Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Анатомия,физиол.,патология лор-органов.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Возрастные особенности анатомии  и физиологии наружного и среднего  уха у детей.

Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ её мягкий, рельеф слабо выражен, покрывающая его кожа тонкая. Мочка имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых 2-х лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину.

Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и уже, чем у детей старшего возраста и взрослых, вследствие недоразвития его внутренней костной части. У новорожденного он имеет вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребенка из щелевидного становится овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. Его длина у новорожденного около 15 мм, у ребенка 1-го года – 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм. У 10-12-летних детей его длина и форма близки к их величинам у взрослых.

Барабанная перепонка у взрослых имеет овальную форму, а у детей – круглую. У новорожденного она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30º, этот угол с возрастом увеличивается до 45-50º. Поэтому в грудном возрасте при осмотре барабанной перепонки при отоскопии для выравнивания слухового прохода необходимо оттянуть ушную раковину кзади и книзу в отличие от взрослых, у которых она оттягивается кзади и кверху. У новорожденного размеры барабанной перепонки почти те же, что и взрослого, но толщина её несколько больше. У новорожденного её высота равна 9, ширина – 8 мм. Некоторые особенности отмечены у детей и в самой структуре барабанной перепонки. Наибольшая степень васкуляризации перепонки (формирование новых кровеносных сосудов внутри ткани) наблюдается у новорожденных и детей младшего возраста. Постепенно плотная неоформленная соединительная ткань в центре барабанной перепонки замещается коллагеново-волокнистой тканью с выраженной облитерацией (от лат. obliteratio - уничтожение) сосудов. В норме этот процесс заканчивается на 4-м году жизни ребенка.

Барабанная полость (среднее ухо) у детей первых лет жизни существенно не отличается по абсолютным размерам от полости у старших детей и взрослых, однако в строении некоторых элементов барабанной полости ребенка имеются те или иные возрастные отличия. Барабанная полость имеет форму неправильной пирамиды объемом от 0,75 до 2,0 мм3. У детей передний отдел её лежит латеральнее (от лат. lateralis- боковой), чем у взрослых. К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой соединительной тканью. С первым вздохом воздух проходит в барабанную полость через слуховую трубу. Воздух и поступившая вместе с ним инфекция обуславливают распад зародышевой ткани и превращение её в зрелую соединительную ткань. Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, при этом толщина стенки очень незначительна – 1-1,15 мм, что в некоторых случаях острого среднего отита может привести к её прорыву и распространению инфекционного процесса из барабанной полости в полость черепа и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек (менингит) и даже поражение мозгового вещества (абсцесс или энцефалит). Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже очень тонкая – от 0,7 до 2,0 мм. Она отделяет полость от луковицы внутренней яремной вены, на которую при гнойном воспалении среднего уха может распространиться инфекция, и привести к сепсису. Передняя стенка барабанной полости у новорожденных и детей первого года жизни постепенно и незаметно переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть её занята устьем евстахиевой трубы. Задняя стенка (самая длинная – 12-15 мм) имеет широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру - антрум. Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют из-за слабого развития сосцевидного отростка. Наружная стенка в большей степени состоит из барабанной перепонки. В строении внутренней стенки барабанной полости у детей и взрослых существенных отличий нет. Исключение составляет канал лицевого нерва, который в первые 12-18 мес жизни ребенка лежит почти горизонтально и не прикрыт костью. Постепенно к возрасту 1,5-2 года он приобретает костную защиту. Расположение окон преддверия и улитки и их размеры с возрастом не претерпевают изменений. У детей уже в первые дни после рождения слуховые косточки имеют почти такие размеры, как и у взрослых. У них уже окончательно сформированы взаимоотношения между различными элементами барабанной полости – косточками, связками, мышцами, нервными волокнами и кровеносными сосудами.

