Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 18:08, реферат
Потребность в налаживании коммуникаций с рынком появилась у отечественных предприятий сравнительно недавно. В условиях плановой экономики коммуникационная функция для них не была необходимой, так как сбыт и потребление носили распределительный характер. Переход к рыночной экономике, возникновение конкурентной среды потребовали осуществления более активных действий для обеспечения соответствия спроса и предложения. Зарубежный опыт использования продвижения товара на рынок, а также пример иностранных и небольшого числа отечественных компаний, оккупировавших российский рынок коммуникаций, показал, что применение инструментов продвижения должно и способно приносить реальную отдачу в виде дополнительного дохода или улучшения рыночных позиций.
Рентабельность заемных средств за 2008-2010 гг. сократилась с 11,18 % до 6,01 %, то есть величина прибыли, которая приходится на заемный капитал сокращается. В 2011 г. происходит рост рентабельности заемного капитала до 9,55 %.
Таким образом, эффективность деятельности предприятия снижается, показатели прибыли значительно сокращаются. Так, величина чистой прибыли за 2008-2011 гг. сокращается с 4913 тыс. руб. до 1486 тыс. руб. Выручка от реализации продукции на протяжении всего анализируемого периода растет с 258979 тыс. руб. до 510033 тыс. руб. При это возрастает доля себестоимости в выручке с 80,12 % до 81,04 %, повышается затратоемкость производства. Доля чистой прибыли уменьшается до 0,29 % на конец 2011 г. За анализируемый период наблюдается снижение эффективности деятельности предприятия и эффективности вложений в его деятельность.
Рекламная кампания за 3 года проводилась эффективно. Прирост прибыли в 2010 г. составил 8068 тыс. руб., в 2011 г. – 34621 тыс. руб. Наибольший доход фирме принесла рекламная кампания 2010 г. за счет небольшой доли затрат.
Анализируя показатель экономической эффективности, мы видим, что проведенные рекламные кампании по продвижению кондитерских изделий с 2009 г. по 2011 г. оправдали свои ожидания и прошли эффективно. Объем продаж кондитерских изделий увеличился за 2 года на 21,9%. Увеличение выручки от продажи продукции позволило добиться главного результата – увеличения чистой прибыли. Чистая прибыль достигла 61,2 млн. рублей, за 2 года она увеличилась почти в 4 раза. Итак, подводя итоги анализу эффективности рекламной кампании Моркинского райпо можно сделать выводы о том, что реклама в работе исследуемой компании играет очень важную роль. Анализ эффективности рекламной кампании предприятия позволяет сделать вывод о эффективной организации данного направления коммуникационной политики. Бюджет рекламных и стимулирующих мероприятий прорабатывается эффективно. В работе предприятия применяются дорогостоящие, но как показало исследование эффективные средства воздействия на потребителя.
Сувениры с напоминанием о товаре. В качестве таких сувениров Моркинского райпо выступают календарики, упаковка, буклеты Моркинского райпо. Метод достаточно дешев и прост в применении, подарок постоянно напоминает покупателю о фирме. Однако для подготовки сувениров необходимо время, да и потребители не очень восприимчивы к подобным методам продвижения.
Внутренние
витрины и полки. Удачная выкладка
способна значительно увеличить
число посетителей и
Призы (конкурсы,
лотереи, игры). Розыгрыши различных
призов среди потребителей товара.
Приз разыгрывается среди
2.3 Оценка позиций кондитерских изделий райпо на рынке
Выбор
каналов сбыта и вся
Проанализируем данные факторы относительно «Моркинское райпо».
1) Особенности товара. Продукция «Моркинское райпо» занимает следующее место в классификации видов товаров:
по назначению – это продукция потребительского назначения;
по потребительским привычкам – продукция широкого (повседневного) спроса.
Для выявления наиболее рентабельного вида продукции необходимо просмотреть динамику продаж по видам. Т.к. Моркинское райпо занимается различными видами деятельности, то при анализе будет рассматриваться кондитерская продукция.
В табл. 14 представлены данные по рентабельности продукции предприятия.
Таблица 14 - Показатели рентабельности продукции «Моркинское райпо» за 2011 г.
