Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:44, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Анатомия,физиол.,патология лор-органов.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

- слухового нерва;

- подкорковых слуховых центров;

- корковых центров.

Нейросенсорная тугоухость включает:

- Сенсоневральную тугоухость

- Ретрокохлеарные нарушения слуха

- Слуховую нейропатию

- Центральные расстройства слуха

СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ

К данному типу относят нарушения слуха вследствие поражения прежде всего рецепторов улитки (волосковых клеток) и частично слухового нерва.

При сенсоневральной тугоухости в основном повреждены рецепторы улитки (наружные и внутренние волосковые клетки), которые преобразуют звуковые колебания в электрические импульсы. Поражение наружных волосковых клеток, обеспечивающих избирательное реагирование разных отделов улитки на звуки разных частот, у пациентов с сенсоневральной тугоухостью приводит к нарушению анализа звуков по частоте и громкости. Дифференциальные пороги слуха по частоте повышаются, и пациент не слышит различий между сходными по частоте звуками, в том числе и речевыми (например, в словах «стол» и стул»). У пациентов со значительными потерями слуха из-за полного повреждения внутренних волосковых клеток на отдельных участках улитки образуются «мертвые» зоны, не реагирующие на звуки соответствующих частот.

Для многих пациентов с сенсоневральной тугоухостью характерно нарушение восприятия громкости звука. Среди пациентов с сенсоневральной тугоухостью встречаются пациенты с болезнью Меньера. Болезнь Меньера является невоспалительным заболеванием внутреннего уха. Типичные проявления болезни — периодические головокружения с тошнотой и рвотой, нарушения равновесия, шум в ушах, снижение слуха на одном ухе. Вестибулярные нарушения у таких пациентов более выражены и проявляются раньше, чем нарушения слуха.

Для пациентов с болезнью Меньера характерны: плоская форма аудиограммы с костновоздушным разрывом и феномен ускоренного нарастания громкости (В результате ощущение возрастания громкости звука при увеличении его интенсивности у них растет быстрее, а порог дискомфорта такой же или даже ниже, чем у нормально слышащих. При этом пациенты не слышат тихих звуков, но громкие звуки вызывают у них неприятные ощущения.).

Для сенсоневральной тугоухости характерны следующие особенности аудиограммы:

- совпадение порогов слуха по воздушной и костной проводимости;

- большая сохранность слуха в низкочастотном диапазоне (нисходящая форма аудиограммы).

Снижение слуха от 1-й степени до глухоты.

РЕТРОКОХЛЕАРНЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Поражение слуховой системы за улиткой, преимущественно в области ствола слухового нерва, вызвано:

- невриномой (опухоль) слухового нерва

- травмой височной кости, слухового нерва

СЛУХОВАЯ НЕЙРОПАТИЯ

Недавно выявленное нарушение слуха, которое частично можно отнести к ретрокохлеарным нарушениям, обусловлено разными механизмами:

- нарушением синхронизации волокон слухового нерва (постсинаптическая форма);

- повреждением внутренних волосковых клеток (пресинаптическая форма);

- нарушением синаптической передачи между волосковыми клетками и слуховым нервом.

Снижение слуха у большинства пациентов соответствует 1, 2-й степени, небольшое число пациентов имеют снижение слуха 3, 4-й степени. Слуховая нейропатия часто встречается у недоношенных детей, поэтому у многих из них наблюдаются дополнительные нарушения ЦНС, приводящие к ЗПР, нарушениям ВПФ.

Слуховая нейропатия и сенсоневральная тугоухость имеют общие и различные признаки.

Общие признаки:

- оба нарушения периферические, связаны с нарушением звуковоспри- ятия;

- зона поражения — волосковые клетки, синапсы от волосковых клеток к дендритам нейронов спирального ганглия, слуховой нерв.

Отличительные признаки:

- при сенсоневральной тугоухости в первую очередь страдают наружные и внутренние волосковые клетки. Они наиболее чувствительны к различным вредным воздействиям — интоксикации, действию шума, гипоксии;

- при слуховой нейропатии в отличие от сенсоневральной тугоухости наружные волосковые клетки сохранны. Нарушена прежде всего синхронизация возбуждения в волокнах слухового нерва

 

12. Центральные расстройства слуха: понятие, признаки, поведенческие особенности.

ЦЕНТРААЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА СЛУХА

Центральные расстройства слуха (ЦРС) относятся к нейросенсорным нарушениям слуха. Они обусловлены повреждением подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и корковых центров слуховой системы.

ЦРС проявляются как нарушение процессов анализа звуковых, в том числе и речевых, сигналов — обнаружения, различения, узнавания, распознавания, запоминания звуковых сигналов.

Эти нарушения характерны для большинства детей с расстройствами речи, а также для пожилых пациентов. Наиболее ярко выражены при сенсорной алалии и сенсорной афазии, связанных с повреждениями слуховых центров коры головного мозга.

Признаки ЦРС:

- нарушение локализации источника звука;

- трудности различения звуковых сигналов;

- нарушение узнавания слуховых образов;

- нарушение анализа временных характеристик звуков (анализ коротких звуков и их последовательностей, различение пауз между звуками, восприятие ритма, определение порядка следования звуков);

- нарушение восприятия речи на фоне помех (шум, речь), при «обеднении» речевых сигналов (восприятие речи по телефону);

- расстройства слуховой памяти и слухового внимания; нарушение восприятия и освоения (у детей) звуков речи как акустических сигналов;

- трудности формирования устойчивой связи между звуком/словом и обозначаемым им предметом (у детей).

Поведенческие особенности пациентов с ЦРС:

1) Пациент ведет себя как слабослышащий, хотя у него нормальные тональные пороги слуха.

2) Пациент испытывает проблемы при восприятии речи в шумных условиях, речи в быстром темпе, речи по телефону и телевизору.

3) Пациент испытывает проблемы при понимании нескольких говорящих (отказывается участвовать в беседах с участием нескольких человек, отвечает невпопад).

4) Пациент испытывает трудности при локализации источника звука.

5) У пациента трудности при выполнении многоступенчатых инструкций.

6) У детей снижение уровня речевого развития преимущественно в областях, связанных с восприятием устной речи.

7) У детей низкие показатели в речевых заданиях (вербальный интеллект) по сравнению с задачами, требующими зрительно-пространственных навыков (невербальный интеллект).

8) Пациент имеет проблемы при письме и чтении.

9) Пациент может иметь плохие способности к музыке и пению.

10) Пациент может иметь нарушения  крупной и мелкой моторики.

 

 

14. Основные   лечебно - профилактические   мероприятия   при заболеваниях наружного уха, среднего и внутреннего уха.

Профилактическое направление является характерным для отечественной медицины. Важную роль играют здесь мероприятия, направленные на охрану здоровья женщины во время беременности: предоставление отпуска в последний период беременности, сеть женских консультаций и др.

Наиболее частой причиной приобретенной глухоты и тугоухости является перенесенное инфекционное заболевание. Большие успехи в борьбе с инфекционными болезнями, достигнутые благодаря применению вакцин, противовирусных препаратов и мощных антибиотиков, играют тем самым большую роль и в предупреждении осложнений со стороны органа слуха.

Немаловажное значение в предупреждении приобретенной глухоты и тугоухости имеют меры личной профилактики. Их следует применять с момента рождения ребенка. Помимо соблюдения общих гигиенических правил ухода за ребенком особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребенок нормально дышал через нос. У детей раннего возраста часто бывает насморк, который может повести к воспалению среднего уха. Поэтому насморк у ребенка нельзя оставлять без внимания — следует сразу же обращаться к специалисту-отоларингологу, который назначит соответствующее лечение.

