Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Банковская система и ее определяющий элемент – коммерческие банки – несущая конструкция современной рыночной экономики. Банки, мобилизуя временно свободные деньги, превращают их функционирующий капитал, производящий прибыль, увеличивая тем самым реальное богатство страны. Без цивилизованной и надежной банковской системы нет и не может быть эффективной экономики.

Содержание работы

Введение
4
1 Банковский надзор в Республике Беларусь
6
1.1 Сущность, функции и виды банковского надзора
6
1.2 Основные принципы банковского надзора
16
1.3 Организационная структура банковского надзора
23
1.4 Этапы банковского надзора
28
2 Организация банковского надзора на примере Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.1 Организационно-правовая форма Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Витебской области
41
2.2 Функции и задачи Управления банковского надзора
52
2.2.1 Организация и основные этапы проверки банков
52
2.2.2 Оформление результатов проверки
62
2.2.3 Применяемые меры воздействия
67
2.2.4 Результаты деятельности Управления банковского надзора
71
3 Основные направления развития банковского надзора
78
3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора
78
3.2 Дистанционный надзор и проверки банков
79
3.3 Перспективы развития системы банковского надзора в Республике Беларусь
81
Заключение
87
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по надзору Дима.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, рассматриваются  жалобы граждан и субъектов хозяйствования: за 2011 год рассмотрено 65 жалоб, из них 51 устная; за 2010 – 72 жалобы, из них 48 устных.

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА

 

3.1 Совершенствование нормативной правовой базы банковского надзора

 

Продолжается работа по повышению эффективности банковского надзора путем совершенствования нормативной правовой базы, приведения ее в соответствие с международными стандартами и развития инструментов риск-ориентированного надзора.

В целях дальнейшей дебюрократизации отменено лицензирование аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах.

Определен перечень оснований назначений внеплановых  проверок, позволяющий Национальному  банку оперативно принимать меры по обеспечению стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и иных кредиторов банков.

В рамках совершенствования  надзорного процесса выработан порядок предоставления работникам Национального банка сведений из Кредитного регистра Национального банка для целей осуществления надзора за деятельностью банков, в том числе на консолидированной основе.

На повышение  уровня риск-менеджмента в банковском секторе направлены рекомендации по совершенствованию практики стресс-тестирования в банках, что позволит обеспечить более глубокое понимание профиля рисков банков, их устойчивости к внутренним и внешним шокам, формированию обоснованных подходов к стратегическому планированию развития деятельности банков.

Продолжалась  работа по улучшению корпоративного управления в банках путем совершенствования  квалификационных требований и требований к деловой репутации, предъявляемых  к руководителю, главному бухгалтеру банка, его филиала (отделения) и их заместителям. Дифференцированы отдельные требования к кандидатам на руководящие должности в зависимости от уровня руководства и уточнена процедура прохождения оценки соответствования этим требованиям. Откорректированы квалификационные требования к стажу работы и образованию кандидатов с учетом современных реалий. Банкам предоставлено право формировать резерв руководящих кадров, прошедших в Национальном банке оценку соответствия установленным требованиям.

В целях повышения информационной прозрачности банковского сектора к банкам предъявляется требование о размещении ими на официальных интернет-сайтах наряду с отчетностью, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, годовой финансовой очетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также аудиторского заключения, подтверждающего его достоверность.

В рамках мероприятий  по подготовке проекта изменений  и дополнений в Банковский кодекс продолжена работа по совершенствованию пруденциальных требований к банкам и надзорных процедур, приведению нормативной правовой базы, регулирующей вопросы банковского надзора, в соответствие с международными стандартами.

 

3.2 Дистанционный  надзор и проверки банков

 

Главной задачей  дистанционного надзора являлось принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, направленных на обеспечение  безопасного и ликвидного функционирования банков, защиту интересов кредиторов банков, минимизацию частоты банкротств банков и издержек, связанных с ними.

Службой дистанционного надзора был организован постоянный мониторинг выполнения банками нормативов безопасного функционирования и  иных пруденциальных норм и ограничений. Продолжена работа по формированию равных условий функционирования банков и обеспечению добросовестной конкуренции.

Проводилась целенаправленная работа по усилению документарного надзора  в части углубления анализа показателей  деятельности, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования. Продолжено внедрение надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.

В целях автоматизации  и, следовательно, ускорения процесса обработки данных финансовой и иной отчетности банков продолжена разработка информационно-аналитической системы Национального банка.

По результатам  анализа отчетности и иной поступившей  информации в целях пресечения негативных тенденций Национальным банком направлялись предписания банкам об устранении выявленных нарушений. Применялись такие формы работы с банками, как совещания с исполнительными органами банков, допустивших нарушения, проводимые в Национальном банке и на местах, а также направление писем высшим органам управления банков (наблюдательным советам). Усилено взаимодействие Национального банка с аудиторскими организациями и Ассоциацией белорусских банков.

Результаты  анализа отчетности банков послужили  основанием для принятия Национальным банком решений, предусматривающих обеспечение наблюдательными советами и другими органами управления отдельных банков устранения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов. В процессе регулирования деятельности банков и надзора за ней Национальным банком применялись к банкам меры надзорного реагирования.

В 2011 году планирование и проведение проверок Национальным банком Республики Беларусь осуществлялось в соответствии с Указом № 510.

Национальным  банком и его главными управлениями по областям в соответствии с утвержденными координационными планами контрольной (надзорной) деятельности на комплексной основе проверено 12 банков. Совместно с Комитетом государственного контроля осуществлена одна внеплановая тематическая проверка. Главными управлениями Национального банка по областям проведены проверки 16 филиалов банков по вопросам качества активов и соблюдения валютного законодательства.

