Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Потребность детей в сне тем больше, чем моложе ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и  от  состояния здоровья и физического развития ребенка.

С увеличением продолжительности сна  до 11,5 часов в сутки функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся улучшается: условные рефлексы - как положительные, так и отрицательные - вырабатываются быстро и оказываются стойкими, что говорит об уравновешенности раздражительного и тормозного процессов, улучшается взаимодействие между первой и второй сигнальной системами.

Школьникам с отклонениями  в состоянии здоровья необходим дневной сон продолжительностью не менее часа.

Дневной сон в течение 1 - 1,5 часов, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности  организма детей в большей мере, чем активный отдых.

2. Пребывание на открытом  воздухе - наиболее эффективный вид  отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обуславливается повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга и подкорковых образований потока импульсов, поступающих от рецепторов, заложенных в органах и тканях. Пребывание на воздухе - действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

В зависимости от возраста детей прогулки имеют особенности. Для детей 2-3 летнего возраста, в режиме дня школьного учреждения, предусматриваются две прогулки, а третью - родителям рекомендуется проводить дома вечером, гуляя с ребенком перед сном; общая продолжительность пребывания на воздухе должна быть   не менее 4,5-5 часов. В дальнейшем длительность прогулок сокращается и составляет у младших школьников 3,5 ч, средних 3 ч, старших - 2,5 ч в сутки.

Всякий час, проведенный на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье ребенка.

Полуторачасовой активный отдых,  организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности, оказывает благоприятное  влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Это выражается в улучшении показателей умственной работоспособности, увеличении подвижности нервных процессов.

Весьма примечательно, что условия проведения отдыха существенно сказываются на его эффективности. Неблагоприятные воздушно-тепловые условия отрицательно сказываются на ходе восстановительных процессов в организме и во время отдыха после работы.

Учебные занятия постепенно занимают все более значительную часть бюджета времени. Усложнение процесса обучения появляется уже в дошкольном возрасте, когда повышается работоспособность и выносливость ЦНС детей,  усиливается процесс активного внутреннего торможения. Это позволяет формировать у них достаточно сложные условно-рефлекторные реакции и тонкие дифференцировки. В режиме предусматриваются более продолжительные занятия (20-30 мин.), направленные на развитие речи, устный счет. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, поскольку в этом возрасте особенно выражена потребность в движении и рассматривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечивающую нормальное развитие организма.

Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование регулирующей функции коры большого мозга. Морфологически более зрелая н/с приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличением силы, подвижности, уравновешенности н/процессов и совершенствования 2-ой сигнальной системы. Все это определяет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для усиленного освоения предусмотренных учебными программами знаний. Закономерно увеличивающиеся функциональные возможности   растущего организма все же  по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. Этим обусловлена необходимость постепенного увеличения умственных и физических нагрузок как по характеру, так и по длительности. Данное требование - одно из обязательных условий рационального учебного режима.

Таблица

Суточный бюджет времени школьников разного возраста

Компонент режима

Класс, возраст, лет

 

1-й, 6

2-й,7

3-й,8

4-5-й,9-10

5-7-й, 11-12

8-й,13

9-й,14

10-11-й, (12-й),15-16

Сон: ночной

10 ч

10-11 * ч

10 ч

10 ч

9 ч

9 ч

9 ч

8 ч-8 ч 30 мин

дневной

1ч 45 мин

1 ч

-

-

-

-

-

-

Отдых на открытом воздухе

4 ч

3 ч 30 мин

3 ч 30 мин

3 ч 30 мин

3 ч

3 ч

2 ч - 2ч 30 мин

2 ч - 2 ч 30 мин

Учебные занятия:

в школе приготовление уроков

3 ч

4 ч

4 ч

4 ч- 4ч 30 мин.

5 ч

5 ч

5-6 ч

5-6 ч

по уставу

-

до 1 ч.

до 1 ч. 30 мин.

до 2 ч.

до 2 ч 30 мин

до 3 ч

до 4 ч

до 4 ч

по гигиеническим рекомендациям

-

45 мин

1 ч

1 ч30 мин

2 ч

2 ч 3- мин

2 ч 30 мин

3 ч

Отдых по собственному выбору

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин- 2 ч

1 ч 30 мин - 2 ч

2 ч

1 ч30 мин -2 ч

1 ч 30 мин - 2 ч

1 ч 30 мин - 2 ч

Прием пищи

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 я 30 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин

Личная гигиена

2 ч 15 мин

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 ч 30 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин

1 ч 15 мин


Не менее 11 ч при режиме без дневного сна

Таблица

Пример режима для детей дошкольного возраста

Компонент режима

Возрастные группы, лет

 

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Дома

         

Подъем, туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

В детском саду

         

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00

7.00-8.00

Завтрак

8.00-8.30

8.20-8.55

8.30-9.00

8.30-8.55

8.30-8.55

Игры, подготовка к занятиям

8.30-9.00

8.55-9.20

9.00-9.15

8.55-9.10

8.55-9.10

Занятия (включая перерывы)

9.00-9.30

9.20-10.00

9.15-10.00

9.10-10.10 (9.10-10.40)

9.10-11.00

Подготовка к прогулке

9.30-9.50

10.00-10.20

10.00-10.20

10.10-10.30 (10.40-11.00)

11.00-11.15

Прогулка

9.50-11.30

10.20-12.00

10.20-12.10

10.30-12.35

11.15-13.00

Возвращение с прогулки

11.30-11.50

12.00-12.20

12.10-12.30

12.35-12.50

13.00-13.15

Обед

11.50-12.30

12.20-13.00

12.30-13.00

12.50-13.20

13.15-13.35

Сон

12.30-15.00

13.00-15.10

13.00-15.10

13.20-15.20

13.35-15.25

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.30

15.10-15.40

15.10-15.40

15.20-15.50

15.25-15.50

Полдник

15.30-16.00

15.40-16.00

15.40-16.00

15.50-16.10

15.50-16.05

Игры, самостоятельная деятельность

16.00-16.20

16.00-16.30

16.00-16.30

16.10-16.40

 

Подготовка к прогулке

16.20-16.40

16.30-16.50

16.30-16.50

16.40-17.00

16.05-18.00

Прогулка

16.40-18.00

16.50-18.00

16.50-18.00

17.00-18.00

 

Возвращение с прогулки

18.00-18.20

18.00-18.20

18.00-18.20

18.10-18.20

18.00-18.15

Ужин

18.20-18.45

18.20-18.45

18.20-18.45

18.20-18.45

18.15-18.40

Уход детей домой

18.45-19.00

18.45-19.00

18.45-19.00

18.45-19.00

18.40-19.00

Дома

         

Прогулка

19.00-19.50

19.00-20.00

19.00-20.10

19.00-20.15

19.00-20.15

Спокойные игры, гигиенические процедуры

19.50-20.20

20.00-20.30

20.10-20.40

20.15-20.45

20.15-20.45

Укладывание, ночной сон

20.20-6.30 (7.30)

20.30-6.30 (7.30)

20.40-6.30 (7.30)

20.45-6.30 (7.30)

20.45-6.30 (7.30)


Учебный день при односменной работе школ лучше начинать с 9 часов утра. При двухсменной работе не рекомендуется начинать занятия в начальной школе ранее 8 часов утра 30 минут, в средней - ранее 8 часов утра.

Более раннее начало занятий неблагоприятно сказывается на всем распорядке дня школьников, на продолжительности их сна - необходимого отдыха для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.

Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводятся в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул.

В период подготовки к экзаменам эти занятия и общественная работа учащихся сводится к минимуму.

Кружковая и общественная работа учащихся с целью устранения возможной перегрузки строго регламентируется.

На общественную и неучебную работу учащиеся I-IV классов могут затрачивать не более 1-2 часов в неделю, V-VII классов - не более 3-4 часов в неделю, VIII-XI классов - не более 4-5 часов в неделю.

Внеклассная и внешкольная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствует формированию у детей положительных эмоций. Физиологическое значение заключается в повышении возбудимости коры большого мозга и нивелировании неблагоприятных изменений в организме, связанных с отрицательными эмоциями. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей раннего возраста закономерно увеличивается в связи с сокращением общей продолжительности дневного сна и удлинением периодов бодрствования. У школьников игровая деятельность занимает 4,5 - 5 ч, у школьников отдых по собственному выбору 1,5 - 2 ч.

Организация свободного отдыха учащихся

В режиме дня следует  предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно с их индивидуальными наклонностями и интересами: школьникам младших классов 1-1,5 часа, а школьникам средних и старших классов - 1,5-2,5 часа. Это время учащиеся используют для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач. Продолжительность просмотра телепередач должна занимать не  больше одного часа, особенно у детей, которые занимаются  в школе во вторую смену.

Питание организуется таким образом, чтобы между отдельными приемами пищи выдерживались перерывы не более 4 ч. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условно-рефлекторным  раздражителем пищевого возбуждения, обеспечивая активную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение питательных веществ. Формирование пищевых условно-рефлекторных реакций уже в детском возрасте имеет немаловажное значение для профилактики расстройств и патологии органов пищеварения.

Для детей прием пищи является воспитательным моментом, в процессе которого прививаются гигиенические навыки: привычки обязательно перед едой мыть руки, пользоваться индивидуальными салфетками, столовыми приборами, самостоятельно и аккуратно есть, тщательно прожевывать пищу, полоскать рот после еды.

В режиме дня на четыре приема пищи отводится от 2 ч  в младшей до 1 ч 25 мин в подготовительных группах. Однако ребенок съедает завтрак примерно за  10-15 минут, обед - за 20-25 минут, полдник - за 7-10 минут, ужин - за 10-15 минут, то есть  в общей сложности затрачивает на еду 65070 мин. Недопустимо, чтобы ребенок сидел за столом дольше, чем это необходимо для того, чтобы хорошо прожевал пищу и, не торопясь, съел положенную порцию. Если это требование не соблюдается, то продлевается утомительное для детей статическое состояние, способствуя формированию у них негативного отношения к еде.

Личная гигиена включает в себя утреннюю гимнастику, утренний и вечерний туалет, переодевание после занятий в школе для прогулок, сюда же может быть отнесено время приема пищи. Каждый из  этих процессов требует немного времени, однако в сумме на них затрачивается около 3 часов, а при нечеткой организации - еще больше. Это происходит в результате непродуманного хранения верхней одежды, когда одевание затягивается, а длительность прогулки сокращается; при недостаточном санитарно-техническом оборудование умывальных комнат, уменьшающем их пропускную способность; из-за нечеткой работы столовой, в связи с чем приемы пищи занимают много времени. Хронометраж режима для воспитанников школ-интернатов и школ с продленным днем позволил определить необходимое для всех этих процессов время: утренний и вечерний туалет (зарядка, водные процедуры), уборка постелей 50-60 минут, переодевание после уроков и для прогулки  - 20-30 минут, переходы (в столовую, на участок и др.)  - 15-20 минут, завтрак - 20 минут, обед и ужин по 30 минут (полдник или второй завтрак организуется во время перемен). Дети младшего возраста, особенно 6 лет, тратят на все эти процедуры больше времени. Кроме того, им необходимо дополнительное время на подготовку к дневному сну, уборку постелей и туалет после сна. Поэтому в их суточном бюджете времени на личную гигиену выделяется не менее 3-4 часов.

Рациональное чередование деятельности предлагает смену одного его вида и др.,  принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утопление, вызванное предшествующей деятельностью.

Изучение разных видов деятельности и их сочетании позволило определить те из них, которые снижают утомление наиболее эффективно. У дошкольников это физкультурное и музыкальное занятия, подвижные игры, развлечение, трудовые процессы на открытом воздухе; у школьников - физические упражнения и подвижные игры на воздухе длительностью до 1 ч, организующиеся после занятий в школе до обеда, а также активный отдых на воздухе после обеда, до приготовления уроков в течение 1,5 - 2 часов. Активная прогулка является самым эффективным отдыхом детей, т.к. стимулирует все физиологические механизмы, связанные с восстановительными процессами. Поэтому для сохранения  оптимального состояния организма ребенка на протяжении всего дня необходимо , чтобы прогулки включались  в режим не от случая к случаю, а регулярно, систематически. Повышение возбудимости коры большого мозга через систему корковых образований обусловлено  их тонизирующим влиянием; и в первую очередь это относится к сетчатому образованию ствола мозга и неспецифическими ядрами таламуса. Применение физиологических стимуляторов в режиме детей и подростков целесообразно, но в различных пределах. Полезен, например, умывание или обтирание холодной водой; активные дыхательные упражнения физкультминутки на уроках при первых признаках утомления для предупреждения дальнейшего его нарастания.

Информация о работе Гигиена детей и подростков