Правильное дыхание через нос имеет большое значение для сохранения нормального слуха. Любое заболевание носа и носоглотки может привести к нарушению проходимости евстахиевых труб, что служит частой причиной понижения слуха. Попаданию инфекции из носа и носоглотки в евстахиеву трубу нередко способствует неправильное сморкание. При насморке нельзя сильно сморкаться. Сморкание сразу обеими ноздрями при всех условиях категорически запрещается: при таком сморкании инфицированная носовая слизь проталкивается в евстахиеву трубу, в результате чего создаются условия для развития катара евстахиевой трубы и среднего уха. При попеременном очищении сначала одной, затем другой половины носа путем зажатия то одной, то другой ноздри опасность попадания слизи в евстахиеву трубу уменьшается.

Особую опасность для слуха представляют аденоидные разращения в носоглотке. Они являются частой причиной хронического насморка и хронического катара среднего уха, который нередко ведет к прогрессирующему падению слуха. Понижение слуха, начинаясь с легкой, вначале незаметной для окружающих степени, доходит до резкой тугоухости, а иногда и почти полной глухоты, так как воспалительные процессы в среднем ухе могут повести к изменениям во внутреннем ухе.

Единственным правильным методом лечения аденоидных разращений, препятствующих носовому дыханию, является их удаление. При развившемся остром воспалении среднего уха большое профилактическое значение в смысле предупреждения последующих осложнений, и в частности развития стойкой тугоухости, имеет своевременный прокол, или парацентез, барабанной перепонки.

Лечение кондуктивной тугоухости

Во многих случаях снижение слуха при кондуктивной тугоухости может быть уменьшено или устранено благодаря лечению. Например, можно

удалить серную пробку;

вылечить острый средний отит;

удалить аденоиды, вызывающие тубоотит; заменить (или закрыть) поврежденную барабанную перепонку (тим- панопластика);

заменить поврежденные слуховые косточки среднего уха протезом (при лечении отосклероза, аномалий слуховых косточек) и др. (рис. 5.6).

Лечение сенсоневральной тугоухости

При хронической сенсоневральной тугоухости в большинстве случаев поврежденные волосковые клетки не восстанавливаются. Лечение в основном направлено на сохранение остатков слуха, поскольку у значительной части пациентов может происходить прогрессирующее снижение слуха. Лечение — прием препаратов и проведение процедур, улучшающих кровообращение улитки, питание волосковых и нервных клеток.

При острой сенсоневральной тугоухости, возникающей при нарушении кровообращения, гипоксии, интоксикации, лечение, предпринятое в первые часы и дни после заболевания, у части пациентов может восстановить слух. Лечение направлено также на улучшение кровообращения улитки, снятие интоксикации, улучшение питания волосковых и нервных клеток. У детей раннего возраста, как правило, невозможно определить момент начала заболевания, поэтому у них острая сенсоневральная тугоухость может быть незамеченной и перейти в хроническую.

К хирургическим методам лечения сенсоневральной тугоухости в большой степени относятся имплантация имплантируемых моделей слуховых аппаратов и кохлеарная имплантация

Лечение слуховой нейропатии

Это порок развития слуховой системы и нарушение ее созревания. Возможности лечения пока ограничены.

Лечение ЦРС

Используют препараты и процедуры, улучшающие кровообращение и питание нервных клеток. Возможности лечения ограничены, однако реабилитационные занятия по развитию процессов слухового анализа могут значительно уменьшить проявления ЦРС.

Таким образом, перспективы лечения при тугоухости, связанной с болезнями среднего уха и возникшей в результате поражения внутреннего уха или слухового нерва, оказываются различными. В связи с этим большое значение приобретает установление правильного диагноза.

В деле предупреждения и правильного, своевременного лечения ушных заболеваний у детей велика роль учителя и воспитателя. Педагоги и воспитатели должны владеть необходимым запасом знаний о проявлениях важнейших заболеваний уха и возможностях, которыми располагает медицина для их лечения. Эти знания нужны и педагогу и воспитателю, чтобы: вовремя направить ребенка к врачу-специалисту; содействовать распространению среди родителей и вообще среди населения правильных взглядов на лечение глухоты и тугоухости; помогать врачу-специалисту в проведении лечебных и профилактических мероприятий.

 

15. Глухонемота. Причины.

В российской педагогике распространено деление детей с нарушением слуха на 2 группы (педагогическая классификация тугоухости):

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"