По результатам  проверок составлены акты, в которых  отражены нарушения законодательства, регулирующего банковскую деятельность, и заключения об уровнях принимаемых банками рисков, эффективности систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля. Кроме того банкам направлены предписания и рекомендации по устранению выявленных недостатков, в необходимых случаях применены меры предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, с руководством проверенных банков проведены совещания.

 

3.3 Перспективы развития банковского надзора в Республике Беларусь

 

Банковская  система Республики Беларусь является двухуровневой. Первый уровень – Национальный банк, второй – банки (в форме акционерных обществ, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации. В настоящее время в нашей стране функционируют 32 банка, в том числе два банка зарегистрированы за последние три года. Реорганизованы два банка. Все банки являются универсальными. В то же время они разнородны в силу различий в форме собственности, масштабе, клиентуре и направлениях деятельности (приложение Ж).

Белорусская банковская система характеризуется высокой  концентрацией, низким уровнем ликвидности  и высоким уровнем кредитных  рисков преимущественно в связи  с несовершенством и низкой эффективностью действующей в Республике Беларусь системы организации финансирования приоритетных государственных программ. На уровне отдельных банков следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного практического опыта в этой области, недостаточным осознанием собственниками и руководством банков важности управления рисками.

Цели и задачи развития банковского надзора определяются необходимостью обеспечения стабильного  функционирования  банковского сектора  и защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов банков. Их реализация связана с совершенствованием пруденциальных требований и надзорных процедур, повышением уровня всех составляющих надзорного процесса (предварительный надзор на стадии государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, текущий надзор, включая дистанционный, инспекционный и макропруденциальный).

Главным ориентиром дальнейшего совершенствования  банковского надзора является использование  международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области. Внедрение стандартов, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору и международными финансовыми организациями, будет базироваться на полной реализации основополагающих принципов эффективного банковского надзора.

В соответствии со Стратегией развития банковского  сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, выделяются следующие  основные направления развития банковского  надзора:

1) повышение независимости принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного регулирования и контроля по мере возрастания роли рыночных механизмов в деятельности банков с преобладающей долей государства в уставных фондах;

2) дальнейшее внедрение риск-ориентированного надзора посредством:

- повышения роли мотивированного суждения специалистов Национального банка при оценке структуры собственности, качества управления, качества и достаточности капитала, уровня рисков, финансового состояния и перспектив функционирования банков при применении мер надзорного реагирования путем закрепления понятия мотивированного суждения в Банковском кодексе Республики Беларусь, а также конкретизации принципов и критериев вынесения мотивированного суждения в нормативных правовых актах Национального банка, регламентирующих порядок осуществления банковского надзора по означенным направлениям;

- разработки норм и рекомендаций в части совершенствования корпоративного управления в банках, систем внутреннего контроля и управления рисками, процедур управления различными видами банковских рисков, осуществления стресс-тестирования;

- оптимизации пруденциальной отчетности, максимального ее приближения к внутрибанковской управленческой отчетности, позволяющей осуществлять не только количественный, но и качественный анализ параметров рисков и управления ими;

- совершенствования системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;

3) повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе своего функционирования, в том числе:

- требований к учредителям (акционерам), конечным бенифициарным собственникам и структуре собственности;

- требований к источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала;

- квалификационных требований и (или) требований к деловой репутации, предъявляемых к членам совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно-финансовой организации, их заместителям;

- требований  к бизнес-планам создаваемых банков, включая порядок их составления  и оценку;

4) совершенствование  консолидированного  надзора  за деятельностью банковских групп и банковских холдингов путем повышения:

- требований к организации корпоративного управления в таких группах и холдингах, в том числе к управлению рисками и организации внутреннего контроля;

- внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;

- эффективности мер воздействия, применяемых в рамках консолидированного надзора;

5) совершенствование трансграничного надзора путем:

- координации деятельности надзорных органов стран, в которых белорусские банки имеют свои подразделения и (или) размещают значительные средства, а также обмена информацией между ними;

- расширения взаимоотношений с органами надзора стран, чей капитал присутствует в банковском секторе Республики Беларусь, либо стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь;

6) совершенствование действующей системы морального и материального стимулирования специалистов банковского надзора;

7) повышение эффективности организации процессов банковского надзора на основе развития информационных технологий.

В данный период основным перспективным направлением развития традиционных методов банковского надзора в Республике Беларусь является дальнейшее внедрение в надзорный процесс элементов риск-ориентированного содержательного надзора за деятельностью банков. Уже сейчас при проведении комплексных проверок деятельности банков, на основании мотивированного суждения проверяющих осуществляется оценка уровня рисков и качества управления ими. В дальнейшем эта оценка используется Национальным банком при выборе надзорных мер воздействия к банкам, оценке профессиональной деятельности их руководства, а также при установлении сроков проверок деятельности банков. В перспективе методы риск-ориентированного надзора за деятельностью банков должны внедряться и в деятельность дистанционного надзора.

Для дальнейшего повышения эффективности банковского надзора необходимо также планомерно осуществлять совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.

Преимущественно качественная оценка финансового состояния  банков проводится на комплексной основе, включая критерии, характеризующие качество управления банком, систем внутреннего контроля, адекватность оценки банками рисков их реальному состоянию и процедур по управлению ими.

Информация о работе Надзор за деятельностью банков и его особенности в Республике Беларусь