Евстихиева (слуховая) труба новорожденного и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без кривизны и изгибов, а просвет её значительно шире. Длина слуховой трубы у ребенка 1-го года равна 20 мм, 2-лет – 30, 5 лет- 35, у взрослого – 35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей расположено на высоте нижнего края носовых полостей. Далее с ростом лицевого скелета и опусканием твердого нёба глоточное устье евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней носовой раковины, при этом глоточное отверстие в раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не бывает у детей после 5-6 лет. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2 мм в 2 года и до 1-2 мм у 6-летнего ребенка. Именно поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных инфекций часто возникают воспаления среднего уха. Барабанное устье у младенцев находится в верхней части передней стенки барабанной полости и постепенно с возрастом перемещается в нижнепередний отдел.

 

6. Методы исследования органов  слуха, возрастные особенности.

Методы оценки слуха можно разделить на 2 основные группы:

1) субъективные методы (психоакустические) — регистрация разных поведенческих (двигательных) реакций на звуки. Результаты обследования зависят от состояния пациента, его желания и умения участвовать в обследовании;

2) объективные методы (физиологические) — регистрация реакций разных отделов слуховой системы на звук. Результаты этих методов не зависят от желания и умения пациента участвовать в обследовании

К субъективным методам оценки слуха относятся:

- акуметрия — регистрация реакций на речь и неречевые звуки;

- стандартная тональная пороговая аудиометрия и другие варианты тональной аудиометрии;

 - или надпороговые тесты;

- речевая аудиометрия;

- тесты для диагностики центральных расстройств слуха.

Результаты, получаемые при использовании субъективных методов, зависят не только от состояния слуха, но и от внимания пациента, определяемого его общим состоянием, наличием дополнительных психоневрологических нарушений (особенно у детей).

Недостатки субъективных методов:

- мало эффективны при обследовании пациентов с психоневрологическими расстройствами и детей раннего возраста;

- у детей не позволяют определить уровень поражения слуховой системы (тип нарушения), а во многих случаях — и степень снижения слуха.

Объективные (физиологические) методы — это методы оценки слуха, при которых регистрируются физиологические реакции разных отделов слуховой системы на звук. Результаты этих методов не зависят от желания и умения пациента участвовать в обследовании.

Результаты разных объективных методов:

- взаимно дополняют друг друга;

- позволяют провести дифференциальную диагностику;

- являются единственно адекватными для определенных категорий пациентов — маленькие дети, дети и взрослые с психическими нарушениями, симулянты и агграванты (скрывающие или преувеличивающие снижение слуха);

- в совокупности с субъективными методами обеспечивают надежность диагностики.

К объективным (физиологическим) методам оценки слуха относятся:

- импедансометрия — оценивает состояние структур наружного/среднего уха;

- регистрация вызванной отоакустической эмиссии — оценивает состояние рецепторов улитки (наружных волосковых клеток);

- регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга (компьютерная аудиометрия) — оценивает проведение возбуждения в слуховые центры мозга.

Во время обследования объективными методами оценивают разные реакции слуховой системы, что позволяет получить информацию, важную для дифференциальной диагностики нарушения слуха у конкретного пациента.

 

9. Классификация нарушения слуха по всем признакам, степень нарушения слуха в сравнении с нормой.

По данным статистики от 2 до 4% земного шара имеют снижение слуха. При этом в мире насчитывается 5 млн. глухих людей, 350 млн. со снижением слуха в тяжелой или умеренной степени, 750 млн. со снижением слуха легкой (1й) степени.

Классификация:

1. По механизму преобразования  звуковых сигналов:

1) кондуктивная тугоухость: проявляется  нарушением механизмов звукопроведения

2) нейросенсорная тугоухость - нарушение  механизмов звуковосприятия

3) смешанная тугоухость - нарушение  как звуковосприятия, так и звукопроведения

2. По локализации повреждения:

1) периферические нарушения слуха:

- поражение наружного, среднего, внутреннего  уха

- поражение нейронов спирального  ганглия

- поражение слухового нерва

2) центральные нарушения слуха:

- повреждение подкорковых и/или  корковых центров анализатора  слуха

3. От стороны повреждения:

1) одностороннее нарушение слуха

2) двустороннее нарушение слуха

4. От причины:

1) наследственные(генетические) нарушения слуха

2) врожденные повреждения слуха 

3) приобретенные нарушения:

- в результате заболевания

- травмы

- длительное вредное воздействие

 

По степени снижения слуха выделяют 1, 2, 3, 4 степень тугоухости и глухоты.

