Себестоимость продукции скотоводства и основные пути ее снижения (на примере СХПК «Бетюнг» Вилюйского улуса)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать себестоимость продукции скотоводства и выявить пути ее снижения за счет влияния факторов. Из данной цели вытекают следующие задачи:
изучить теоретическую и методическую основы анализа себестоимости продукции скотоводства;
дать экономическую характеристику СХПК «Бетюнг»;
проанализировать и оценить финансовое состояние;
провести анализ выполнения плана производства и реализации продукции;

Содержание работы

Введение......................................................................................................... 3
Глава 1. Сущность и экономическое содержание категории себестоимости продукции сельского хозяйства……………………….
5
1.1. Понятие и состав издержек производства………………………. 5
1.2. Стоимость и себестоимость сельскохозяйственной продукции…. 9
1.3. Состав затрат и методические основы исчисления себестоимости продукции………………………………….……………
16
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика
СХПК «Бетюнг»…………………………………………………………
25
2.1. Природно-климатические условия и организационно-правовой статус …………………………………………….……………...………
25
2.2. Организационно-экономическая характеристика………………. 31
2.3 Анализ и оценка финансового состояния………………………….. 39
Глава 3. Пути и резервы снижения себестоимости производства продукции скотоводства в СХПК «Бетюнг»..........................................
46
3.1. Показатели и факторы себестоимости производства продукции скотоводства…………………………………………………..………….
46
3.2. Резервы повышения эффективности производства продукции скотоводства ………………………………………………………..……
53
3.3. Пути и резервы снижения себестоимости производства продукции скотоводства в СХПК «Бетюнг»…………………….……
56
Заключение…………………………………………………….………….. 64
Список использованной литературы…………………….…………….. 68
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипл.docx

— 241.80 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА III. ПУТИ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СКОТОВОДСТВА В СХПК «БЕТЮНГ»

 

3.1. Показатели и факторы, влияющие на себестоимость  производства продукции скотоводства

 

Скотоводство – является одной из ведущих отраслей животноводства, что обуславливается широким распространением крупного рогатого скота в различных природно–экономических зонах и высокой долей молока и говядины в общей массе животноводческой продукции как в нашей республике, так ив России.

Обектами  анализа являются:

- валовой  объем производства продукции  животноводства – это стоимость  основной, сопряженной и побочной  продукции, полученной в результате  выращивания и хозяйственного  использования животных, без учета продуктов переработки и убоя скота, а также изменение остатков незавершенного производства;

- производство  отдельных её видов;

- размер  и структура стада животных;

- продуктивность  животноводства

- состояние  кормовой базы.

Для более  достоверного анализа эффективности  производства продукции скотоводства необходимо проанализировать уровень  производства и реализации продукции  скотоводства. Анализ производства продукции скотоводства целесообразно начинать с изучения её динамики, как по отдельным её видам, так и в целом по животноводству с оценкой произошедших изменений.

 

 

Таблица 13 - Динамика производства продукции скотоводства в натуральном выражении

 

Продукция

Годы 

Молоко, ц

Темп роста, %

Прирост живой массы КРС, ц

Темп роста, %

2008 г.

1676

-

38

-

2009 г.

1450

86,52

76

200,00

2010 г.

1522

104,97

92

121,05


 

Таблица производства продукции скотоводствав натуральном выражении показывает, что за 2008 – 2010 годы идет рост производства. В частности производства молока: в 2009 году валовый надой снизился на 13,48% из-за уменьшения поголовья коров, а в 2010 году повысился на 4,97% за счет увеличения продуктивности коров. Прирост живой массы повысился на121,05% по сравнению с 2008 годом. Для более наглядного вида построим график (рис. 6).

 

Рис. 6. Динамика производства продукции скотоводства в натуральном выражении

 

Таблица 14 - Реализация молока в зависимости от уровня товарности и производства

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г.

+,-

%

Реализация продукции, ц

1596

1378

1407

-189

-11,8

Валовая продукция, ц

1676

1450

1522

-154

-9,2

Уровень товарности, %

95,2

95,0

92,4

-2,8

-2,9


 

Несмотря  на снижение уровня товарности на 2,8%, в 2010 году реализация продукции повысилась, чем в предыдущем году на 29ц., что объясняется повышением надоя на 1 фуражную корову. Выход валовой продукции возрос на 72 ц., и в отчетном 2010 году составил 1522ц., что на 9,2% меньше чем в 2008 годом, но больше показателя 2009 года на 4,7%.

Из-за снижения поголовья дойного стада в 2009 году валовой надой молока уменьшилась  на 13,5%. За счет повышения продуктивности увеличено в отчетном году на 4,96%, снижение товарности молока снизила реализацию продукции на 2,72%.

Рис. 7. Динамика реализации молока и валового надоя молока, ц.

 

Объем реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может  оказывать как положительное, так  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Если увеличится доля более  рентабельных видов продукции в  общем объеме её реализации, то сумма  прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль  находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости  приводит к соответствующему росту  суммы прибыли, и наоборот.

Основными факторами эффективности скотоводства является: выполнение плана по производству продукции скотоводства в физическом весе, анализируется по каждому виду как в целом по хозяйству, так и по каждой ферме. С этой целью фактические данные о производстве продукции сравнивают с плановыми данными. Для оперативного анализа используются данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

В процессе анализа нужно выяснить причины  изменения объема полученной продукции. Известно, что объем производства продукции скотоводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания.

Экономическая эффективность производства характеризуется  следующими показателями:

  • продуктивности
  • выручки от реализации продукции
  • себестоимости производства и реализации продукции
  • рентабельности

Основными факторами увеличения выручки от реализации продукции является увеличение объема производства продукции скотоводства, а она в свою очередь зависит от среднегодового поголовья и среднегодового надоя молока на 1 фуражную голову. Для определения влияния на уровень производства данных факторов используем метод цепной подстановки.

 

Таблица 15 - Исходные данные для факторного анализа объема производства продукции за 2010 г.

 

показатель

план

факт

Отклонение

абсолютное

Относительное,%

Среднегодовое поголовье коров, гол

85

75

-10

88,2

Среднегодовой надой молока от фуражной коровы, ц

18,71

20,29

1,59

108,5

Выход продукции, ц

1590

1522

-68

95,7


 

На основании  данных таблицы 15 рассчитаем влияние факторов:

ВПо=По*Про=85*18,71=1590ц

ВПусл1=П1*ПР0=75*18,71=1403ц

ВП1=П1*ПР1=75*20,29=1522ц

Общее изменение  объема производства продукции:

DВПобщ=ВП1-ВП0=1522-1590=-68ц

в том  числе за счет изменения поголовья  коров

DВПп=ВПусл-ВП0=1403-1590=-187ц

за счет среднегодового надоя молока.

DВПпр= ВП1-ВПусл=1522-1403=119

Абсолютных  разниц:

DВПп= (П1-П0)*ПР0= (75-85)*18,71 =-187

DВПпр= (ПР1-ПР0)*П1= (20,29-18,71)*75=119

Уровень себестоимости продукции существенно  зависит и от технологии производства. Внедрение интенсивных технологий выращивания животных позволяет увеличить объем производства продукции при одновременном сокращении затрат труда и материальных ресурсов на единицу продукции.

Для изучения влияния данных факторов на уровень себестоимости продукции могут быть использованы способы корреляционного анализа, параллельных и динамических рядов, а при функциональных зависимостях — способы детерминированного факторного анализа.

Влияние факторов на изменение уровня себестоимости единицы продукции  изучают с помощью факторной  модели. Но поскольку сумма постоянных затрат и объем производства продукции  зависят от количества поголовья  скота, эти показатели возьмем на 1 гол КРС, после чего факторная  модель себестоимости продукции  скотоводства будет выглядеть следующим  образом:

На основании этой модели и данных таблицы произведем расчет влияния  факторов на изменение себестоимости  молока методом цепной подстановки:

 

Таблица 16 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости молока за 2010 г.

 

Показатели

план

факт

отклонение от плана

Производство молока, ц.

1590

1522

-68

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

1100

1139

39

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

2312

2371

59

Среднегодовое поголовье коров, гол.

85

75

-10

Продуктивность, ц.

18,71

20,29

1,59

сумма постоянных затрат на 1 гол. тыс. руб.

12,94

15,19

2,25

сумма переменных затрат на 1 ц. молока  тыс. руб.

1,45

1,56

0,10

себестоимость 1 ц. молока

2,15

2,31

0,16


 

Спл=Апл/Хпл+bпл=12,94/18,71+1,45=2,15

Сусл1=Апл/Хф+bпл=12,94/20,29+1,45=2,09

Сф=Аф/Хф+bф=15,19/20.29+1,56=2,31

Сусл2=Аф/Хф+bпл=15,19/20.29+1,45=2,2

Общее изменение себестоимости  молока:

DCобщ = Cф – Cпл =2,31– 2,15 = 0,17тыс.руб.

в том числе за счет изменения:

а) среднегодового поголовья коров:

DCх = Cусл1 – Cпл = 2,09 – 2,15 = - 0,06 тыс.руб.

б) суммы постоянных затрат на 1 гол.коровы:

DCа = Cусл2 – Cусл1 = 2,2– 2,09 =0,11тыс.руб.

в) суммы удельных переменных затрат:

DCb = Cф – Cусл2 = 2,31 – 2,2 = 0,11тыс.руб.

 

 

Таблица 17 - Расчет влияния факторов

на изменение себестоимости  молока

 

Вид продукции

Постоянные затраты на 1гол., тыс. руб.

Переменные затраты на 1ц., тыс. руб.

Себестоимость 1ц. продукции

Изменение себестоимости, тыс. руб.

план

Усл. 1

Усл, 2

факт.

Общее

В том числе за счет

план

факт

план

факт

Поголовья скота

Постоянных затрат

Переменных затрат

Молоко

12,94

15,19

1,45

1,56

2,15

2,31

2,2

2,31

0,16

-0,06

0,11

0,11


 

Фактический уровень себестоимости 1 центнера молока больше планового на 160 руб. За счет изменения поголовья коров, т.е. невыполнение плана численности поголовья себестоимость 1 центнера молока повысилась на 50 рублей. За счет изменения суммы постоянных затрат на 1 гол. себестоимость повысилась на 110 рублей, при изменении суммы удельных переменных затрат себестоимость повысилась на 110 рублей.

Основную часть прибыли предприятия  получают от реализации продукции и  услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы.

Информация о работе Себестоимость продукции скотоводства и основные пути ее снижения (на примере СХПК «Бетюнг» Вилюйского улуса)