Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Еще в глубокой древности историческая наука возникла как выражение потребности людей, их общественной практики. Жизнь потребовала изучать опыт прошлого, чтобы использовать его для понимания современных событий и для предвидения будущего.
История изучения тела человека отличается своей неповторимостью. Трагические поединки передовых ученых с апологетами невежества, волнующие воображение подвиги первооткрывателей истины предельно насыщают историю анатомии.
Введение………………………………………………………………………………………….4
Раздел первый. История отечественной анатомии от истоков до XVIII века…………………………………………………………………………………………9
Глава I. Первые анатомические знания, их происхождение и закрепление…………………………………………………………………………….11 1. Начало познания мира человеком……………………………………11
2. Родословная анатомии……………………………………………………….13
3. Место анатомии в первобытной медицине……………………..14
Глава II. Состояние и развитие анатомии при рабовладельческом строе……………………………………………………….16
Глава III. История развития анатомии в Древней Руси……..17
1. Древневосточная и античная литература, хранящая первые сведения по анатомии………………………………………………17
2. Из истории научной анатомии в Древней Греции………….21
3. Развитие анатомии в Киевской Руси…………………………………22
Глава IV. История анатомии в эпоху образования и развития русского централизованного государства……………………………27
1. Развитие анатомии в Русском государстве в XV - XVI столетиях………………………………………………………………………………….27
2. Начало развития научной анатомии………………………………..31
3. Развитие анатомии в Русском государстве в конце XVII столетия……………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..………41
Раздел второй. История развития анатомии в России в XVIII веке…………………………………………………………………………………………………….42
Глава V. Социально-экономические преобразования в России в первой четверти XVIII века, их влияние на развитие науки………………………………………………………………………..43
1. Первые этапы развития анатомии в России в XVIII веке.43
2. Прогресс общественного здравоохранения и развитие медицинского образования в России…………………………………….46
3. Организация преподавания анатомии в медицинских школах………………………………………………………………………………………48
4. Первые анатомические учебники…………………………………….51
Глава VI. Основание российской академии наук. Развертывание научных исследований по анатомии………..58
1. Анатомический сектор Академии наук…………………………….58
2. Начало анатомических работ…………………………………………….61
Глава VII. Учреждение университета в Москве. Подъем медицинского образования……………………………………………………71
1. Деятельность С. Г. Зыбелина на медицинском факультете Университета……………………………………………………………………………73
2. Развитие высшего медицинского образования в России к концу XVIII века и совершенствование анатомической подготовки врачей…………………………………………………………………..74
Глава VIII. Расширение научных анатомических исследований во второй половине XVIII века…………………….77
1. Развитие анатомии в трудах учеников М. В. Ломоносова - К. И. Щепина и А. П. Протасова. Создание русской анатомической терминологии……………………………………………….78
2. Основные направления анатомических исследований в России во второй половине XVIII века………………………………….82
3. А. Н. Радищев и влияние его на естествознание…………….93
Заключение………………………………………………………………………………96
Литература……………………………………………………………………………….99
В литературе имеются указания, что еще в древности проводились вскрытия трупов умерших. Н. А. Богоявленский пишет: "...определяющее значение в истории морфологии приобретали преднамеренные и целенаправленные вскрытия, совершавшиеся по определенным правилам, в соответствующих для этого условиях"*. Здесь обращается внимание на трезвое восприятие необходимости рассечения тела с целью научной, познавательной. В Древней Руси не было категорических запрещений вскрытия трупов, и лекари, изучив секционную технику на том уровне, какой она была во второй половине I тысячелетия, могли успешно проводить вскрытия.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.: Медицина, 1970, с. 11.)
С этим вопросом тесно соприкасается проблема бальзамирования тел умерших. Древние славяне, так же как скифы, египтяне и другие народы, занимались бальзамированием умерших. Известно, что эфироносные растения для консервации трупов собирались в Колхети (Грузия). Не случайно в Египте лиц, занимавшихся бальзамированием, называли "колхами"*. Фиксация трупов у славян сопровождалась изъятием полостных органов и заменой их ароматическими травами, смолами, маслами.
* (Саакашвили М., Гелашвили А. История медицины Грузии.- Тбилиси, 1956.)
Разложение
первобытнообщинного строя
Первобытная медицина - стихийное порождение народного опыта начинает оттесняться новыми медицинскими воззрениями и подходами, породившими и новые средства борьбы с болезнями.
С введением на Руси христианства последовало запрещение вскрытий тел умерших. Средства бальзамирования стали применяться лишь на поверхности трупа, без введения их в полости. Н. А. Богоявленский дает описание такого метода бальзамирования. Он пишет, что труп княгини Ольги, ее внука Владимира I и его сыновей Бориса и Глеба изображены на рисунках Радзи-вилловой летописи с плотными шлемами из ткани, подвязанными под подбородком. Все тело от шеи и до стоп туго перевито, как у младенца, длинными узкими и крепкими "лентиями", ход которых отчетливо заметен в силу контрастной их окраски по сравнению с белым саваном. Такое энергичное "вязание" совсем не имело бы практического смысла, если бы им не предусматривалось предотвращения истечения бальзамирующей жидкости из трупа*.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л., 1970, с. 13 - 14.)
Из
изложенного видно, что описанные
способы бальзамирования имеют
много общего с теми способами, которые
применялись и в Древнем
В этот
же период русской истории, когда
после принятия христианства стали
строиться церкви, их стены стали
украшать ликами богов и святых угодников.
На иконах уже изображали портреты
людей, а не абстрактные схемы. Традиции
русской иконографии с ее истоков
были направлены на поиски пропорций
тела человека и его лица для художественного
достоверного их изображения. И с
самого начала русское искусство
в этом преуспело, дав много шедевров.
Исследования художников имели значение
для анатомии в том отношении,
что создавали определенные нормы
и приемы для анализа, сопоставления
и художественного воплощения на
полотне, доске или в скульптуре
тела человека и его лица в определенных
пропорциях. Изучение тела человека для
его художественного
Как отмечает Н. А. Богоявленский, еще в языческом и раннехристианском периоде жители Киева имели обыкновение украшать свои дома различными изображениями "прадедов, дедов и родителей своих"*. В данном случае имеется в виду портретная живопись, которая требовала знаний пропорций и пластической анатомии. Несомненно, древние живописцы имели навыки в применении этих знаний, так же как и могли об этом рассказать и показать, т. е. научить практически приемам и методам изображения тела человека. Все это выражает косвенную сопричастность к анатомии, внимание к ней, стремление к ее изучению.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.: Медицина, 1970, с. 17. )
Историческое
развитие России в период XV - XVII веков
происходило в условиях феодальных
войн, результатом которых стало
укрепление власти великих князей.
К середине XV века начали создаваться
предпосылки для объединения
Руси в единое государство во главе
с Москвой. Объединение русских
земель в одно государство содействовало
развитию производительных сил, в первую
очередь в феодальном хозяйстве,
что создавало более
В этот период, несмотря на господство религиозного мировоззрения, продолжают развиваться реалистические наблюдения над человеком и всей природой. Данный процесс был связан, в частности, с деятельностью лекарей, использующих в практике переводные труды древних авторов, в которых развивались натурфилософские идеи, а также с проникновением на Русь идей и воззрений ученых эпохи Возрождения. К числу переводных трудов относится появившаяся в середине XV века рукопись "Галиново на Иппократа". Эта рукопись является кратким изложением теории медицины, в том виде, в каком она представлялась с позиций античной натурфилософии. В небольшом трактате воспроизведены комментарии Галена на Гиппократовский сборник, в которых выражена позиция Галена в отношении высказываний Гиппократа об общем плане строения тела человека, а также собственные взгляды Галена на анатомию и концепции жизнедеятельности человеческого организма. Рукопись "Галиново на Иппократа" изучалась русскими лекарями и в определенной мере явилась источником общих концепций о строении тела человека и его функциях. Этому способствовало и то обстоятельство, как отмечает Н. А. Богоявленский, что переведенные книги на Руси в этот период не переписывались рабски, а, как и в более раннее время, истолковывались и дополнялись русскими переводчиками, редакторами, мыслителями*.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л., 1970, с. 37.)
Рукопись "Галиново на Иппократа" представляет древнейший перевод с греческого, который имелся еще среди русских книжников Киевской Руси. Переписал трактат в XV веке Кирилл Белозерский (1337 - 1427), основатель крупнейшей монастырской вотчины на севере Русского государства в Белозерском княжестве. Кирилл был одним из выдающихся монастырских "лечцов", с наклонностями к теоретическим обобщениям и рассуждениям в диагностике и в трактовке природы заболеваний. Переписка им трактата "Галиново на Иппократа" подтверждает влечение Кирилла к вопросам теоретического врачевания*.
* (Богоявленский Н. А. Медицина у первоселов русского Севера.- М: Медицина, 1966, с. 101.)
Среди книг этого периода, в которых отражаются в той или иной мере вопросы общего строения тела человека и его органов, кроме "Галиново на Иппократа", можно отметить "Врата" и "Проблемата" Аристотелевы, "Люцидарии", "Вертоград" и др. В середине XVI века появляются рукописные лечебники, в которых также даются различные анатомические сведения. В. Ф. Груздев установил наличие до 250 медицинских рукописей типа лечебников*.
* (Заблудовский П. Е. История отечественной медицины.- М., 1960, с. 36.)
Появление "Врат" и "Проблемата", приписываемых Аристотелю, отражает развитие на Руси еретических учений, имевших прежде всего антифеодальную направленность. Эти учения преследовались церковью, а книги, содержавшие еретические идеи и главную из них - обособление медицины от религии, отвергались, изымались из монастырских библиотек и запрещались к чтению.
"Врата"
сохранились в истории в числе
немногих первых книг, в которых
отражались представления и
* (Богоявленский Н. А. Медицина в Московском государстве. БМЭ, 2-е изд., с. 253.)
Анатомические знания изложены во "Вратах" на уровне античной и арабской медицины - приводятся высказывания Галена, Аристотеля, Ибн Сины. Многое во "Вратах" повторяет то, что есть в "Шестодневах". Н. А. Богоявленский пишет, что издателям "Врат" иногда удавалось выходить на правильную дорогу. Например, утверждалось, что врожденные деформации черепа, или микрокефалии, не остаются без отрицательных последствий для интеллекта их обладателей. Приводилась также "средьняя" (нормальная) форма головы. Авторам "Врат" известен и "мозьг" спинной, который считается не только топографически, но и функционально неотделимым от "мозьга главного"*. Несмотря на запрещение "Врат" Стоглавым собором в 1551 г., эта книга читалась с большим интересом широкой публикой и была значительным событием в жизни общества.
* (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом.- Л.; Медицина, 1970, с. 39.)
Другая аристотелевская книга - "Проблемата" появилась позднее "Врат". Полное название этого сборника "Проблема сиречь гидания или совершения различные от книг великого философа Аристотеля и иных мудрых"*. Основное его содержание составляли анатомо-физиологические сведения. "У современников, - как пишет Н. А. Богоявленский, - было двойственное отношение к "Проблематам" - одни считали его не заслуживающим внимания, другие ставят его в один ряд с учебниками по анатомии"**. Учебником эту книгу, разумеется, считать нельзя. Сильной стороной этих книг являлось прежде всего игнорирование бога как творца природы. Постоянно ставились вопросы о строении человеческого тела, его функциях. Это будило мысль, утверждало веру в свои силы, в возможности познания.
* (Заблудовский П. Е. История отечественной медицины.- М., 1960, с. 37.)
** (Богоявленский Н. А. Отечественная анатомия и физилогия в далеком прошлом.- Л.: Медицина, 1970, с. 41.)
В XVI веке в России усиливается внимание к естествознанию и медицине. Этот процесс в значительной степени был обусловлен укреплением культурных связей с непосредственными соседями на Западе - с Литвой и Польшей, что способствовало проникновению в Россию, а также Украину и в Белоруссию идей возрождения.
Продолжали переводиться литературные источники по различным отраслям медицины, а также своеобразные энциклопедии - вертограды, в которых содержались не только конкретные практические знания, но излагались и общие концепции, прежде всего идеи гуманизма.
Носителями этих передовых течений и воззрений были Георгий Михайлович Дрогобыч (ок. 1450 - 1494), родом из Западной Украины, доктор медицины и фолософии, бывший одно время ректором Болонского университета. Его сочинение "Прогностическое суждение текущего 1483 года" было издано в Риме на латинском языке. В 1488 г. Г. М. Дрогобыч стал профессором медицинского факультета Краковского университета, где преподавал анатомию и хирургию. Франциск Скорина (1486 - 1540)*, белорус, родом из Полоцка, учился в Краковском университете. В 1512 г. в Падуе он получил степень "в лекарских науках доктора".
* (В некоторых произведениях его называют Георгием, что не правильно.)
К числу литературных источников, через которые доходили в Россию веяния западноевропейского Возрождения, надо отнести также люцидарии и апокрифы. Перевод на русский язык "Люцидария", что значит "Просветителя" (от лат.- свет), был сделан псковским наместником Георгием Токмаковым в начале XVI века. Г. Токмаков был высокообразованным и просвещенным человеком. Он состоял в большой дружбе с врачом Николаем Булевым, переводчиком с немецкого на русский первой медицинской энциклопедии "Вертограда" 1534 г. По литературной форме "Люцидарий" почти не отличается от "Проблемата", но написан более доходчиво, понятно. Здесь снова рассуждение, согласно которому человек сотворен от четырех стихий (элементов), а они бесконечны. Поэтому после смерти человека душа его отходит к богу, а тело становится землею, из которой он был создан. Это смелое утверждение приводится в период усиления религиозного влияния на все стороны жизни общества. Все более радикальные мотивы встречаются в апокрифах. Н. А. Богоявленский приводит такой пример: "Почему, спрашивалось в одном апокрифе, некий люди живя честно, бывают маложительны, другие же, зло творящие, скончеваются многолетни?"*. Особенно резкие высказывания в апокрифах были против мистики, веры в чудеса, магии. В этих книгах провозглашалась вечность материи, рассматривался вопрос о четырех стихиях, из которых создан человек, и утверждалась мысль о круговороте веществ. Обсуждалась мысль о единстве организма человека, взаимозависимости и взаимосвязанности всех его частей. Поэтому понятна та злоба и клевета, с которыми относились церковники к сочинениям подобного рода. Эти сочинения способствовали созданию научной анатомии, развитию естественнонаучных представлений, на более высоком уровне, чем на предыдущем этапе. Со всей непримиримостью отвергалась идея церкви о греховности человеческого тела. В этом была огромная заслуга ученых Возрождения. В этот период поэты, ученые воздавали хвалу человеку, его возможностям, совершенству тела, воспевали радость жизни. Идеи и тенденции Возрождения нашли отражение, в частности на Руси, и в живописи. Гений Андрея Рублева расцвел под влиянием животворных начал этой эпохи. Со времени А. Рублева анатомические нормативы стали чаще привлекаться для изображения сцен из жизни, создавались каноны, на основании которых устанавливались соотношения частей тела и органов. Все чаще художники стали делать рисунки с обнаженного тела.
Информация о работе История медицины о развитии анатомии в России 18 века