Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:59, методичка

Описание работы

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Файлы: 1 файл

1-_Gigiena_detey_i_podrostkov.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Такая организация суточного режима будет способствовать успешному обучению и воспитанию детей, правильному их физическому и умственному развитию. Положительное влияние суточного режима на работоспособность и функциональное состояние организма ребенка и подростка во многом определяется условиями обучения и воспитания. Для успешного выполнения рационального режима необходим правильно спланированный, хорошо оборудованный и озелененный участок, достаточный набор  площади помещений, удобное расположение их в здании, рациональное архитектурно-планировочное расположение всего здания, его благоустройство и оборудование. Контроль за организацией режима дня и постановкой учебно-воспитательного процесса является важным разделом работы врача в детском учреждении. Контроль за использованием режима дня можно осуществить с помощью анкетного метода (схема 4.1, 4.2)

Схема 4.1

Режим дня школьника

Фамилия, имя_________________________возраст___________________________№ детского сада______________ название группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная)

Элементы режима

Суббота

Воскресенье

1. В котором часу встал

   

2. Делал ли утреннюю гимнастику

   

3. Делал ли обтирание

   

4. Завтрак

   

5. В котором часу обедал

   

6. Сколько часов провел на свежем  воздухе

   

7. Дневной сон (с какого по какой час)

   

8. Полдник (указать время)

   

9. Смотрел передачу по телевизору (с какого по какой час)

   

10. В котором часу ужинал

   

11. В каком часу лег спать

   

Схема 4.2

Режим дня школьника

Фамилия, имя___________________________ Возраст_______________

№ школы _______________________ класс _______________

 

Элементы режима

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

1. В котором  часу встал

             

2. Делал ли  утреннюю гимнастику

             

3. Делал ли  обтирание

             

4. Завтракал  ли перед уходом в школу (обедал  при занятиях во  вторую смену)

             

5. Сколько  было уроков

             

6. Завтракали  ли в школе и что ели

             

7. Сколько  часов ушло в школе на кружковую или общественную работу

             

8. Сколько  часов ушло на внешкольную работу (занятие музыкой, рисование, чтение литературы)

             

9. В каком  часу ушел из школы

             

10. Занимался  ли спортом (каким спортом, с какого по какой час)

             

11. В каком  часу обедали

             

12. Сколько  часов провели на свежем воздухе

             

13. С какого  по какой час делал уроки

             

14. Какой предмет готовил дольше всего и почему

             

15. Смотрел  передачу по телевизору, с какого и по какой час

             

16. Сколько  времени затратил на работу по дому помощь семье

             

17. В каком  часу ужинал

             

18. В каком  часу лег спать

             

19. Дорога  в школу (вид транспорта, время)

             

20. Дорога  из школы

             

 

Тема 5. Диагностика готовности детей к обучению в школе

Практическая значимость темы:

Готовность детей к поступлению в школу определяет медико-педагогическая комиссия, в состав которой входит врач педиатр. Он должен оценить морфо-функциональную зрелость основных систем организма ребенка, при необходимости, разработать план оздоровительных мероприятий и коррекцию школьно-необходимых  функций.

Цель занятия:

  1. Углубить знания анатомо-физиологических особенностей организма детей дошкольного возраста.
  2. Получить представление о понятии: школьной, социальной зрелости, физической, умственной мотивационной готовности ребенка к систематическому обучению.
  3. Изучить основные методики  определения готовности детей к обучению в школе.
  4. Усвоить медицинские  показания к отсрочке поступления детей в школу.
  5. Уметь дать заключение о готовности ребенка в обучению в школе, рекомендовать мероприятия по оздоровлению детей и коррекции школьно-необходимых функций.

Вопросы теории:

  1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 летнего возраста.
  2. Понятия: школьная и социальная зрелости, физическая, умственная, мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.
  3. Основные методики определения готовности детей к обучению в школе: тест Керна-Ирасека, Озерецкого, монометрический тест, цветовой тест Люшера, графический диктант, эмоциональные линии и т.д.
  4. Оценка - степени школьной зрелости детей
  5. Медицинские показания к отсрочке поступления детей в школ

Практические навыки:

Студент должен уметь оценить степень готовности ребенка к обучению в школе на основании продолжительных тестов, дать рекомендации по оздоровлению и коррекции школьно необходимых функций.

Литература:

  1. Руководство для врачей школ - под редакцией Сердюковской Г.Н. - М., Медицина - 1983 - с.115-120.
  2. Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста - под редакцией Антоновой - Педагогика - 1983 - с.150.
  3. Гигиеническое значение неполной зрелости - научный обзор - под редакцией Громбаха С.М. - М., - Медицина - 1969 - с.200
  4. Диагностика готовности детей к обучению в школе - Методические указания- Челябинск - 1989 с.51
  5. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференсации - Дощицина З.В. - М., Медицина - 1994

Задание на самоподготовку студентов:

На основании литературы и приведенного учебного материала:

  1. Усвоить основные методики оценки школьной зрелости.
  2. Усвоить градацию детей по степени школьной зрелости.
  3. Изучить основные медицинские показания к отсрочке поступления детей в школу.
  4. Получить представление о работе, целях, задачах медико-педагогической комиссии.

Учебный материал для самостоятельной подготовки.

Морфо-функциональная зрелость детей 6-7-летнего возраста.

Диагностика готовности к обучению.

Для содействия наиболее благоприятной организации учебно-воспитательного процесса на первоначальном и последующих этапах обучения необходимо знать психофизиологические особенности развития детей 6-7-летнего возраста, владеть наиболее доступными и простыми методами определения функциональной готовности ребенка к школьному режиму.

К моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня развития физиологических систем, физического и психического состояния, что дает ему возможность справиться с требованиями школы.

Особенности опорно-двигательной системы:

Незавершенность морфологического и функционального развития всех систем и органов ребенка 6 лет, продолжающиеся процессы роста и тканевой дифференцировки обуславливают значительно меньшую устойчивость  его организма ко многим неблагоприятным воздействиям. Именно из-за этого, у детей часто возникают различные функциональные расстройства.

Детский организм легко реагирует на неблагоприятное влияние в период наиболее интенсивной гистоморфологической и функциональной перестройки органов и систем в переходные, т.е. “узловые” возрастные периоды. Одним из таких периодов является период от 3 до 6-7 лет.

Длина тела - основной показатель физического развития. Это показатель не только ростового процесса, но и определенного уровня зрелости детей дошкольного возраста. Он также необходим для оценки массы тела и окружности грудной клетки. Последняя вместе с экскурсией грудной клетки и ЖЕЛ характеризует развитие органов дыхания и скелета.

Между 5-7 годами происходит первое изменение формы тела: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы и туловища становится ближе к таковому у взрослых.

От 3 до 6 лет уменьшается соотношение окружности головы и длины тела на 10%, длины верхнего отрезка и длины тела на 2,5-2,7%. Соотношение длины ног и длины тела возрастает на 3,7%. Соотношение отдельных частей тела и его длины отражает достигнутый уровень дифференцировки - соматической зрелости.

Длина тела и величины его пропорции или длина тела и зубная формула могут служить критериями соматической зрелости.

В возрасте 6 лет кости скелета продолжают значительно изменяться, по форме, размерам, внутреннему строению. В черепе в период от 6-10 лет заканчивается начавшееся в 3-4 года сращение отдельных частей затылочной кости, однако, между всеми костями черепа еще сохраняются хрящевые зоны, т.е. рост его может продолжаться. До 6-7 лет череп растет преимущественно в ширину, его кости утолщаются, закрываются швы. В 7-9 лет рост всех отделов черепа примерно одинаков.

Костный лабиринт органа слуха к 6 годам уже сформирован.

У детей 7-8 лет некоторые отделы лопатки и ключицы остаются хрящевыми. На дистальных и проксимальных концах плечевой кости есть широкий эпифизарный хрящик, представляющий собой зону роста трубчатых костей в длину.

К 6-7 годам интенсивным становится рост костей по отношению к туловищу, энергично формируется остеоидная структура их компактного вещества и более четко дифференцируется губчатое вещество.

На 5-6 году начинается сращение бугров плечевой кости с ее телом, в локтевом суставе уже налицо ядра окостенения.

В кисти ребенка 6 лет наблюдаются центры окостенения всех костей запястья.

Позвонки в период от 3 до 6 лет растут в длину и ширину. К 6 годам в верхнем и нижнем отделах позвонков, а также на концах остистых и поперечных отростков имеются самостоятельные точки окостенения.

Позвоночный столб ребенка 6-7 лет весьма чувствителен к деформирующим воздействиям. В этом возрасте лишь начинается формирование  апофизов. В телах позвонков костные перекладины лучше выражены по периферии, в центральных отделах губчатое вещество состоит  из более тонких костных балочек и имеет крупноячеистое состояние.

Пластинки роста расположены между телом позвонка и безсосудистым диском. В них протекают интенсивнейшие обменные процессы. Незначительные сдвиги  хорошо сбалансированного метаболизма хрящевой ткани в позвоночнике нарушают рост и тканевую дифференцировку всех его структурных элементов и ведут к органическим изменениям в виде сколиозов, лордозов и др. патологических деформаций.

Наиболее энергичный рост стоп выражен у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет, хотя у последних уже и к 7 годам средние параметры стопы больше, чем у девочек.

Скелетная мускулатура у ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышечный процесс развит еще слабо и не в состоянии выдерживать значительное напряжение. Неумеренные нагрузки могут вести к образованию вздутого, а затем отвислого “лягушачьего” живота у детей, с последующим расположением мышц или апоневрозов и, следовательно, образованию грыжи. Учитывая, что паховые кольца у мальчиков относительно широкие и слабые, у них при напряжении брюшного пресса возникает возможность образования паховых грыж. К 6 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Поэтому, неправильная вынужденная поза во время занятий может способствовать появлению функциональных отклонений и прогрессированию искривления позвоночника.

Относительно слабо развиты и мелкие мышцы кисти. Поэтому дети 6 лет, хорошо осваивая основные виды естественных движений (бег, прыжки), не обладают тонкой координацией.

Особенности органов кровообращения и с/с системы:

Развитие органов кроветворения и соотношение форменных элементов красной и белой крови тесно связаны с динамикой развития всего детского организма. Изменение крови на протяжении развития ребенка периодические и  приходятся на 4,7,10,13 лет. Такая же периодичность имеет место и в отношении деятельности кроветворных органов: костного мозга, селезенки, печени. К 6-7 годам вес сердца увеличивается в 5-6 раз. Возрастает ударный и минутный объем сердца. У ребенка 6-7 лет он увеличивается в 9-10 раз (составляет 23 мл.)

Рост сердца у детей в этом возрасте отстает от роста кровеносных сосудов. Иннервационый аппарат сердца окончательно формируется к 7-8 годам.

После 8-7 лет у детей пульс более устойчив, однако под влиянием физических нагрузок и сильных эмоций частота пульса, АД значительно увеличиваются. Максимальное кровяное давление  до 10 лет более высокое у мальчиков, чем у девочек. Скорость кровотока у детей 6 лет больше, чем у взрослых. Частота сердцебиений при дозированной статической работе в возрасте 6-7 лет может увеличиваться на 18%.

Особенности дыхательной системы:

Формирование легочной ткани заканчивается к 6-7 годам, увеличивается количество эластических элементов. Возрастает глубина дыхания, снижается частота, ЖЕЛ достигает 1.300-1.400 см3. Причем у мальчиков эти показатели выше, чем у девочек. Наблюдается возбудимость дыхательного центра, поэтому пока выполнение длительной напряженной работы невозможно.

Дыхание характеризуется лабильностью.

Тканевая дифференцировка бронхиального дерева  продолжается до 7 лет. Строение ацинусов близко к оптимальному.

Особенности пищеварительной системы:

Секреторная и моторная функция у детей приближается к функции взрослого. У ребенка 6 лет активность всасывания протекает более интенсивно. Основной обмен на 1 кг массы выше по сравнению со взрослым. Интенсивность переваривания и всасывания белков у ребенка 6 лет такая же, как у взрослых, но отмечен положительный азотистый баланс.

Особенности нервной системы:

Условные рефлексы образуются значительно быстрее, но доминантные  очаги в ЦНС еще не стойкие, при внешних условиях легко нарушаются. Отмечается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. У детей 6 лет отмечается недостаточная координация движений и неустойчивость внимания. Иррадиация возбуждения приводит к образованию широких генерализованных условных рефлексов. Широкая иррадиация процессов возбуждения при сильных раздражениях характерна для нервной деятельности детей. Это обуславливает возникновение неадекватных ответных реакций. Преобладает ваготония над симпатикотонией. Анализаторы также  находятся в состоянии развития, что необходимо  учитывать у детей 6 лет. Особенно это касается зрительного анализатора. Продолжительность любого вида занятий, связанного с напряжением зрения должно быть ограничено 20 минутами.

Информация о работе Гигиена детей и подростков