Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
Первые записанные анатомические факты обнаружены в литературных источниках рабовладельческих государств Древнего Востока и античных государств Средиземноморья. В этих регионах государственные образования сформировались намного раньше, чем в Восточной Европе, прародине славянских племен, также как и в целом по европейскому континенту.
Первые записанные анатомические факты обнаружены в литературных памятниках Древнего Китая. Там за 3000 лет до н. э. древнекитайским врачом Гванг Ти были написаны книги, содержавшие анатомические сведения и иллюстрации. В этих книгах было много фантастического, вымышленного. Сердце, например, сравнивалось с цветком лотоса и ему приписывались функции пищеварения. Печень считалась обиталищем души, от которой исходят все великие идеи.
В Древней Индии, в старинных индусских книгах - Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека.
Значительное развитие анатомия получила в Древнем Египте. Египтяне признавали влияние могучих сил материальной природы - огня, воды, земли, воздуха - на все проявления жизни. В происхождении жизни, смерти, здоровья, болезни первенствующая роль придавалась воздуху (отсюда происхождение понятия "пневмы"), прохладной воде*. В Древнем Египте широко применялось бальзамирование трупов умерших. Первые мумии появились с начала III тысячелетия до н. э. Египтяне верили, что только в теле могла найти себе приют душа человека после его смерти. Но чтобы тело покойника сохранилось для вечной жизни, надо было его мумифицировать. Трупы умерших, которые раньше просто предавались земле, стали тщательно подготавливать к захоронению искусные мастера-бальзамировщики**.
* (Богоявленский Н. А. Медицина Египта. БМЭ, 2-е изд., т. 17, с. 67.)
** (Петровский Н. С, Белов А. М. Страна Большого Хапи.- Л., 1955, с. 289.)
Геродот описал один из способов мумифицирования. Из тела покойника вынимали внутренности и помещали их в особые каменные сосуды. Труп пропитывали растворами различных солей, смолистыми составами и благовонными маслами. Внутрь тела клали амулеты, испещренные магическими формулами, а также различные смолы. Затем покойника тщательно пеленали в многочисленные льняные бинты и укладывали в один или несколько гробов-саркофагов, вставленных друг в друга*.
* (Там же, с. 289 - 290. )
В процессе
бальзамирования древние
* (Струве В. В. История Древнего Востока, ОГИЗ - Госполит-издат, 1941, с. 234.)
До нашего времени дошло сравнительно много медицинских папирусов. Наиболее ценным для истории анатомии является папирус Эдвина Смита, изданный в 1930 г. В этом документе, относящемся к Среднему царству (2000-1750 гг. до н. э.), излагаются данные по анатомии человека и хирургии. Характеризуя травмы различные хирургические заболевания и способы их лечения, автор описывает органы и ткани, которые претерпевают изменения под влиянием травм и болезней. В папирусе Смита есть одна особенность, на которую указывает видный советский историк академик В. В. Струве: "...предметом гордости египетской науки Среднего царства этот папирус является потому, что в нем нашло отражение одно из величайших открытий, которое когда-либо было сделано человечеством: в папирусе имеется указание на то, что повреждение мозга может повлечь за собой болезненное состояние тела. Таким образом, писцовые школы Египта сделали великое открытие, что не сердце является руководящим центром организма, центром сознания, а мозг"*.
* (Струве В. В. История Древнего Востока, ОГИЗ-Госполит-издат, 1941, с. 234. )
Большой этап в развитии анатомии в древнее время представляли труды античных авторов.
В Древней Греции надо различать два периода в развитии анатомических знаний: доалександрийский (VI - III века до н. э.) и александрийский (III век до н. э.- III век н. э.). В первом периоде зарождается и развивается медицинская наука, вдохновителем которой был Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.), один из выдающихся врачей древнего мира. Его произведения являются сводом достижений древней медицины. Многое из установленного Гиппократом живет и является необходимым для практики и в настоящее время. Он создал основы врачебной этики, которая определяет профессиональные качества личности врача.
Гиппократ обобщил все достижения современной ему анатомии. Он был знаком с одним из первых сочинений по анатомии ("Anatomie" - Диоклесса) и трудами Алкмеона (IV век до н. э.). Намного позднее рассматриваемого периода, уже в средние века, труды Аристотеля, Гиппократа, Галена в списках и извлечениях проникали на Русь, здесь переписывались, комментировались и в таком, часто переработанном виде, поступали для пользования лекарями. Чаще всего они являлись своеобразными учебниками в монастырских школах. Учитывая значение трудов античных авторов для развития научной медицинской мысли, разберем основные положения трудов Гиппократа по вопросам анатомии.
Гиппократу
были известны многие достоверные анатомические
факты, хотя человеческие трупы он не
вскрывал. Поэтому при описании внутренних
органов он использовал данные, полученные
при вскрытиях различных
Туловище, по Гиппократу, делится диафрагмой на два отдела: верхний живот (thorax) и нижний (abdomen). Легкие состоят из пяти частей, которые Гиппократ называет долями. При этом Гиппократ указывает, что легкое имеет "пепельный цвет, усеяно выпуклыми точками и по природе ячеисто, как осиное гнездо"*. Сердце описано в специальном трактате. Рассмотрены желудочки сердца, ушки (предсердия), сердечная сумка, часто содержащая жидкость. Гиппократ, отмечает, что сердце имеет очень сильные мышцы. Ему были известны полулунные клапаны аорты. Артерии и вены часто смешивались.
