Контроль и оценка качества работы медицинских сестер в многопрофильном стационаре на примере работы палатной медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» и выделить этапы, важные для контроля ее качества;
2) разработать систему оценки качества работы палатных медицинских сестер в терапевтическом отделении НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово», адаптировав существующие в здравоохранении принципы контроля качества;
3) провести оценку качества работы палатных медицинских сестер отделения на основании разработанных критериев экспертной оценки деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР……………………………………………………..5
1.1 История контроля качества деятельности палатных медицинских сестер…………….......................................................................................5
1.2. Влияние сестринского процесса на контроль качества деятельности палатных медицинских сестер…………………………………………………8
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер..9
1.4. Организация профессионального обучения в целях повышения качества сестринской помощи…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………26
2.1. Характеристика терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»……………………………………..26
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ………29
3.1. Совет по качеству для среднего медицинского персонала…………….29
3.2. Характеристика кадрового состава средних медицинских работников терапевтического отделения ЛПУ………………………………….……….37
3.3. Система оценки качества деятельности палатных медицинских сестер………………. 39
3.4. Практические рекомендации по улучшению качества деятельности палатных медицинских сестер………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..51
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………..53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….…..57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….60

Файлы: 1 файл

«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ».doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)


Министерство здравоохранения  и социального развития РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кемеровская государственная  медицинская академия» 

Росздрава

кафедра «Сестринского дела»

 

    Допущено  к защите:

Зав. кафедрой

сестринского дела

___________   _Е. Н. Гуляева__

« __ « _________ 2010 г.

 

 

Дипломная работа

 

«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»

 

 

Выполнил студент:  группы 06 п 41

Герасимцева Ирина Валентиновна                                        _____________

                                                                                                           

Научный руководитель:  д.м.н., доцент

Гуляева Елизавета Николаевна                                               _____________

                                                                         

 

 

Дипломная работа защищена                              Председатель ГАК 

«____»_________2010    г.                                         _(уч. степень, звание, Ф. И. О.)

                                                                              ______________________

Оценка_______________                                                        (подпись)                                                                                             

 

Кемерово

2010 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР……………………………………………………..5

1.1  История контроля качества деятельности палатных медицинских сестер…………….......................................................................................5

1.2. Влияние сестринского  процесса на контроль качества деятельности палатных медицинских сестер…………………………………………………8

1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер..9

1.4. Организация профессионального  обучения в целях повышения  качества сестринской помощи…………………………………………………………...23

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………26

 2.1. Характеристика терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»……………………………………..26

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ………29

3.1. Совет по качеству для среднего медицинского персонала…………….29

3.2. Характеристика кадрового состава средних медицинских работников терапевтического отделения ЛПУ………………………………….……….37

3.3. Система оценки качества деятельности палатных медицинских сестер……………….                                                                                           39

3.4. Практические рекомендации по улучшению качества деятельности палатных медицинских сестер………………………………………………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..51

ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………..53

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………56

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….…..57

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….60

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования:

  В сентябре 2009 года в НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» в результате реорганизации отделений стационара произошло слияние и концентрация в одном терапевтическом отделении пациентов трех профилей: общетерапевтического, кардиологического и неврологического. Создание такого объединенного отделения потребовало замены стереотипов, сложившихся у медицинских сестер при работе с относительно однородной группой пациентов, обновления спектра знаний и практических навыков при оказании сестринских услуг в расширенном диапазоне. Медицинские сестры, ранее работавшие в разных отделениях, стали работниками одного коллектива. Работа отделения в новых условиях потребовала оценки качества работы всего персонала и в частности деятельности палатных медицинских сестер.

   На сегодняшний день отсутствуют единые стандартизованные подходы к оценке качества работы различных категорий среднего медицинского персонала, не разработаны единые критерии качества. В сложившейся ситуации, когда существует множество подходов к оценке качества медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом, в условиях конкретного лечебно-профилактического учреждения, целесообразно (рационально) проводить оценку качества работы палатных медицинских сестер на основе разработанной системы оценки качества применительно к конкретному отделению, адаптировав имеющиеся технологии и методики. В связи с этим,

     Целью исследования явилась разработка модели оценки качества деятельности палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»

Для выполнения указанной цели были определены следующие задачи:

 

Задачи  исследования:

1) проанализировать деятельность палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» и выделить этапы, важные для контроля ее качества;

2) разработать систему оценки качества работы палатных медицинских сестер в терапевтическом отделении НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово», адаптировав существующие в здравоохранении принципы контроля качества;

3) провести оценку качества работы палатных медицинских сестер отделения на основании разработанных критериев экспертной оценки деятельности;

4) наметить пути дальнейшей оптимизации менеджмента качества в деятельности специалистов сестринского дела НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД».

Объектом исследования явился процесс управления качеством  производственной деятельности сестринского персонала.

Предметом исследования явилась деятельность палатных медицинских  сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД».

Теоретико-методологической основой  исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной медицинской литературе.

Предполагаемая практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что предлагаемые подходы к оценке качества деятельности палатных медицинских сестер могут быть предложены к применению в других ЛПУ.

 Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

1.1. История  контроля качества деятельности  палатных медицинских сестер

В период 1950-1970 годов главной «движущей силой» больниц являлись заведующие отделениями, которые в большинстве своем имели громадный опыт и авторитет, и полностью брали на себя ответственность перед руководством больницы за работу отделений. Они делили свое время между клинической и административной деятельностью, являясь одновременно и «старшими врачами отделений» и их «старшими менеджерами» [11]. В руководимых  ими отделениях был хорошо налажен контроль за лечебно-диагностическим процессом, за деятельностью персонала, за расходом лекарств и т.д. В те времена врачи делали обход своих палат с палатными сестрами; у постели пациента врач и медицинская сестра совместно обсуждали его проблемы; врач учил медицинскую сестру наблюдать за пациентами и симптомами болезни, давал задания относительно необходимых процедур; проверял сестринскую работу. Многие вмешательства осуществлялись в четыре руки,  внутривенная инъекция в те времена была врачебной процедурой. Таким образом, врач и палатная медицинская сестра ежедневно работали в единой бригаде, под внимательным наблюдением заведующего отделением [11]. Помимо этого, медицинские сестры ежедневно подвергались контролю со стороны старшей медицинской сестры, рабочий день которой начинался с наблюдения за передачей смены дежурными сестрами, когда проверялись требования санитарно-эпидемического режима, учет наркотиков, и многое другое. В 1950-е г 20 столетия годы старшая медицинская сестра была «играющим тренером»: если у кого-то не получалось попасть в вену или поставить мочевой катетер, последнее слово было, как правило, за ней [11].Заведующий отделением своими силами получал всю информацию о деятельности медицинских сестер, чтобы принимать решения по организации работы отделения.

В конце XX и начале XXI века внутренняя обстановка в больницах резко изменилась. Заведующие отделениями утратили свой прежний авторитет, часть административных функций была делегирована в общеучрежденческие структуры. Исчезла практика ежедневных отдельных пятиминуток для сестер и врачей. Врачи перестали делать обход вместе с палатными сестрами, снизился уровень взаимодействие между врачами и медицинскими сестрами, ухудшился информационный обмен. В этих условиях для приобретения информации о деятельности той или иной группы персонала, стала создаваться специальная система по сбору информации, в части, касающейся сестринского персонала. Инициаторами указанного процесса явились главные медицинские сестры. Главная медицинская сестра создавала вокруг себя неформальный штаб, состоящий из нескольких активных медицинских сестер, занимающих в ЛПУ самые разные сестринские должности, впоследствии традиционно названный Советом медицинских сестер. Члены штаба по поручению главного врача стали заниматься плановыми и внеплановыми административными обходами отделений. Постепенно был сформированы цели и задачи таких обходов, а также выделились основные направления деятельности медицинских сестер, подлежащие контролю в ходе административных обходов. Каждому направлению соответствовал свой сектор Совета сестер: сектор санитарно-противоэпидемического режима; сектор сестринских технологий; сектор питания; сектор охраны труда [11]. Собранная информация аккумулировалась, подвергалась анализу и оценке, выявленные проблемы обсуждались на Совете сестер, там же определялись пути их решения. Таким образом, появился прообраз первой системы контроля качества сестринских услуг в больнице. Обо всех принимаемых решениях главная медицинская сестра информировала  главного врача для того, чтобы заручиться поддержкой для дальнейшей работы. Работа секторов Совета сестер по контролю планировалась на год вперед. Опыт показал, что такая схема работы имела недостатки, когда исправлению ситуации уделяется явно недостаточное внимание.

Для устранения таких недоработок в больнице был создан учебно-медицинский сектор (УМС) сестринского персонала, который возглавил освобожденный сотрудник из числа медицинских сестер. На УМС были возложены функции по разработке и ведению программ обучения и тестового контроля медицинских сестер; внедрению стандартов сестринских технологий. Для этого в штат УМС была введена еще одна должность - медицинской сестры-методиста по контролю за соблюдением сестринских технологий на рабочих местах сестер. В такой конфигурации система была уравновешена: контроль обязательно завершался новым циклом учебно-методической работы с персоналом. Большим недостатком системы оставалась ее изолированность от врачебного персонала на уровне отделений и от руководителей других служб ЛПУ (заместителей главного врача, по медицинской части,  эпидемиолога, инженера по охране труда и др.), что значительно снижало ее результативность.

Одним из вариантов  организации контроля деятельности медицинских сестер последних десятилетий XX века является система материального стимулирования и распределения ФОТ при коллективных формах организации и оплаты труда времен нового хозяйственного механизма. Здесь сбор информации о деятельности персонала осуществлялся для получения более или менее объективных данных, которые можно взять за основу при распределении заработанных средств между работниками. Для этого была придумана балльная (процентная) система, с помощью которой информация о труде медицинских сестер формализовалась и становилась пригодной для денежных расчетов.

 

1.2. Влияние  сестринского процесса на контроль  качества деятельности палатных  медицинских сестер

В течение последнего десятилетия в сестринской профессии произошли серьезные изменения и новые подходы к практике контроля деятельности среднего медицинского персонала. Это коснулось и палатных медицинских сестер.

В начале XXI века изменения в сестринском деле прошли под флагом внедрения сестринского процесса. При таком изменении  подхода к профессии медицинская сестра получила определенную автономию от деятельности врачей таким образом, что выполнение врачебных назначений осталось лишь частью ее работы. С внедрением сестринского процесса медсестра стала самостоятельно определять проблемы, возникшие у больного (проводить диагностику проблем), намечать план их коррекции и организовать его выполнение. Все это отразилось в изменениях сестринской медицинской документации. Появилась целая прослойка медицинских сестер, подготовленных к выполнению такой работы - это выпускники факультетов высшего сестринского образования и медицинских колледжей, которые по окончании обучения занимают руководящие должности в ЛПУ. Во многих экспериментальных отделениях, где отрабатывается внедрение сестринского процесса, в штатное расписание введена должность медицинских сестер-консультантов по сестринскому процессу. Медсестры-консультанты делают обходы больных вместе с палатными сестрами, совместно проводят диагностику проблем пациента и делают сестринские назначения, а также проверяют выполнение этих назначений [11]. Одновременно медсестры-консультанты обсуждают проблемы пациентов с лечащими врачами, корректируя свои действия с учетом мнения последних. Внедряется практика совместных палатных обходов с заведующим отделением. В результате этого, частично восстанавливается единство врачебно-сестринской бригады – так, как это практиковалось в середине прошлого века. В работе сестер снова появляется практика индивидуальной работы с пациентом под руководством консультантов, которые одновременно учат понимать и разрешать проблемы пациентов и контролируют работу сестер.

Информация о работе Контроль и оценка качества работы медицинских сестер в многопрофильном стационаре на примере работы палатной медицинской сестры