Показатель |
Выручка, тыс.руб. |
Себестоимость, тыс.руб. |
Прибыль, тыс.руб. |
Рентабельность продаж ,% |
1.Печенье |
10616 |
10425 |
191 |
1,80 |
2.Пряники |
9828 |
9819 |
9 |
0,09 |
3.Сушки |
7994 |
7774 |
221 |
2,76 |
4.Конфеты |
4910 |
4046 |
863 |
17,58 |
5.Мармелад |
3506 |
3158 |
348 |
9,93 |
6.Зефир |
2864 |
1974 |
890 |
31,08 |
На основе данных о продаже продукции по видам за 2011 г. видно, что производство продукции рентабельно. По всем видам продукции получена прибыль. Особенно высокие показатели рентабельности наблюдаются по продукции Конфеты – это перспективный вид продукции. Проведем портфельный анализ, рассмотрев основные продукты предприятия. Объем реализации продукции за последние 3 года и доля рынка предприятия и сильнейших конкурентов по каждому виду продукции представим в таблице 15.
Таблица 15 - Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции |
Объем реализации, тыс. руб. |
Доля рынка в отчетном (2011г.), % | ||||
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Моркинское райпо |
Основной конкурент | |
1.Печенье |
9203 |
7975 |
12250 |
10616 |
7 |
9 (ООО «Мельник») |
2.Пряники |
6014 |
7383 |
8005 |
9828 |
9 |
10 (ООО «Мельник») |
3.Сушки |
2683 |
4334 |
7842 |
7994 |
8,5 |
5,7 (ООО «Мельник») |
4.Конфеты |
2035 |
3689 |
3125 |
4910 |
6,5 |
10,2 (ОАО «Йошкар-олинская укондитерская фабрика») |
5.Мармелад |
1028 |
2283 |
4090 |
3506 |
9 |
7,5 (ООО «Римко») |
6.Зефир |
1883 |
226 |
177 |
2864 |
7 |
8,9 (ООО «Сладкий мир») |
ИТОГО |
22845 |
25890 |
35489 |
39718 |
- |
- |
Таблица 16 - Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продуктов Показатель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. ТРР |
10616 / 12250 =0,87 |
9828 / 8005 = 1,23 |
1,02 |
1,57 |
0,86 |
16,18 |
2. ОДР |
7/9 = 0,78 |
9 / 10 = 0,90 |
1,49 |
0,64 |
1,20 |
0,79 |
3. Доля продукции в общем объеме
реализации предприятия в |
26,73 |
24,74 |
20,13 |
12,36 |
8,83 |
7,21 |
Рисунок 2 - Матрица БКГ для портфеля предложений
Портфель предложений не соответствует идеальному:
«Знак вопроса» - № 2, 4, 6,
«Звезда» - № 3
«Собака на сене» - № 1
«Дойная корова» - № 5.
Комбинация «Знак вопроса» и «Звезда» ведет к неустойчивости рентабельности и ликвидности, чтобы предотвратить это, необходимы некоторые изменения. «Звездой» является продукт №3, которая занимает небольшую долю в общем объеме реализации – 20,13%, т.е. данный вид продукта не является лидером в продажах предприятия. Наибольший объем продаж приходится на Печенье, однако наблюдается снижение объема продаж данного вида продукции по сравнению с 2010г. при этом продажи предприятия уступают основному конкуренту. Многие виды продукции находятся в зоне «Знак вопроса». Это свидетельствует об их неустойчивых продажа и неустойчивой доли на рынке. Тем самым предприятию необходимо провести более качественный анализ динамики сбыта данных видов продукции, выявить нерентабельные и наиболее выгодные виды продукции. На основе данного анализа пересмотреть продуктовую стратегию, снять с производства нерентабельные виды продукции. В данной ситуации предприятие может перенаправить высвобожденные средства на повышение продажи наиболее выгодных видов продукции - булки и Мармелады.
Представим в табличной форме продуктовую стратегию предприятия.
