Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#1-13.doc

— 474.00 Кб (Скачать файл)

Римскими цифрами обозначены фазы экономического цикла: I - кризис и спад,  II - застой, III - оживление,  IY - подъем. Пунктирная наклонная прямая, направленная вверх, показывает, что в целом капиталистическая экономика развивается, проходя через один цикл к другому.

После очередного кризиса капиталистическая  экономика проходит периоды застоя, оживления и подъема, который оканчивается новым кризисом. Вследствие этого развитие капиталистической экономики носит циклический характер, то есть проходит через определенные следующие друг за другом фазы. В каждом цикле выделяется четыре фазы:

1) Кризис - образование общего превышения предложения над спросом, которое вызывает сокращение производства. Для кризиса характерно затоваривание продукции, рост неплатежей, нехватка денег и удорожание кредита, снижение рентабельности производства, ухудшение финансовых показателей, падение курса акций, снижение объемов производства, увольнения работников, рост безработицы, массовое банкротство фирм, рост недогрузки производственных мощностей, снижение уровня жизни трудящихся.

2) Застой - период, когда спад прекращается, но производство еще не увеличивается. Фирмы, стараясь выжить, осуществляют массовое техническое перевооружение производства, улучшают организацию труда, сокращают издержки производства (в том числе за счет заработной платы), обновляют продукцию. Происходит рассасывание запасов нереализованной продукции. Предложение приходит в соответствие со спросом.

3) Оживление. Фирмы, перешедшие к производству более дешевой, более эффективной продукции, расширяют ее сбыт и наращивают прибыль. Начинает расти спрос на рабочую силу и средства производства. Повышается заработная плата. Увеличиваются объемы производства. Растет курс акций. Данная фаза оканчивается в тот момент, когда производство выходит на докризисный уровень.

4) Подъем  начинается с того момента, когда производство превысит докризисный уровень. Для него характерно: расширение производства, рост спроса на производственные ресурсы, относительно высокий уровень рентабельности и курса акций. Подъем завершается началом нового кризиса.

Промышленный цикл - это период, в течение которого капиталистическая экономика проходит четыре фазы своего развития и снова возвращается к исходной фазе. Циклический характер развития капиталистической экономики можно изобразить в виде графика (см. рис. 6). По горизонтальной оси расположены временные периоды, по вертикальной (Y) - объем производства.

 

 

#6. Безработица в рыночной экономике

 

Безработица (безработные люди) — явление, когда часть экономически активного (работоспособного) населения постоянно или временно не работает.

Она имеет место в том случае, когда люди, способные и желающие работать: 1) не имеют работы; 2) занимаются поиском более престижной или высокооплачиваемой рабом 3) готовы приступить к работе за любую (даже мизерную плату (учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды). Для рыночной экономики типична безработица, спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на наем рабочей силы.

Основные виды безработицы:

Текучая, или фрикционная, безработица - безработица, связанная с поисками работы; люди ищут работу и ждут ее получения в ближайшем будущем. Текучая безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся "между работами переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу.

Технологическая безработица      - постоянное явление, рыночного хозяйства, поскольку она связана с НТП. Особенно заметной она становится тогда, когда высокие темпы НТП вызывают резкое сокращение количества рабочих мест.

Структурная- безработица в результате изменении структуры производства товаров и услуг, т. е. она вызвана фундаментальными сдвигами экономических пропорций, особенно в экспортных отраслях.

Циклическая — безработица, которая возникает в результате кризиса, или спада, производства, т. е. той фазы экономического цикла, которая характеризуется резким сокращением совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, следовательно, безработица растет.

Скрытая, или сезонная, безработица  - те, кто занят только в определенное время, а все остальное время является безработными, или заняты неполный рабочий день, или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск, и т. д. Этому виду безработицы подвержены наемные работники таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, розничная торговля, обслуживание туристов и т. д.

Региональная безработица — безработица, которая формируется в отдельных регионах под воздействием целой комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств. Низший слой безработных образуют пауперы — бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.

Уровень безработицы — это удельный вес численно безработных в численности экономически активного населения. Экономически активное население (занятая рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним  из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики. Главная «цена» безработицы – уменьшение объема ВНП.

Основные направления по поддержанию занятости населения и борьбе с безработицей в России. 1) совершенствование действующего законодательства с сфере занятости населения 2) повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости. 3)совершенствование прогноза и мониторинга рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. 4) повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда 5) совершенствование эффективности деятельности органов служб занятости.

 

#8. Основы теории спроса. Закон спроса.

Спрос означает желание потребителей приобрести определенные товары и услуги за определенную цену. Потребители будут покупать товары и услуги за определенную цену только в том случае, если они в них нуждаются.

Величина спроса — количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких. Между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная связь.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной (Q), а цену на вертикальной и (Р). Нисходящее направление кривой спроса означает: люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

Кривая спроса D  показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже.


Цена

D

 

 

Количество (величина спроса)


Коренное свойство закона спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

Цена служит самой важной детерминантой, или главным фактором изменения  спроса, т. е. количества любого покупаемого продукта.

Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Их называют неценовыми факторами изменения спроса, или неценовыми детерминантами. К ним относятся: 1) потребительские вкусы; 2) число покупателей; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Изменение величины спроса под влиянием неценовых факторов спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо  (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса)

В противоположность этому изменение величины спроса под влиянием цены означает передвижение на кривой спроса с одной точки на другую точку.

Эластичности спроса- это ответная реакция величины спроса на изменение цены. Измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены.

Спрос называется эластичным когда  незначительное изменение цены оказывает  существенное влияние на величину спроса.

Спрос является не эластичным когда  процент изменения его величины меньше, чем процент изменения  цены.

  Спрос может обладать единичной эластичностью, процентное, применение цены и последующее процентное изменение количества оказываются равными по величине. Такую эластичность называют единичной, т. е. коэффициент единичной эластичности равен 1

Спрос может быть совершенно неэластичным, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции   При совершенно неэластичном спросе коэффициент эластичности равен нулю.

Спрос может быть совершенно эластичным, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей. При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности.

Если спрос эластичен, то:

  • повышение цены приведет к уменьшению общего дохода потребителей;
  • снижение цены приведет к увеличению общего дохода.

При эластичном спросе для потребителей выгодна вторая ситуация - снижение цены. 

Если спрос неэластичен, то:

— повышение цены приведет к увеличению общего дохода;

— снижение цены приведет к уменьшению общего дохода. 
При неэластичном спросе для потребителей выгодна первая ситуация — повышение цены.

 

#9. Основы теории предложения. Закон предложения

 

Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.

Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых  будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто  не будет производить товары и  услуги только потому, что люди в  них нуждаются.

Величина предложения — количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Закон предложения показывает, что  производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Форма кривой предложения S определяется стремлением к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т. е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

Кривая предложения S - восходящая. Это означает, что между ценой и ветчиной предложения — прямая связь.

 S


 

цена

 

 


количество (величина предложения)

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени — за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Изменение предложения, зависит от цены. Но величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких ценах. Если цена на данный товар увеличивается, то его производство становится более выгодным.

Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, напротив, со снижением цен сокращается предложение.

Цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовыми) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К неценовым детерминтами предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

Изменение в предложении под  влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Противоположность этому изменение величины предложения под влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки "А" на другую точку "С" на постоянной кривой предложения.

Концепция ценовой эластичности предложения означает  ответную реакцию предложения на изменение цены. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к   изменениям цен, то предложение будет эластично. И наоборот: если производители нечувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэластично. Измеряется эластичность предложения  как отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены.

  1. Предложение называется эластичным, когда процент 
    изменения его величины больше, чем процент изменения цен.
  2. Предложение называется неэластичным, когда процент 
    изменения его величины меньше, чем процент изменения 
    цены.
  3. Единичная эластичность предложения процентное, применение цены и последующее процентное изменение количества оказываются равными по величине. Такую эластичность называют единичной, т. е. коэффициент единичной эластичности равен 1
  4. Совершенно неэластичное предложение когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции.   При совершенно неэластичном спросе коэффициент эластичности равен нулю.
  5. Совершенно эластичное предложение когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей. При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности.

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования