Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 21:26, курс лекций
Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.
2.7.6. При выборе источника
водоснабжения следует
2.7.7. При отсутствии
2.7.8. В неканализованных
районах интернатные
2.7.9. В неканализованных районах допускается оборудовать люфт - клозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков) интернатные учреждения вместимостью до 50 мест.
2.7.10. Подводкой горячей
и холодной воды
2.7.11. При отсутствии централизованного водоснабжения должна быть обеспечена механизированная подача воды в следующие здания и сооружения: пищеблок, изолятор, прачечную, душевые, умывальные, ногомойки, кабины личной гигиены девочек.
Температура воды, подаваемой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37 град. C и не выше 60 град. C.
К системе горячего водоснабжения должны присоединяться нагревательные приборы в помещениях для сушки верхней одежды и обуви детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители при столовых и в туалетных и др.
2.8. Требования к режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса
2.8.1. Программы, методики
и режимы воспитания и
2.8.2. Режим дня и организация
учебно - воспитательного процесса
воспитанников интернатных
Количество учебных занятий дошкольников в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает двух, а в старшей и подготовительной - трех. Их продолжительность в младшей и средней группах - не более 15 мин., в старшей - не более 25 мин., а в подготовительной - не более 30 мин.
Длительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности. Для профилактики утомления в середине занятия необходимо проводить физкультминутки продолжительностью 1,5 - 2 мин.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности при составлении расписания занятий во всех группах следует:
- планировать равномерное
распределение учебной
- в начале и конце
недели отдавать предпочтение
занятиям более легким по
В летний период учебные занятия (кроме музыкальных и спортивных) не проводятся. Спортивные и подвижные игры, физические упражнения, спортивные праздники следует проводить на открытом воздухе.
Длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов следует проводить не чаще одного раза в неделю.
2.8.3. Применение компьютеров
в игровой и учебной
2.8.4. Общественно полезный
труд детей старшей и
2.8.5. В режиме дня дошкольников следует выделить не менее 1,5 ч для занятий и игр по интересам и желанию.
2.8.6. Дневная прогулка
детей составляет не менее 2 ч
в младших группах, 1,5 ч - в средней,
старшей и подготовительной
Длительность вечерней прогулки - не менее 2 ч в младшей и средней группах и 2,5 ч - в старшей и подготовительной.
2.8.7. Продолжительность дневного сна в младшей группе должна составлять не менее 2,5 ч, в средней и старшей - 2 ч, в подготовительной - 1,5 ч. Длительность ночного сна составляет не менее 11 ч в младших группах, 10 ч - в средней и подготовительной группах.
2.8.8. В первые классы
принимаются дети 8-го или 7-го
года жизни. Обязательным условием
приема детей является
Систематическое школьное обучение для воспитанников детских домов целесообразно начинать с 7-летнего возраста.
За год до поступления в школу проводится медицинский осмотр детей с определением их функциональной готовности к обучению в соответствии с действующими нормативными документами. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать проведение лечебных и оздоровительных мероприятий; с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения или недостаточное развитие двигательных навыков, должна проводиться коррекционно - развивающая работа.
2.8.9. Допустимое количество учебных часов устанавливается в зависимости от продолжительности учебной недели.
Таблица 2.6
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (В ЧАСАХ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
┌────────────┬────────────────
│ Классы │Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах)│
│
├───────────────────────┬─────
│ │ при 6-дневной неделе │ при 5-дневной неделе │
├────────────┴────────────────
│ 3-летняя начальная школа: │
├────────────┬────────────────
│ 1 - 3 │ 25 │ 22 │
├────────────┴────────────────
│ 4-летняя начальная школа: │
├────────────┬────────────────
│ 1 │ 22 │ 20 │
│ 2 - 4 │ 25 │ 22 │
│ 5 │ 31 │ 28 │
│ 6 │ 32 │ 29 │
│ 7 │ 34 │ 31 │
│ 8 - 9 │ 35 │ 32 │
│ 10 - 11 │ 36 │ 33 │
└────────────┴────────────────
Примечание. При введении 12-летнего обучения 3-летняя начальная школа исключается.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
2.8.10. Продолжительность урока не превышает 45 мин. Продолжительность малых перемен - не менее 10 мин., большой перемены (после второго или третьего уроков) - 30 мин. (вместо одной большой допускается проведение 2 перемен не менее 20 мин. каждая). В 1-х классах в целях облегчения процесса адаптации детей к обучению в школе следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:
- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;
- со II четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;
- со II полугодия - согласно п. 2.8.9.
Для обучающихся в 1 классах в течение года устанавливаются (в середине III четверти) дополнительные недельные каникулы.
2.8.11. В начальной школе не проводятся сдвоенные уроки.
Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры (плавание, лыжи).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.
В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
2.8.12. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность урока в таких классах составляет не более 40 мин. В соответствии с табл. 2.6, дневная учебная нагрузка учащихся классов компенсирующего обучения составляет 5 уроков в начальной школе и 6 уроков в средней ступени школы. Коррекционно - развивающие занятия в этих классах входят в объем предельно допустимой нагрузки, установленной для каждого возраста.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
Учащиеся классов компенсирующего обучения должны быть обеспечены необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами.
2.8.13. Построение учебного
процесса проводится с учетом
биоритмологических
- проведение школьных занятий в первую смену;
- преподавание наиболее трудных предметов на 2 - 3 уроках;
- приготовление домашних уроков в интервале 16 - 18 ч;
- организация в середине школьных занятий или после них спортивного часа;
- частичное ограничение учебной нагрузки в четверг за счет проведения вместо самоподготовки экскурсий, зрелищных мероприятий, занятий общественно полезным трудом;
- планирование контрольных
работ, изложение нового материала
с учетом того, что наиболее
высокий уровень
Контрольные работы следует проводить в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день учебной недели. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.
2.8.14. В учебно - воспитательном
процессе двигательная
Организацию двигательного режима см. в разделе 2.10.
2.8.15.
Во второй половине дня
2.8.16. Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч.
Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы учащимся следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов, поскольку общий для всех перерыв может нарушать рабочую установку отдельных школьников. Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. Необходимо учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только "вслух" или только сосредоточенно "про себя"). Для этих целей учащимся (особенно старших классов) следует использовать читальный зал или другие свободные помещения.
Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.