Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 21:26, курс лекций

Описание работы

Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.

Файлы: 1 файл

Gigiena_detey_i_podrostkov_-_M__2006_-_53_s.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

 

2.10.4.2. В системе физического  воспитания дошкольников используют  различные организационные формы  двигательной активности: утреннюю  гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, занятия  на тренажерах, музыкальные занятия. Общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50% времени бодрствования.

2.10.4.3. Проведение закаливающих  мероприятий с детьми дошкольного  возраста осуществляется в соответствии  с рекомендациями по закаливанию  в дошкольных учреждениях. Они включают комплекс мероприятий, входящий в общий режим дня: воздушные ванны, водные процедуры (включая плавание при наличии бассейна), игры на открытом воздухе в легкой спортивной одежде и др.

2.10.5. Физическое воспитание  детей школьного возраста проводят на основе комплексной программы физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. Она включает различные формы двигательной активности детей: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, спортивный час, физкультурные минутки, подвижные игры и физические упражнения во время перемен и на прогулке, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, по медицинским показаниям - лечебную физкультуру (ЛФК).

2.10.5.1. Основной формой  физического воспитания школьников  являются уроки физкультуры, которые проводят не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

2.10.5.2. Структура уроков  физкультуры включает вводную  часть продолжительностью 5 - 10 мин., основную - 25 - 30 мин., заключительную - 3 - 5 мин.

2.10.5.3. Медицинский персонал  на основании данных о состоянии  здоровья и физической подготовленности  распределяет всех школьников  для занятий физической культурой  и спортом на группы: основную, подготовительную и специальную.

2.10.5.4. Дети, освобожденные по состоянию здоровья от занятий физической культурой, систематически занимаются лечебной физкультурой. Эти занятия проводят как индивидуально, так и малыми группами в залах лечебной физкультуры (ЛФК). Комплексы ЛФК назначает врач в соответствии с основным заболеванием ребенка.

2.10.5.5. Ежедневно в режиме  учебного дня следует проводить  спортивный час на открытом  воздухе. Наиболее приемлемой формой  его проведения являются подвижные  игры, проводимые под наблюдением  воспитателя или учителя физкультуры.

Во время большой перемены учащиеся проводят игры на открытом воздухе, при неблагоприятных погодных условиях игры следует проводить в хорошо проветренных за время уроков рекреациях, спортивных, актовых, тренажерных залах.

2.10.5.6. Обязательны прогулки на открытом воздухе для детей всех возрастных групп: в зимнее время - прогулки на лыжах, катание на санках и коньках, в летнее время - катание на велосипедах, самокатах и др.

2.10.5.7. Дни здоровья следует  проводить не реже 1 раза в месяц  и включать: подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования. Перед их проведением необходимо проводить медосмотр учащихся.

2.10.6. Для детей школьного  возраста закаливающие мероприятия  включают: воздушные ванны, солнечные  ванны, водные процедуры, обучение плаванию.

2.10.6.1. Летом купания проводят  ежедневно один раз, а при температуре  воздуха выше 25 град. C разрешается  повторное купание.

Продолжительность купания в первый день составляет 5 - 7 мин. Время пребывания в воде ежедневно увеличивается и может достигать 25 - 30 мин.

Для проведения занятий по плаванию следует руководствоваться следующими нормами температуры воды:

- в открытых бассейнах  для плавания - не ниже 25 град. C;

- для обучения плаванию - не ниже 30 град. C;

- в закрытых бассейнах: для плавания - 25 град. C, для обучения - 29 град. C.

Раздевалки бассейнов следует оборудовать сушилками для волос.

В открытых водоемах (по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора) следует начинать занятия при температуре не ниже 20 град. C воды и 24 град. C воздуха. Через 8 - 10 дней занятия можно проводить и при более низкой температуре, но не ниже 17 град. C. Для не умеющих плавать температура воды должна быть на 1 - 2 град. C выше.

2.10.7. Контроль за физическим  воспитанием детей осуществляется медицинскими работниками и воспитателями.

 

2.11. Требования к организации  питания

 

2.11.1. Питание воспитанников  детских домов и школ - интернатов  должно полностью обеспечивать  растущий организм энергией и  основными пищевыми веществами. Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки:жиры:углеводы - 1:1:4), потребности организма в витаминах, особенно С, А, Д, Е и группы В и минеральных веществ (кальций, фосфор, магний, железо и др.).

Нормы физиологических потребностей основных пищевых веществ для детей разного возраста представлены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СУТОЧНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 17 ЛЕТ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ <*>

    --------------------------------

<*> Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

 

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│Пищевые вещества│              Возраст детей (лет)              │

│                ├─────┬─────┬─────────┬──────┬─────────┬────────┤

│                │1 - 3│4 - 6│6 (школь-│7 - 10│ 11 - 13 │14 - 17 │

│                │     │     │ники)    │      │         │        │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Белки (г)       │53  │68   │69       │77    │90/82    │98/90   │

│в т.ч.          │     │     │         │      │         │        │

│животные        │37   │44   │45       │46    │54/49    │59/54   │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Жиры (г)        │53   │68   │67       │79    │92/84    │100/90  │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Углеводы (г)    │212  │272  │285      │335   │390/355  │425/360 │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Минеральные     │     │     │         │      │         │        │

│вещества (мг):  │     │     │         │      │         │        │

│кальций         │800  │900  │1000     │1100  │1200     │1200    │

│                │     │     │         │      │         │        │

│фосфор          │800  │1350 │1500     │1650  │1800     │1800    │

│                │     │     │         │      │         │        │

│магний          │150  │200  │250      │250   │300      │300     │

│                │     │     │         │      │         │        │

│железо          │10   │10   │12       │12    │15/18    │15/18   │

│                │     │     │         │      │         │        │

│цинк            │5    │8    │10       │10    │15/12    │15/12   │

│                │     │     │         │      │         │        │

│йод             │0,06 │0,07 │0,08     │0,10  │0,10     │0,13    │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Витамины:       │     │     │         │      │         │        │

│С (мг)          │45   │ 50  │60       │60    │70       │70      │

│                │     │     │         │      │         │        │

│А (мкг рет.     │450  │500  │500      │700   │1000/800 │1000/800│

│экв.)           │     │     │         │      │         │        │

│                │     │     │         │      │         │        │

│Е (мг ток. экв.)│5    │7    │10       │10    │12/10    │15/12   │

│                │     │     │         │      │         │        │

│Д (мкг)         │10   │2,5  │2,5      │2,5   │2,5      │ 2,5    │

│                │     │     │         │      │         │        │

│В1 (мг)         │0,8  │0,9  │1,0      │1,2   │1,4/1,3  │1,5/1,3 │

│                │     │     │         │      │         │        │

│В2 (мг)         │0,9  │1,0  │1,2      │1,4   │1,7/1,5  │1,8/1,5 │

│                │     │     │         │      │         │        │

│В6 (мг)         │0,9  │1,3  │1,3      │1,6   │1,8/1,6  │2,0/1,6 │

│                │     │     │         │      │         │        │

│Ниацин (мг)     │10   │11   │13       │15    │18/17    │20/17   │

│                │     │     │         │      │         │        │

│Фолац (мкг)     │100  │200  │200      │200   │200      │200     │

│                │     │     │         │      │         │        │

│В12             │0,9  │1,3  │1,3      │1,6   │1,8/1,6  │2,0/1,6 │

├────────────────┼─────┼─────┼─────────┼──────┼─────────┼────────┤

│Энергетическая  │1540 │1970 │2000     │2350  │2750/250 │3000/260│

│ценность (ккал) │     │     │         │      │   0     │    0   │

└────────────────┴─────┴─────┴─────────┴──────┴─────────┴────────┘

 

2.11.2. Организация рационального  питания предусматривает строгое  выполнение режима. Оптимальным  является 5-кратный прием пищи  с интервалами в 3,5 - 4 ч. Суточная  калорийность рациона должна  распределяться: завтрак - 25% калорий, второй завтрак - 10%, обед - 35 - 40%, полдник - 10%, ужин - 20 - 25%.

2.11.3. Рацион питания включает  разнообразный ассортимент продуктов. Нормы продуктов питания даны  в Приложении 7.

2.11.4. Следует в каждом  учреждении иметь примерное 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных наборов продуктов.

Такие продукты как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи входят в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2 - 3 раза в неделю.

В течение декады количество этих продуктов следует израсходовать в полном объеме соответственно установленным нормам (Приложение 7).

2.11.5. На основании примерного  меню ежедневно медицинской сестрой, поваром и кладовщиком составляется меню - раскладка. Для детей в возрасте от 3 лет и старше может быть составлено единое меню, однако раскладка с указанием расхода продуктов и выхода блюд должна быть разной в зависимости от возраста ребенка и с учетом норм продуктов. Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного и школьного возраста представлены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ БЛЮД ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА (Г, МЛ)

 

┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐

│  Наименование блюд  │              Возраст детей               │

│                     │                                          │

│                     ├──────────────────────┬───────────────────┤

│                     │    от 3 до 6 лет     │     школьники     │

├─────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┤

│       Завтрак       │                      │                   │

│                     │                      │                   │

│Каша (овощное блюдо) │         200          │        300        │

│Яичное, творожное,   │                      │                   │

│мясное блюдо         │          80          │        100        │

│Кофе                 │       180 - 200      │        200        │

├─────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┤

│        Обед         │                      │                   │

│                     │                      │                   │

│Салат (закуска)      │          60          │      80 - 100     │

│Первое блюдо         │         200          │     300 - 400     │

│Блюдо из рыбы, мяса  │          80          │     100 - 120     │

│Гарнир               │       130 - 150      │     180 - 230     │

│Третье блюдо (компот,│                      │                   │

│сок)                 │       180 - 200      │        200        │

├─────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┤

│     Полдник         │                      │                   │

│                     │                      │                   │

│Кефир, молоко        │         200          │        200        │

│Булочка, пирог       │          80          │        100        │

│Фрукты, ягоды        │         150          │        200        │

├─────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────┤

│      Ужин           │                      │                   │

│                     │                      │                   │

│Овощное, творожное   │                      │                   │

Информация о работе Гигиена детей и подростков