* (Гиппократ. Избранные книги.- М, Биомедгиз, 1936, с. 173.)
Нервы
часто смешивались с
* (Менье Л. История медицины.- Л.: Госиздат, 1926, с. 30.)
** (Гиппократ. Избранные книги.- М.: Биомедгиз, 1936, с. 189 - 190.)
Необходимо
отметить, что Гиппократ имел исключительный
авторитет, у него было много учеников,
которые очень активно
Этот период характеризуется достижениями ряда выдающихся врачей, из которых в анатомии много сделали Герофил (родился в 317 г. до н. э.) и Эразистрат (родился в 304 г. до н. э.) То, что древнегреческие врачи не проводили вскрытий тела человека, объяснялось строгим запретом по религиозным мотивам. В Александрии была другая обстановка. К вскрытиям относились терпимо, даже с пониманием. Поэтому ученые имели возможность проводить вскрытия с научной и лечебной целью. Так, Герофил, который преподавал анатомию в Музейоне, по свидетельству Тертуллиана, публично вскрыл более 600 трупов. Получая достоверные данные о положении, размерах и строении органов тела человека, Герофил мог правильно их описывать, указывая при этом в основных чертах, и их функции. Много сделано Герофилом в изучении строения сердца и сосудов. Толчок пульсовой волны, по мнению Герофила, сообщается артериям со стороны сердца. Изучая пульс, он установил четыре фазы: систолу, диастолу и два промежуточных интервала*. Герофил изучил глаз, зрительный нерв и сетчатую оболочку, головной мозг, его связь со спинным мозгом. Он описал анатомию печени, поджелудочной железы и гениталий, отделил чувствительные нервы от двигательных. В. Н. Терновский определяет место Герофила Александрийского в истории анатомии как первовестника и пионера научной анатомии. Трудами ученых александрийской школы анатомия вошла в обиход практической медицины как необходимый элемент диагностики и лечения. Вместе с тем труды этих ученых явились основой, на которой были выстроены все медицинские знания Галена.
* (Терновский В. Н. Клавдий Гален и его труды.- В кн.: Клавдий Гален. О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971, с. 5.)
Сердечно-сосудистую систему после Герофила изучал Эразистрат. Этому врачу были известны млечные сосуды брыжейки, отделы головного мозга. Исследования Эразистрата направлены на раскрытие функции органов.
Сочинения александрийских врачей до нас дошли лишь частично, о них сообщалось в книгах Клавдия Галена. Хотя именно Гален благодаря своим крупным трудам, обобщившим всю античную анатомию и медицину в целом, представляется основной фигурой в истории античной анатомии, тем не менее у него есть достойные предшественники, которые сделали анатомию наукой, необходимой практической медицине, а также создали труды, на которых учились последующие поколения врачей, в их числе и К. Гален.
С деятельностью К. Галена, знаменитого римского врача и ученого, связан расцвет анатомии в античное время.
К концу
X века на исконно славянских землях,
где с древнейших времен проходил
процесс формирования и становления
славянских племен, было создано огромное
самостоятельное государство. Его
рождение было результатом длительной
борьбы киевских князей за подчинение
всех славянских племен единому центру.
Это имело прогрессивное
Учитывая необходимость в знаниях по анатомии, лекари старались выяснить для себя то, что уже было известно и имелось в рукописях. Получая практику в монастырских больницах, древние лекари могли пользоваться монастырскими библиотеками, которые обычно находились, учитывая их большую ценность, в кельях церковных чинов - игуменов, митрополитов и т. д.
Развитие хозяйственных и культурных связей Древней Руси с Византией и другими западно-европейскими государствами - Францией, Данией, Англией, Норвегией и др., способствовало обмену информацией о медицинских достижениях, получению книг медицинского содержания, инструментов, лекарств и т. д. При этом получались, переписывались и распространялись сведения по анатомии, физиологии тела человека, общебиологические теории и взгляды. В таких трудах нередко бывали выдержки из античных авторов или конспекты их произведений с комментариями.
Учитывая
практическую важность анатомических
знаний (которые в ту пору были тесно
связаны со знаниями по физиологии),
светские и духовные власти всячески
поддерживали и поощряли медицинские
занятия, способствовали воспитанию лекарей.
Тогда еще не было религиозного фанатизма,
кастовой монополии, которые развились
в позднем средневековье, да и
то больше в странах Западной Европы,
чем на Руси. Надо отметить, что в
русских княжествах, в основном,
разумеется, в монастырях, были благоприятные
условия для развития знаний. Это
объясняется открывшимися возможностями
для некоторой категории людей
профессионально заниматься наукой.
Нередко это были монахи, знавшие
древние языки, на которых тогда
и были написаны основные научные
труды (греческий, латинский). Знание языков
при наличии способностей и склонностей
создавало возможность
Развитие
ремесел, общей культуры и искусства
создало предпосылки для
В чем же конкретно проявлялись труды и достижения по анатомии в Древней Руси?
Анатомические знания продолжали умножаться и развиваться, как необходимая основа для деятельности врача при оказании помощи раненым во время войны. По мнению многих анатомов (В. Н. Тонков, В. Н. Тер-новский, Д. А. Жданов и др.), в глубокой древности анатомия прежде всего была связана с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века