Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 21:26, курс лекций

Описание работы

Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.

Файлы: 1 файл

Gigiena_detey_i_podrostkov_-_M__2006_-_53_s.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

2.7.6. При выборе источника  водоснабжения следует руководствоваться  гигиеническими требованиями, предъявляемыми  к источникам централизованного  хозяйственного и питьевого водоснабжения и охране поверхностных вод от загрязнения.

2.7.7. При отсутствии централизованных  поселковых или городских сетей  водопровода и канализации вопрос  о выборе и устройстве местных  систем водоснабжения и канализации  должен решаться по согласованию  с территориальными центрами госсанэпиднадзора в зависимости от местных условий.

2.7.8. В неканализованных  районах интернатные учреждения  оборудуют внутренней канализацией  при условии устройства местных  очистных сооружений.

2.7.9. В неканализованных  районах допускается оборудовать люфт - клозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков) интернатные учреждения вместимостью до 50 мест.

2.7.10. Подводкой горячей  и холодной воды обеспечиваются  столовая, кухня, буфетная, прачечная, постирочная, комнаты для чистки и глажения одежды, умывальные, ванные, душевые, санитарные узлы при спальных комнатах, ногомойки и кабины личной гигиены девочек, изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборочные краны для хозяйственных нужд.

2.7.11. При отсутствии централизованного водоснабжения должна быть обеспечена механизированная подача воды в следующие здания и сооружения: пищеблок, изолятор, прачечную, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек.

Температура воды, подаваемой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град. C и не выше 60 град. C.

К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в помещениях для сушки верхней одежды и обуви детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители при столовых и в туалетных и др.

 

2.8. Требования к режиму дня  и организации  учебно-воспитательного  процесса

2.8.1. Программы, методики  и режимы воспитания и обучения  допускаются к использованию  при наличии санитарно - эпидемиологического  заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.8.2. Режим дня и организация  учебно - воспитательного процесса  воспитанников интернатных учреждений  строится с учетом особенностей  учебно - воспитательной и оздоровительной  работы данного учреждения дифференцированно  для дошкольников и школьников различных возрастных групп.

Количество учебных занятий дошкольников в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает двух, а в старшей и подготовительной - трех. Их продолжительность в младшей и средней группах - не более 15 мин., в старшей - не более 25 мин., а в подготовительной - не более 30 мин.

Длительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности. Для профилактики утомления в середине занятия необходимо проводить физкультминутки продолжительностью 1,5 - 2 мин.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности при составлении расписания занятий во всех группах следует:

- планировать равномерное  распределение учебной нагрузки  в течение дня, недели и года;

- в начале и конце  недели отдавать предпочтение  занятиям более легким по содержанию  и сложности учебного материала.

В летний период учебные занятия (кроме музыкальных и спортивных) не проводятся. Спортивные и подвижные игры, физические упражнения, спортивные праздники следует проводить на открытом воздухе.

Длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов следует проводить не чаще одного раза в неделю.

2.8.3. Применение компьютеров  в игровой и учебной деятельности  воспитанников должно соответствовать  гигиеническим требованиям, предъявляемым  к видеодисплейным терминалам, персональным  электронно - вычислительным машинам  и организации работы.

2.8.4. Общественно полезный  труд детей старшей и подготовительной  групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, помощь  в подготовке к занятиям и  др.). Его продолжительность не  должна быть больше 20 мин.

2.8.5. В режиме дня дошкольников следует выделить не менее 1,5 ч для занятий и игр по интересам и желанию.

2.8.6. Дневная прогулка  детей составляет не менее 2 ч  в младших группах, 1,5 ч - в средней, старшей и подготовительной группах.

Длительность вечерней прогулки - не менее 2 ч в младшей и средней группах и 2,5 ч - в старшей и подготовительной.

2.8.7. Продолжительность  дневного сна в младшей группе  должна составлять не менее 2,5 ч, в средней и старшей - 2 ч, в  подготовительной - 1,5 ч. Длительность  ночного сна составляет не  менее 11 ч в младших группах, 10 ч - в средней и подготовительной группах.

2.8.8. В первые классы  принимаются дети 8-го или 7-го  года жизни. Обязательным условием  приема детей является достижение  ими к 1 сентября учебного года  возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием  детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

Систематическое школьное обучение для воспитанников детских домов целесообразно начинать с 7-летнего возраста.

За год до поступления в школу проводится медицинский осмотр детей с определением их функциональной готовности к обучению в соответствии с действующими нормативными документами. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать проведение лечебных и оздоровительных мероприятий; с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения или недостаточное развитие двигательных навыков, должна проводиться коррекционно - развивающая работа.

2.8.9. Допустимое количество  учебных часов устанавливается  в зависимости от продолжительности учебной недели.

 

Таблица 2.6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (В ЧАСАХ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

 

┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│   Классы   │Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах)│

│            ├───────────────────────┬───────────────────────────┤

│            │ при 6-дневной неделе  │   при 5-дневной неделе    │

├────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┤

│                   3-летняя начальная школа:                    │

├────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────┤

│   1 - 3    │           25          │             22            │

├────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┤

│                   4-летняя начальная школа:                    │

├────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────┤

│     1      │           22          │             20            │

│   2 - 4    │           25          │             22            │

│     5      │           31          │             28            │

│     6      │           32          │             29            │

│     7      │           34          │             31            │

│   8 - 9    │           35          │             32            │

│  10 - 11   │           36          │             33            │

└────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┘

 

Примечание. При введении 12-летнего обучения 3-летняя начальная школа исключается.

 

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

2.8.10. Продолжительность  урока не превышает 45 мин. Продолжительность  малых перемен - не менее 10 мин., большой  перемены (после второго или третьего уроков) - 30 мин. (вместо одной большой допускается проведение 2 перемен не менее 20 мин. каждая). В 1-х классах в целях облегчения процесса адаптации детей к обучению в школе следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:

- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;

- со II четверти - 4 урока  по 35 мин. каждый;

- со II полугодия - согласно  п. 2.8.9.

Для обучающихся в 1 классах в течение года устанавливаются (в середине III четверти) дополнительные недельные каникулы.

2.8.11. В начальной школе  не проводятся сдвоенные уроки.

Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры (плавание, лыжи).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.

В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.8.12. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность урока в таких классах составляет не более 40 мин. В соответствии с табл. 2.6, дневная учебная нагрузка учащихся классов компенсирующего обучения составляет 5 уроков в начальной школе и 6 уроков в средней ступени школы. Коррекционно - развивающие занятия в этих классах входят в объем предельно допустимой нагрузки, установленной для каждого возраста.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

Учащиеся классов компенсирующего обучения должны быть обеспечены необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами.

2.8.13. Построение учебного  процесса проводится с учетом  биоритмологических закономерностей  умственной работоспособности детей  и подростков. Им соответствует:

- проведение школьных  занятий в первую смену;

- преподавание наиболее трудных предметов на 2 - 3 уроках;

- приготовление домашних  уроков в интервале 16 - 18 ч;

- организация в середине  школьных занятий или после  них спортивного часа;

- частичное ограничение  учебной нагрузки в четверг  за счет проведения вместо  самоподготовки экскурсий, зрелищных мероприятий, занятий общественно полезным трудом;

- планирование контрольных  работ, изложение нового материала  с учетом того, что наиболее  высокий уровень функционального  состояния центральной нервной  системы учащихся приходится  на вторник и среду.

Контрольные работы следует проводить в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день учебной недели. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.

2.8.14. В учебно - воспитательном  процессе двигательная активность  должна составлять для дошкольников  и младших школьников - до 50% дневного бюджета времени, а для старших школьников - до 30%.

Организацию двигательного режима см. в разделе 2.10.

2.8.15. Во второй половине дня организуется  самоподготовка учащихся, а также  различные виды активной деятельности  и отдыха: прогулка на пришкольном  участке в сочетании с подвижными играми, экскурсии на природу, общественно полезный труд на пришкольном участке - от 1 до 1,5 ч, производительный труд - в определенные дни учебной недели (таблице 2.7).

2.8.16. Самоподготовку следует  начинать не раньше 16 ч после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч.

Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы учащимся следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов, поскольку общий для всех перерыв может нарушать рабочую установку отдельных школьников. Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. Необходимо учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только "вслух" или только сосредоточенно "про себя"). Для этих целей учащимся (особенно старших классов) следует использовать читальный зал или другие свободные помещения.

Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.

Информация о работе Гигиена детей и подростков