Степень снижения слуха - средние пороги слуха (дБ) - восприятие разговорной речи - восприятие шепотной речи.

N - меньше/равно 25(взр), 15 (дети) - больше 10м - меньше/равно 6м.

1 - 26-40 - 6-3м - 2м-у уха.

2 - 41-55 - 3м-у уха - нет-у уха.

3 - 56-70 – громкая речь у уха - нет

4 – 71-90 – громкая речь у уха - нет

глухота – больше/равно 91 – нет - нет

 

В российской педагогике распространено деление детей с нарушением слуха на 2 группы (педагогическая классификация тугоухости):

1) слабослышащие — дети с  порогами слуха до 70 дБ. Эти дети  слышат речь, хотя очень не четко. Они могут научиться говорить сами без специальных методов, но их речь развивается с большой задержкой и сильно отличается от нормальной;

2) глухие — дети с порогами  слуха более 70 дБ. Эти дети не  слышат речь и не могут научиться говорить без специальных методов. Дети этой группы делятся на несколько подгрупп в зависимости от сохранности остатков слуха.

К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

§   слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

§   слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

§   ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;

§   позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха. Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

 

В зависимости от возраста начала заболевания в связи с развитием речи тугоухость делят:

- на врожденную;

- на долингвальную (возникает в раннем возрасте до развития речи);

- на перилингвальную (возникает в период овладения речью 1—5 лет);

- на постлингвальную (возникает после развития речи).

В зависимости от характера течения заболевания нарушения слуха делят:

- на острые (длятся до 3 мес.);

- на хронические (длятся более 3 мес.).

 

10. Классификация по типам нарушения  слуха  и характеристика кондуктивной  тугоухости.

Основные типы нарушений слуха:

1) Кондуктивная тугоухость

2) Нейросенсорная тугоухость:

а) Сенсоневральная тугоухость

б) Ретрокохлеарные нарушения слуха

в) Слуховая нейропатия

г) Центральные расстройства слуха

3)Смешанная тугоухость

 

КОНДУКТИВНАЯ ТУГОУХОСТЬ

Поражение звукопроводящего аппарата слуховой системы — наружного и среднего уха — в большей части случаев вызвано снижением подвижности звукопроводящей системы «барабанная перепонка — косточки среднего уха — мембрана овального окна». Это приводит к ослаблению энергии звукового сигнала, передаваемой в улитку. Снижение слуха при кондуктивной тугоухости составляет от 10 до 60 дБ (1—2-я степень тугоухости).

Серная пробка в слуховом проходе может приводить к снижению слуха на 15—30 дБ преимущественно в низкочастотном диапазоне.

Тубоотит, или евстахеит, — нарушение функции слуховой трубы, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, — одна из распространенных причин кондуктивной тугоухости у детей. Наблюдается при воспалении носоглотки во время простудных заболеваний, при выраженных аденоидах, аллергическом и вазомоторном рините. При этом частично или полностью закрывается устье слуховой трубы и нарушается вентиляция барабанной полости. Это приводит к втягиванию барабанной перепонки и нарушению ее подвижности. Снижение слуха на 15—20 дБ преимущественно на низких частотах.

Для кондуктивной тугоухости характерны:

- наличие повышенных порогов слуха по воздушной проводимости при нормальных порогах слуха по костной проводимости (костновоздушный разрыв);

- восходящий тип аудиограммы — большее снижение слуха в низкочастотном диапазоне

 

 

 

11. Нейросенсорная тугоухость: виды, причины,  характеристика сенсоневральной, ретрокохлеарной тугоухости и  слуховой нейропатии.

НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ

Нарушения обусловлены поражением звуковоспринимающих структур слуховой системы:

- слуховых рецепторов улитки (волосковых клеток);

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"