковский надзор и аудит: практикум - учебное пособие / М.С. Шидловская. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. - 318 с.

2. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 марта 2011 года № 73 «Об утверждении Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы».

3. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 31 января 2003 года № 19 «Об утверждении Концепции развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь и Плана мероприятий по внедрению международных стандартов банковского надзора».

4. Лаврушин, О.И.  Деньги, кредит, банки: учебник / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2001. – 459 с.

5. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

6. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2011 года № 266 «Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков».

7. Крамаренко, О.А. Формирование риск-профиля банка / О.А. Крамаренко // Банковский вестник. – 2009. - № 10 [447]. – С. 43-47.

8. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.И. Тарасов. – Минск: Мисанта, 2003. – 512 с.

9. Дубков, С.В. Стабильность банковской системы – важнейшая составляющая экономического развития / С.В. Дубков // Юрист. – 2009. - № 6 (97). – С. 7-9.

10. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444 с.

11. Рыкова, Л.В. Резервы эффективности банковского надзора / Л.В. Рыкова // Банковский  вестник. - 2003. - №13. - С.45-47.

12. Кравцова, Г.И. Банковский надзор и аудит: учебное пособие / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 1999. - 376 с.

13. Быстрицкая О. Развитие риск-ориентированного банковского надзора  / О. Быстрицкая // Банковский вестник. – 2010. - № 16 [489]. – С. 53-58.

14. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года № 441-З.

15. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: ООО «Мисанта», 2003. – 527 с.

16. Белоглазова, Г.Н. Денежное обращение и банки: учебное пособие / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - Москва: Финансы и статистика, 2000. – 397 с.

17. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 года № 137 «Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».

18. Указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2011 года № 258 «Об утверждении отчёта Национального банка за 2011 год».

19. Быстрицкая  О. Дистанционная оценка надежности и устойчивости белорусских банков / О. Быстрицкая // Банковский вестник. – 2010. - № 16 [489]. – С. 57-63.

20. Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 5 декабря 2003 года № 364 «Об утверждении Положения о Главном управлении Национального банка Республики Беларусь по Витебской области».

21. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 года № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»

22. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 года № 124 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и использования резервного фонда банка и небанковской кредитно-финансовой организации».

24. Положение Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области от 4 марта 2009 года № 04-05/348 «Об Управлении банковского надзора».

25. Жуков, В. Создание единого расчетного и информационного пространства / В. Жуков, В. Кучинский // Банковский вестник. – 2007. - № 7 [372]. – С. 40-46.

26. Организация банковского надзора // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2000-2012. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/system/supervisorg.asp.

 


Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь