Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат
В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.
Если указанная система предпочтений выполнена, то для каждой из набора основных альтернатив а1, …, аn определяются числа u1,….,un, характеризующие численную оценку смешанных альтернатив. Численная оценка смешанной альтернативы [р1р2, р2а2,…, рrar] равна р1u1+p2u2+…+prur. Смешанная альтернатива [р1р2, р2а2,…, рrar] предпочтительней, чем смешанная альтернатива [р1р2, р2¢а2,…, рr¢ar], если (р1u1+p2u2+…+prur)> (р1¢u1+p2¢u2+…+p¢ur).
Таким образом, устанавливается существование функции полезности р1u1+p2u2+…+prur, значение которой характеризует степень предпочтительности любой смешанной альтернативы. Более предпочтительна та смешанная альтернатива, для которой значение функции полезности больше.
#109. Оценивание альтернативных целей с помощью нескольких критериев
Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении – от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня.
Для осущ-я эф-го упр-я недостаточно лишь сформулировать цели, поставленные орг-й при упр-и объектом. Для того, чтобы с-ма упр-я была конструктивной, необходимы критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Оценить последнее можно с помощью соответствующего критерия, явл-ся частью сформированной оценочной с-мы.
Критерий предназначен для оценки альтернатив с учетом их существенных св-в и особ-ей, в отличие от пок-ля, к-ый хар-ет альтернативы только с одной ст. Критерий д.б. ср-вом отраж-я предпочтения ЛПР по отнош-ю к возможным альтернативам.
Набор критериев, предназнач. для оценки целей принятия р-й, должен обладать рядом св-в, оправдывающих его исп-е: полнота, действенность (операционность), разложимость, неизбыточность, минимальная размерность.
Критерий формируется на основе нескольких пок-лей.
Для сокращения числа пок-лей, по к-ым должна вестись оценка, все цели можно разделить на жизненно важные и альтернативные группы.
При подготовке р-й, касающихся
достижения альтернативных целей, возникает
необходимость формировать
Оцениваемые показатели, как и объекты оценки, достаточно разнообразны, поэтому используют различные виды шкал (например, непрерывные или дискретные).
Дискретные шкалы
Шкалы делятся на количественные и качественные.
В состав количественных включают абсолютную, отношений, интервалов и шкалу разностей. Рассмотрим их особенности.
В состав качественных шкал включает номинальную, порядковую и вербально – числовую шкалу. Качественные измерения менее строги и носят субъективный характер.
Одним из наиболее эф-ным методов р-я слабоструктурир. з-ч упр-я явл-ся метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати. Этот метод оказывается полезным при принятии р-й на основе как формализованных, так и неформализованных факторов.
Главной чертой МАИ является то, что он отражает естественное мышление чел-ка, принимающего решение независимо от широты спектра проблемы.
МАИ сост. в декомпозиции проблемы на простые части и эл-ты, к-ые оцениваются в шкале МАИ в виде суждений ЛПР (экспертов). А затем на основании обработки сов-ти суждений методом матричной алгебры получаются конечные оценки в р-и рассм. проблемы. При этом опр-ся относительная степень взаимного влияния в иерархии.
Цель, факторы показательного оценивания и альтернативы образ. иерархич. стр-ру
Во многих случаях принятие р-й осущ-ся на основе неск. критериев. Р-е многих стратегич. з-ч, опр-е наиболее важных направлений д-ти орг-и, устан-е приоритетности финансир-я проектов и работ, оценка перспективности проектов невозможны без исп-я с-м многокритериального выбора. Применяют разные методы выбора альтернатив на основе одного или нескольких критериев, одного или нескольких измерений. Способы оценки и выбора альтернатив с применением нескольких критериев:
1. Таблица оценок. Послед-ть применения метода «Таблицы оценок» сводится к следующим шагам: формир-ся критерии оценки альтернатив; диапазон значений каждого критерия увязывается с безразмерной шкалой; на субъективной основе каждому критерию присваивается к-т значимости (веса) в случаях, когда критерии неравноценны; опр-ся результаты оценки по безразмерной шкале во взаимосвязи с к-том значимости; по каждой альтернативе результаты суммируются; выбирается альтернатива с наиб. или наименьшей (в зависимости от выбранной шкалы) суммой результатов.
2. Бинарная решающая матрица.
Н-р, Для выбора альтернативы применяют 7 технических или эк. критериев.
Составляется бинарная матрица для каждого из критериев . Критерии разбивают на варианты (диапазоны) и они записываются в строки; образующиеся ячейки матрицы заполняются нулями или единицами (отсюда и название – бинарные 0 – данный способ сварки приемлем; 1 – данным способом нельзя воспользоваться).
Далее для каждого конкретного изделия выбираем лучший вид сварки. Для этого критерии записываются по строкам, и находится сумма по столбцу. Сумма, в которой нет единиц, - наиболее подходящий способ.
Недостаток метода: упрощает ситуацию из-за категоричности ответа (1 или 0). Альтернативой может служить метод построения функции желательности.
3. Метод поэтапного сравнения
Метод также построен на принципе подсчета безразмерных единиц, но здесь варианты р-й невзаимоисключающиеся, т.е. неск. вариантов допускают одновременную реал-ю и их можно объед-ть. Этот метод явл-ся модификацией метода Черчмена –Акофа.
Недостатком способа является использование критерия «важность», который может быть комплексным, состоящим из нескольких частных критериев.
На этом фаза качественного сравнения заканчивается и выполняется фаза количественного сравнения с помощью подсчета очков.
С помощью процедуры поэтапного сравнения находится новая ранжировка, в которой варианты расположены по степени важности.
При применении графоаналитических методов для выбора управленческого р-я исп-ся изображение. Популярен метод, названный “Полигон альтернатив”. “Полигон” представляет собой наглядную диаграмму, построенную в полярных координатах. Оси, на к-ые наносятся знач-я критериев, направлены по радиусам от центра окружности к периферии. Число осей соответствует числу выбранных критериев.
На оси наносятся оценочные шкалы для кажд. критерия. Предварительно опр-ют, где должны находиться наилучшие знач-я - ближе к центру или дальше от него. Это условие д.б. одинак. для всех критериев. При этом не имеет знач-я, как проградуированы шкалы - в относит. ед-цах, условных обозначениях или только словесно. Главное, чтобы было видно постепенное изменение критериев, отражающее тенденцию к улучшению или ухудшению при движении по оси. Max и min оценочные знач-я д.б. реальными.
Для кажд. альтернативы на диаграмме отмечают ее оценки по каждому критерию. Полученные точки соединяют замкнутой ломанной линией - полигоном. На полярной диаграмме образ-ся в общем случае неправильные n - угольники, где n - число критериев.
Правило оценки этим методом гласит: если наилучшее знач-е критерия располож. дальше от центра, то opt р-ю соответствует многоугольник, имеющий max S, и наоборот.
Следует учитывать, что полученные полигоны не имеют геометрически однозначной площади. Даже если были выбраны одинаковые критерии и назначены одинаковые цифровые значения, площадь соответствующего многоугольника может измениться только вследствие того, что поменялась послед-ть осей. Площадь и форма многоугольников измен-ся также и в случае, если какой-либо критерий исключается из рассмотрения, либо, напротив, дополнительно вводится, а также если углы м/у шкалами неодинаковы, если измен-ся деление шкал, либо меняются вн. и внеш. граничные знач-я.
Сущность метода «Таблицы оценок» состоит в следующем:
Чтобы составить альтернативы по нескольким критериям разных измерений, целесообразно применить особую схему.
Например, имеются 3 альтернативы и известны результаты реализации i альтернативы при j-том условии и пять критериев их оценки.
Составляют матрицу результатов для каждой i-ой альтернативы (табл. 1.)
Таблица 1.
Матрица результатов
Альтернативные цели |
Критерии | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
U1 |
O11 |
O12 |
O13 |
O14 |
O15 |
U2 |
O21 |
O22 |
O23 |
O24 |
O25 |
U3 |
O31 |
O32 |
O33 |
O34 |
O35 |
Только в редких случаях удается исп-ть матрицу рез-тов для выбора лучшей альтернативы. Н-р, когда альтернатива превосходит все остальные по всем критериям. Поэтому надо единообразить оценку разнокачественных рез-тов. Для этого, н-р, каждый результат Oij сопоставляется с безразмерной оценкой Uij и формируется вектор оценок:
[ Ui ] = [ Ui1, Ui2, …, Uin ].
Uij – полезный эффект i- альтернативы по j- тому критерию. Матрица ожидаемых рез-тов (вел-на Oij) – это кач-ный пок-ль, а вектор оценок – числа. Перейдя от матрицы рез-тов к матрице оценок, з-ча сводится к сопост-ю векторов оценок разных альтернатив.
При равнозначности критериев предпочтение дается модели 2, так как ей соответствует минимальный результат.
Если применяемые критерии неравнозначны, решение принимается на основе составного критерия Рi = Uij ∙Вкj.
#110. Процесс разработки управленческих решений. Риск групповых решений
При разработке и реал-и УР менеджер должен уделять внимание каждому из этапов, и качество их выполнения влияет на общую оценку качества УР.
В каждой орг-и осущ-ся процесс разработки и выбора УР, имеющий свои особенности и зависящие от специфики и хар-ра д-ти орг-и, ее орг-ной стр-ры, с-мы комуникаций и т.д.
Подготовка, принятие и реал-я р-й как процесс упр-кого труда рук-ля имеют опред. технологию: сов-ть послед-но применяемых приборов и способов достиж-я целей д-ти.
В самом общем виде процесс принятия р-й вкл. след. этапы: диагностика проблемы; формулировка огр-й и критериев принятия р-й; опр-е альтернатив; оценка альтернатив; ыбор наилучшей альтернативы. Обобщение различных мнений позволяет процесс подготовки, принятия и реализации решения представить схемой на рис.1.
В целом, процесс разработки и выбор УР реализуется, как правило, путем итеративного приближения к требуемым результатам и содержит ряд этапов.
Рис.1. Процесс подготовки, принятия и реализации решения
Уровень риска, предпочитаемый группой, выше среднего риска, допускаемого индивидом. Группа принимает решения с большим уровнем риска.
Явление увеличения уровня риска в групповых решениях называется “сдвигом риска” (рис. 1.).
Rg
I1 I2 I3 I4 I5 I6 I7 Группа лиц
Рис. 10.2. Пример сдвига риска в группе
Имеется группа из семи лиц (I1,...,I7), предпочитающих различные величины риска. Средняя арифметическая этих величин риска - . После длительной дискуссии группа принимает решение с уровнем риска Rg. Приращение является показателем величины сдвига риска в группе.
Сдвиг риска -распространенное явление, и наблюдается оно в разных группах и в коллективах, объединяющих лиц различных национальностей. Человек, действующий в группе, готов принять решение с большим уровнем риска, чем человек, действующий в одиночку. Таким образом, группа оказывает сильное воздействие на предпочтение риска при принятии решений.
Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования