Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Такая организация суточного режима будет способствовать успешному обучению и воспитанию детей, правильному их физическому и умственному развитию. Положительное влияние суточного режима на работоспособность и функциональное состояние организма ребенка и подростка во многом определяется условиями обучения и воспитания. Для успешного выполнения рационального режима необходим правильно спланированный, хорошо оборудованный и озелененный участок, достаточный набор площади помещений, удобное расположение их в здании, рациональное архитектурно-планировочное расположение всего здания, его благоустройство и оборудование. Контроль за организацией режима дня и постановкой учебно-воспитательного процесса является важным разделом работы врача в детском учреждении. Контроль за использованием режима дня можно осуществить с помощью анкетного метода (схема 4.1, 4.2)
Схема 4.1
Режим дня школьника
Фамилия, имя_________________________
Элементы режима |
Суббота |
Воскресенье |
1. В котором часу встал |
||
2. Делал ли утреннюю гимнастику |
||
3. Делал ли обтирание |
||
4. Завтрак |
||
5. В котором часу обедал |
||
6.
Сколько часов провел на |
||
7. Дневной сон (с какого по какой час) |
||
8. Полдник (указать время) |
||
9. Смотрел передачу по телевизору (с какого по какой час) |
||
10. В котором часу ужинал |
||
11. В каком часу лег спать |
Схема 4.2
Режим дня школьника
Фамилия, имя___________________________ Возраст_______________
№ школы _______________________ класс _______________
Элементы режима |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
1. В котором часу встал |
|||||||
2. Делал ли утреннюю гимнастику |
|||||||
3. Делал ли обтирание |
|||||||
4. Завтракал ли перед уходом в школу (обедал при занятиях во вторую смену) |
|||||||
5. Сколько было уроков |
|||||||
6. Завтракали ли в школе и что ели |
|||||||
7. Сколько часов ушло в школе на кружковую или общественную работу |
|||||||
8. Сколько часов ушло на внешкольную работу (занятие музыкой, рисование, чтение литературы) |
|||||||
9. В каком часу ушел из школы |
|||||||
10. Занимался ли спортом (каким спортом, с какого по какой час) |
|||||||
11. В каком часу обедали |
|||||||
12. Сколько часов провели на свежем воздухе |
|||||||
13. С какого по какой час делал уроки |
|||||||
14. Какой предмет готовил дольше всего и почему |
|||||||
15. Смотрел передачу по телевизору, с какого и по какой час |
|||||||
16. Сколько времени затратил на работу по дому помощь семье |
|||||||
17. В каком часу ужинал |
|||||||
18. В каком часу лег спать |
|||||||
19. Дорога в школу (вид транспорта, время) |
|||||||
20. Дорога из школы |
Тема 5. Диагностика готовности детей к обучению в школе
Практическая значимость темы:
Готовность детей к поступлению в школу определяет медико-педагогическая комиссия, в состав которой входит врач педиатр. Он должен оценить морфо-функциональную зрелость основных систем организма ребенка, при необходимости, разработать план оздоровительных мероприятий и коррекцию школьно-необходимых функций.
Цель занятия:
Вопросы теории:
Практические навыки:
Студент должен уметь оценить степень готовности ребенка к обучению в школе на основании продолжительных тестов, дать рекомендации по оздоровлению и коррекции школьно необходимых функций.
Литература:
Задание на самоподготовку студентов:
На основании литературы и приведенного учебного материала:
Учебный материал для самостоятельной подготовки.
Морфо-функциональная зрелость детей 6-7-летнего возраста.
Диагностика готовности к обучению.
Для содействия наиболее благоприятной организации учебно-воспитательного процесса на первоначальном и последующих этапах обучения необходимо знать психофизиологические особенности развития детей 6-7-летнего возраста, владеть наиболее доступными и простыми методами определения функциональной готовности ребенка к школьному режиму.
К моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня развития физиологических систем, физического и психического состояния, что дает ему возможность справиться с требованиями школы.
Особенности опорно-двигательной системы:
Незавершенность морфологического и функционального развития всех систем и органов ребенка 6 лет, продолжающиеся процессы роста и тканевой дифференцировки обуславливают значительно меньшую устойчивость его организма ко многим неблагоприятным воздействиям. Именно из-за этого, у детей часто возникают различные функциональные расстройства.
Детский организм легко реагирует на неблагоприятное влияние в период наиболее интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в переходные, т.е. “узловые” возрастные периоды. Одним из таких периодов является период от 3 до 6-7 лет.
Длина тела - основной показатель физического развития. Это показатель не только ростового процесса, но и определенного уровня зрелости детей дошкольного возраста. Он также необходим для оценки массы тела и окружности грудной клетки. Последняя вместе с экскурсией грудной клетки и ЖЕЛ характеризует развитие органов дыхания и скелета.
Между 5-7 годами происходит первое изменение формы тела: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы и туловища становится ближе к таковому у взрослых.
От 3 до 6 лет уменьшается соотношение окружности головы и длины тела на 10%, длины верхнего отрезка и длины тела на 2,5-2,7%. Соотношение длины ног и длины тела возрастает на 3,7%. Соотношение отдельных частей тела и его длины отражает достигнутый уровень дифференцировки - соматической зрелости.
Длина тела и величины его пропорции или длина тела и зубная формула могут служить критериями соматической зрелости.
В возрасте 6 лет кости скелета продолжают значительно изменяться, по форме, размерам, внутреннему строению. В черепе в период от 6-10 лет заканчивается начавшееся в 3-4 года сращение отдельных частей затылочной кости, однако, между всеми костями черепа еще сохраняются хрящевые зоны, т.е. рост его может продолжаться. До 6-7 лет череп растет преимущественно в ширину, его кости утолщаются, закрываются швы. В 7-9 лет рост всех отделов черепа примерно одинаков.
Костный лабиринт органа слуха к 6 годам уже сформирован.
У детей 7-8 лет некоторые отделы лопатки и ключицы остаются хрящевыми. На дистальных и проксимальных концах плечевой кости есть широкий эпифизарный хрящик, представляющий собой зону роста трубчатых костей в длину.
К 6-7 годам интенсивным становится рост костей по отношению к туловищу, энергично формируется остеоидная структура их компактного вещества и более четко дифференцируется губчатое вещество.
На 5-6 году начинается сращение бугров плечевой кости с ее телом, в локтевом суставе уже налицо ядра окостенения.
В кисти ребенка 6 лет наблюдаются центры окостенения всех костей запястья.
Позвонки в период от 3 до 6 лет растут в длину и ширину. К 6 годам в верхнем и нижнем отделах позвонков, а также на концах остистых и поперечных отростков имеются самостоятельные точки окостенения.
Позвоночный столб ребенка 6-7 лет весьма чувствителен к деформирующим воздействиям. В этом возрасте лишь начинается формирование апофизов. В телах позвонков костные перекладины лучше выражены по периферии, в центральных отделах губчатое вещество состоит из более тонких костных балочек и имеет крупноячеистое состояние.
Пластинки роста расположены между телом позвонка и безсосудистым диском. В них протекают интенсивнейшие обменные процессы. Незначительные сдвиги хорошо сбалансированного метаболизма хрящевой ткани в позвоночнике нарушают рост и тканевую дифференцировку всех его структурных элементов и ведут к органическим изменениям в виде сколиозов, лордозов и др. патологических деформаций.
Наиболее энергичный рост стоп выражен у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет, хотя у последних уже и к 7 годам средние параметры стопы больше, чем у девочек.
Скелетная мускулатура у ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышечный процесс развит еще слабо и не в состоянии выдерживать значительное напряжение. Неумеренные нагрузки могут вести к образованию вздутого, а затем отвислого “лягушачьего” живота у детей, с последующим расположением мышц или апоневрозов и, следовательно, образованию грыжи. Учитывая, что паховые кольца у мальчиков относительно широкие и слабые, у них при напряжении брюшного пресса возникает возможность образования паховых грыж. К 6 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Поэтому, неправильная вынужденная поза во время занятий может способствовать появлению функциональных отклонений и прогрессированию искривления позвоночника.
Относительно слабо развиты и мелкие мышцы кисти. Поэтому дети 6 лет, хорошо осваивая основные виды естественных движений (бег, прыжки), не обладают тонкой координацией.
Особенности органов кровообращения и с/с системы:
Развитие органов кроветворения и соотношение форменных элементов красной и белой крови тесно связаны с динамикой развития всего детского организма. Изменение крови на протяжении развития ребенка периодические и приходятся на 4,7,10,13 лет. Такая же периодичность имеет место и в отношении деятельности кроветворных органов: костного мозга, селезенки, печени. К 6-7 годам вес сердца увеличивается в 5-6 раз. Возрастает ударный и минутный объем сердца. У ребенка 6-7 лет он увеличивается в 9-10 раз (составляет 23 мл.)
Рост сердца у детей в этом возрасте отстает от роста кровеносных сосудов. Иннервационый аппарат сердца окончательно формируется к 7-8 годам.
После 8-7 лет у детей пульс более устойчив, однако под влиянием физических нагрузок и сильных эмоций частота пульса, АД значительно увеличиваются. Максимальное кровяное давление до 10 лет более высокое у мальчиков, чем у девочек. Скорость кровотока у детей 6 лет больше, чем у взрослых. Частота сердцебиений при дозированной статической работе в возрасте 6-7 лет может увеличиваться на 18%.
Особенности дыхательной системы:
Формирование легочной ткани заканчивается к 6-7 годам, увеличивается количество эластических элементов. Возрастает глубина дыхания, снижается частота, ЖЕЛ достигает 1.300-1.400 см3. Причем у мальчиков эти показатели выше, чем у девочек. Наблюдается возбудимость дыхательного центра, поэтому пока выполнение длительной напряженной работы невозможно.
Дыхание характеризуется лабильностью.
Тканевая дифференцировка бронхиального дерева продолжается до 7 лет. Строение ацинусов близко к оптимальному.
Особенности пищеварительной системы:
Секреторная и моторная функция у детей приближается к функции взрослого. У ребенка 6 лет активность всасывания протекает более интенсивно. Основной обмен на 1 кг массы выше по сравнению со взрослым. Интенсивность переваривания и всасывания белков у ребенка 6 лет такая же, как у взрослых, но отмечен положительный азотистый баланс.
Особенности нервной системы:
Условные рефлексы образуются значительно быстрее, но доминантные очаги в ЦНС еще не стойкие, при внешних условиях легко нарушаются. Отмечается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. У детей 6 лет отмечается недостаточная координация движений и неустойчивость внимания. Иррадиация возбуждения приводит к образованию широких генерализованных условных рефлексов. Широкая иррадиация процессов возбуждения при сильных раздражениях характерна для нервной деятельности детей. Это обуславливает возникновение неадекватных ответных реакций. Преобладает ваготония над симпатикотонией. Анализаторы также находятся в состоянии развития, что необходимо учитывать у детей 6 лет. Особенно это касается зрительного анализатора. Продолжительность любого вида занятий, связанного с напряжением зрения должно быть ограничено 20 минутами.