Таблица 17 - Продуктовой стратегии предприятия
Сегмент матрицы БКГ |
№ продуктов |
Стратегия |
«знак вопроса» |
2, 4, 6 |
Увеличение доли рынка, поиск новых рынков сбыта и новых крупных клиентов с целью увеличения продаж и получаемой прибыли. |
«звезда» |
3 |
Перемещение в «Дойную корову», |
«дойная корова» |
5 |
Повышение объема производства с целью максимизации притока денежных средств |
«собака на сене» |
1 |
Глубокий анализ динамики сбыта продукции. Изучение показателя прибыли. При необходимости уменьшение объема продаж данного вида продукции или полное снятие с производства. |
Анализ
сбыта продукции показал, что
продуктовая стратегия
2)
Производственные ресурсы «
3) Потребители. В данном случае руководство «Моркинское райпо» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка - недифференцированный маркетинг, т.е. решили пренебречь различиями в сегментах и обратились ко всему рынку сразу с одним предложением – товар строительный, сконцентрировав усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в них общее.
Таблица 18 - Рынки сбыта продукции «Моркинское райпо» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
1.Рынок Республики Марий Эл |
21452 |
97,6 |
25389 |
95,6 |
61870 |
85,2 |
45099 |
62,4 |
2.Рынок Республики Татарстан |
528 |
2,4 |
1169 |
4,4 |
10747 |
14,8 |
27175 |
37,6 |
Итого |
21980 |
100 |
26558 |
100 |
72617 |
100 |
72274 |
100 |
На основе данных табл. 2.22 видно, что основной рынок сбыта продукции остается республика Марий Эл. Если в 2009 г. доля продаж на республику Марий Эл приходилась в размере 95,6%, то к 2010 г. доля снижается до 85,2%. К 2011 г. доля продаж на рынке республики Марий Эл составила всего 62,4%.
Таблица 19 - Динамика рынков сбыта продукции «Моркинское райпо» за 2008-2011 гг.
Показатели |
Рынок Республики Марий Эл |
Рынок Республики Татарстан | ||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.Печенье |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
9203 |
7975 |
9452 |
6104 |
0 |
0 |
2798 |
4512 |
Прибыль, тыс.руб. |
1315 |
1245 |
1589 |
1045 |
0 |
0 |
345 |
895 |
Рентабельность продаж, % |
14,29 |
15,61 |
16,81 |
17,12 |
0 |
0 |
12,33 |
19,84 |
2.Пряники |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
5889 |
7045 |
6780 |
6125 |
125 |
338 |
1225 |
3703 |
Прибыль, тыс.руб. |
902 |
978 |
975 |
1023 |
12 |
38 |
178 |
402 |
Рентабельность продаж, % |
15,32 |
13,88 |
14,38 |
16,70 |
9,60 |
11,24 |
14,53 |
10,86 |
3.Сушки |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
2683 |
4334 |
6458 |
6312 |
0 |
0 |
1384 |
1682 |
Прибыль, тыс.руб. |
456 |
845 |
1245 |
1320 |
0 |
0 |
97 |
345 |
Рентабельность продаж, % |
17,00 |
19,50 |
19,28 |
20,91 |
0 |
0 |
7,01 |
20,51 |
4.Конфеты |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
2035 |
3530 |
3002 |
2458 |
0 |
159 |
123 |
2452 |
Прибыль, тыс.руб. |
284 |
369 |
312 |
275 |
0 |
22 |
19 |
315 |
Рентабельность продаж, % |
13,96 |
10,45 |
10,39 |
11,19 |
0 |
13,84 |
15,45 |
12,85 |
5.Мармелад |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
1028 |
1289 |
1978 |
1425 |
0 |
994 |
2112 |
2081 |
Прибыль, тыс.руб. |
159 |
189 |
205 |
175 |
0 |
75 |
297 |
304 |
Рентабельность продаж, % |
15,47 |
14,66 |
10,36 |
12,28 |
0 |
7,54 |
14,06 |
14,61 |
6.Зефир |
||||||||
Выручка, тыс.руб. |
1883 |
226 |
177 |
289 |
0 |
0 |
0 |
2575 |
Прибыль, тыс.руб. |
289 |
15 |
18 |
35 |
0 |
0 |
345 | |
Рентабельность продаж, % |
15,35 |
6,64 |
10,17 |
12,11 |
0 |
0 |
0 |
13,40 |