Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 21:26, курс лекций

Описание работы

Детские дома и школы - интернаты для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернатные учреждения), следует размещать на обособленных земельных участках в озелененных районах городов, пригородных зонах и сельской местности. Детские дома необходимо размещать вблизи общеобразовательных школ, при новом их строительстве с учетом радиуса пешеходной доступности - не более 500 м. Земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.

Файлы: 1 файл

Gigiena_detey_i_podrostkov_-_M__2006_-_53_s.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

2.8.17. После окончания  самоподготовки и пребывания  детей на воздухе внеучебное  время заполняется видами деятельности эмоционального характера: зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.

Виды деятельности эмоционального характера равномерно распределяются на протяжении учебной недели и сбалансированы с двигательно-активными мероприятиями в течение учебного дня согласно примерной схеме (таблице 2.7).

2.8.18. Занятия в кружках  и секциях проводятся не чаще  двух раз в неделю длительностью  до 1 ч для младших школьников  и 1,5 ч - для старших.

Допускается участие одного воспитанника не более чем в 2 различных кружках, предпочтительно, чтобы один из них был с физической нагрузкой (спортивный, танцевальный и т.п.).

При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:

- для учащихся 1-х классов 6-летнего возраста не более 10 мин.;

- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;

- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;

- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;

- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.

Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., а в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.

 

Таблица 2.7

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВЫЙ И ВО ВТОРОЙ ПЕРИОДЫ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕДЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

    --------------------------------

<*> Продолжительность видов деятельности приводится для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

 

┌────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┐

│ Дни недели │Первый период внеучебного│Второй период внеучебного│

│            │времени (перед приготов- │времени (после приготов- │

│            │лением уроков)           │ления уроков)            │

│            ├────────────┬────────────┼────────────┬────────────┤

│            │    виды    │продолжи-   │    виды    │продолжи-   │

│            │деятельности│тельность   │деятельности│тельность   │

│            │            │(ч)         │            │(ч)         │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Понедельник │Подвижные   │     1,5    │Занятия в   │    1,5     │

│            │игры на     │            │кружках     │            │

│            │воздухе     │            │            │            │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Вторник     │Одна из     │            │Просмотр    │ 1,0 - 1,5  │

│            │спортивных  │            │телепередач,│            │

│            │игр         │            │диафильмов  │            │

│            │весной -    │            │или тихие   │            │

│            │осенью:     │            │игры, руко- │            │

│            │волейбол    │     1,5    │делие,      │            │

│            │бадминтон   │     1,5    │чтение,     │            │

│            │футбол      │     1,0    │просмотр    │            │

│            │зимой:      │            │кинофильмов │            │

│            │катание     │     1,5    │            │            │

│            │на коньках  │            │            │            │

│            │или         │            │            │            │

│           │ходьба на   │     2,0    │            │            │

│            │лыжах       │            │            │            │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Среда       │Экскурсия   │     2,0    │Общешкольный│1,5 (не чаще│

│            │на природу  │            │вечер само- │1 - 2 раз в │

│            │            │            │деятельнос- │месяц)      │

│            │            │            │ти, концерт,│            │

│            │            │            │посещение   │            │

│            │            │            │театра, об- │            │

│            │            │            │щешкольное  │            │

│            │            │            │мероприятие │            │

│            │            │            │и т.д.      │            │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Четверг     │Общественно │     1,5    │Внеклассное │   1 - 1,5  │

│            │полезный    │            │мероприятие │            │

│            │труд на     │            │(литератур- │            │

│            │пришкольном │            │ный диспут  │            │

│            │участке или │    2 - 4   │или сбор    │            │

│            │производст- │            │класса)     │            │

│            │венный труд │            │            │            │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Пятница     │Прогулка    │     1,5    │Занятия в   │    1,5     │

│            │            │            │кружках     │            │

└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

 

Не используется время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 мин. для учащихся 2 - 5 классов и 15 мин. - для более старших.

Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.

Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно - психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для более старших - 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.

Массовые общешкольные вечера, концерты, посещение театров, кино, экскурсии лучше проводить в середине недели (среда, четверг), а также в субботу или воскресенье.

Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводятся до ужина.

2.8.19. Трудовое обучение  и воспитание организуется в  соответствии с содержанием программ  трудового обучения и интересами  воспитанников на базе мастерских  школ - интернатов и детских домов, учебно - производственных мастерских, учебно - производственных комбинатов, а также может включать в себя работы по самообслуживанию. При организации трудового обучения на базе других учреждений и организаций их выбор согласуется с территориальными ЦГСЭН. Сырье и материалы, с которыми будут работать подростки, должны иметь санитарно - эпидемиологическое заключение.

2.8.20. Трудовое обучение  выполняется воспитанниками только  в специальной одежде (халаты, фартуки, косынки).

2.8.21. Перед выполнением  тех или иных работ педагоги  проводят обязательный инструктаж и обучают детей рациональным приемам и безопасным правилам при их выполнении.

2.8.22. Весь инвентарь для  работы в здании и на земельном  участке должен соответствовать  росту и возрастным возможностям  воспитанников (Прилож. 5).

2.8.23. К трудовому обучению в полном объеме привлекаются только здоровые воспитанники. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в труде согласно заключению врача.

2.8.24. При организации  профессиональной подготовки воспитанников  необходимо руководствоваться гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков и "Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 163 от 25.02.00.

2.8.25. При организации  сна воспитанников учитываются  возрастные нормы суточной потребности  в сне: для учащихся 6 - 7 лет - 11 ч, 8 - 9 лет - 11 - 10 ч 30 мин., 10 лет - 10 ч 30 мин. - 10 ч, 11 - 12 лет - 10 - 9 ч, 13 - 14 лет - 9 ч 30 мин. - 9 ч, 15 лет и старше - 9 ч - 8 ч 30 мин.

Для младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья, выздоравливающих после инфекционных заболеваний, быстро утомляющихся, необходимо организовать дневной сон продолжительностью 1,5 - 2 ч.

2.8.26. Для воспитанников  детских домов и школ - интернатов  в режиме дня предусматривается  свободное время.

Для организации рационального режима дня воспитанников школ - интернатов и детских домов рекомендуются следующие примерные варианты (Приложение 6).

2.8.27. В каникулярное время  проводится оздоровление детей: увеличивается время пребывания  на воздухе, организовываются спортивные  соревнования, туристические походы  и т.п. Лечебно - профилактические процедуры следует проводить с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.

 

2.9. Требования к организации  медицинской профессиональной ориентации

2.9.1. Профориентационная  работа проводится медицинскими  работниками, обслуживающими учащихся, совместно с педагогами и психологом в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

2.9.2. Медицинская профессиональная  ориентация проводится врачом - педиатром, обслуживающим учащихся, и включает гигиеническое обучение и воспитание по вопросам выбора профессии и врачебно - профессиональную консультацию.

2.9.3. Врачебно - профессиональная  консультация осуществляется на  основе профилактических осмотров подростков, проводимых в 10, 12, 14 - 15, 16, 17-летнем возрасте.

2.9.4. Заключение о профпригодности  школьника по медицинским показаниям  дается на основании перечней  медицинских противопоказаний к  работе и профессиональному обучению  подростков и заносится в Медицинскую карту ребенка по мере проведения врачебной профессиональной консультации.

2.9.5. По завершении неполного  или полного общего образования  заполняется Медицинская справка - по установленной форме (врачебное  профессионально - консультативное заключение).

2.9.6. Площадь кабинета  профориентации должна быть не  менее 50 кв. м. Кабинет оснащают мебелью  для учащихся и профконсультантов, мебелью и приспособлениями для  хранения предметов учебного  и диагностического оборудования  и документации, приспособлениями для экспонирования информационного материала.

 

2.10. Требования к организации  физического воспитания

2.10.1. Физическое воспитание  в интернатных учреждениях осуществляется  в соответствии с типовыми  программами воспитания и обучения.

2.10.2. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей - специалистов.

По показаниям дети занимаются под наблюдением медицинского персонала учреждения лечебной физкультурой.

2.10.3. Реконвалесценты после  острых заболеваний освобождаются  врачом учреждения от физкультурных  занятий на 5 - 7 дней или занимаются  по щадящей программе (ограничения  в беге, прыжках).

2.10.4. Работа по физическому  воспитанию дошкольников осуществляется педагогом по физическому воспитанию при регулярном контроле со стороны медицинского персонала.

2.10.4.1. Физкультурные занятия  детей 3 - 7 лет проводятся не менее  трех раз в неделю, имеют четкую  организационную структуру и состоят из вводной, основной и заключительной частей.

Общая продолжительность занятия и его структурных частей представлены в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8

ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ЧАСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ 3 - 7 ЛЕТ (В МИНУТАХ)

 

Возрастная 
группа   
(в годах)

Продолжи- 
тельность 
всего     
занятия 

Длительность структурных частей

вводной

основной         

заклю- 
чи-    
тель-  
ной  

общераз- 
вивающие 
упражне- 
ния    

обучение  
основным  
движениям

подвижные 
игры 

3 – 4  

15 - 20

2 - 3

4 - 5

9 - 10

3 - 4 

2 - 3

4 – 5  

20 - 25

3 - 4

5 - 6

11 - 12

3 - 4 

3 - 4

5 - 6  

25 - 30

3 - 4

6 - 7

13 - 15

4   

4 - 5

6 - 7  

30 - 35

3 - 4

7 - 8

14 - 15

4   

4 - 5

Информация о работе Гигиена детей и подростков