Контроль и оценка качества работы медицинских сестер в многопрофильном стационаре на примере работы палатной медицинской сестры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» и выделить этапы, важные для контроля ее качества;
2) разработать систему оценки качества работы палатных медицинских сестер в терапевтическом отделении НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово», адаптировав существующие в здравоохранении принципы контроля качества;
3) провести оценку качества работы палатных медицинских сестер отделения на основании разработанных критериев экспертной оценки деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР……………………………………………………..5
1.1 История контроля качества деятельности палатных медицинских сестер…………….......................................................................................5
1.2. Влияние сестринского процесса на контроль качества деятельности палатных медицинских сестер…………………………………………………8
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер..9
1.4. Организация профессионального обучения в целях повышения качества сестринской помощи…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………26
2.1. Характеристика терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»……………………………………..26
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ………29
3.1. Совет по качеству для среднего медицинского персонала…………….29
3.2. Характеристика кадрового состава средних медицинских работников терапевтического отделения ЛПУ………………………………….……….37
3.3. Система оценки качества деятельности палатных медицинских сестер………………. 39
3.4. Практические рекомендации по улучшению качества деятельности палатных медицинских сестер………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..51
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………..53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….…..57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….60

Файлы: 1 файл

«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ».doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.2

Экспертная оценка деятельности палатной медицинской сестры

пост № ______________________________________ отделения 

1. Оценка выполнения врачебных  назначений

-

2. Манипуляционная техника

-

3. Готовность к оказанию неотложной  помощи

-

4. Оценка качества ухода

-

5. Санитарно-противоэпидемический  режим

-

6. Фармацевтический порядок

-

7. Оценка удовлетворенности пациента

-

8. Ведение документации

-

Итого:

-

Оценка

-


 

1. Оценка качества  выполнения врачебных назначений 

Оценку качества выполнения врачебных назначений проводят на основании  изучения не менее 10 историй болезни  и 10 наблюдений за выполнением технологии.

По историям болезни  проводят сверку дней выполнения со сроком назначения, отмечая наличие осложнений после сестринских процедур (облом катетера, нагноения, пролежни).

По листам назначений проверяют правильность лечения  таблетированными формами (соответствие раскладки назначениям), правильность и своевременность выполнения назначений инъекций.

Оценку проводят по следующей  шкале:

  • своевременность – 0,1;
  • полнота – 0,1;
  • точность выполнения – 0,1;
  • обоснованные претензии больных – 0,5 за каждый случай.

Подсчет осуществляют по следующей формуле:

 

ОКН = (С + П + Т+ Пр)

                       3,

где ОКН – оценка качества выполнения назначений;

С – своевременность  выполнения;

П – полнота выполнения;

Т – точность выполнения технологии;

Пр – обоснованные претензии пациентов.

2. Манипуляционная техника

Оценку соблюдения технологических  стандартов манипуляционной техники  проводят на основании не менее 10 наблюдений.

Оценку осуществляют по универсальной шкале:

  • нет замечаний, все элементы технологии выполняют в полном объеме – 1,0;
  • технологию в целом соблюдают, имеются отдельные нарушения – 0,75;
  • в технологии имеются отдельные нарушения, существенно влияющие на качество, – 0,5;
  • технологию грубо нарушают, в результате страдает лечебно-диагностический процесс – 0.

3. Готовность к оказанию  неотложной помощи

Наличие наборов для  оказания неотложной помощи согласно стандарту оценивают по шкале:

  • полное оснащение – 1,0;
  • удовлетворительное оснащение – 0,5;
  • неудовлетворительное оснащение – 0.

Теоретическую подготовленность сестринского персонала к оказанию неотложной помощи (по журналу проверки знаний) оценивают по шкале:

  • прошли обучение и сдали зачет:
  • более 80% персонала – 1,0;
  • 60–80% – 0,7;
  • 40–60% – 0,5;
  • менее 40% – 0,2.

4. Оценка качества  ухода за пациентом

Качество ухода за пациентом оценивают на основании не менее 10 наблюдений по следующим показателям.

Гигиеническое содержание:

  • смена постельного и нательного белья (норма: 1 раз в 7 дней; пациентам родильного отделения и находящимся в раннем послеоперационном периоде – ежедневно);
  • помощь в осуществлении гигиенических процедур (умывание, душ, мытье ног, подмывание);
  • полнота и своевременность выполнения процедур лежачим больным;
  • состояние прикроватных тумбочек;
  • помощь в осуществлении физиологических отправлений.
  • Наблюдение:
  • своевременность термометрии;
  • выполнение назначений по обследованию (качество сбора биоматериала, их отправка, качество подготовки пациентов);
  • наблюдение за лежачими больными;
  • состояние повязок;
  • состояние дренажей, подключенных катетеров, трахеостом;
  • наблюдение за пациентами после гемотрансфузии;
  • наблюдение за диурезом по назначению врача;
  • состояние кожных покровов, наличие пролежней;
  • профилактика гипостатических пневмоний.

Организация питания:

  • наличие достаточного количества посуды, ее дезинфекция;
  • культура обслуживания (фартуки у персонала, раскладка блюд, раздача хлеба);
  • хранение передач;
  • кормление лежачих больных.

Оценку качества ухода  за пациентами проводят по шкале:

  • гигиеническое содержание – 0,1;
  • наблюдение – 0,1;
  • организация питания – 0,1;
  • обоснованные претензии пациентов – 0,5 за каждый случай.

Результат рассчитывают по формуле:

КУ = (ГС + П + Н+Пр)

                    3,

где КУ – качество ухода за пациентами;

ГС – гигиеническое содержание;

П – питание;

Н – наблюдение за пациентом;

Пр – претензии  пациентов.

Таблица 1.3

5. Оценка соблюдения  сестринским персоналом санэпидрежима

Соблюдение палатными  медсестрами санэпидрежима оценивают  по шкале 

Оценивают

Количество наблюдений

Оценка

Правильность текущей дезинфекции

3

0,3

Правильность проведения дезинфекции

5

0,2

Подготовка инструмента к работе

10

0,1

Результаты контроля стерильности

1 проба

0,5

Асептика

19

0,1


 

 

Оценку рассчитывают по формуле:

СЭ = (ПД + Д + ПИ+ КС + А)

                               5 ,

где СЭ – оценка соблюдения санэпидрежима;

ПД – оценка правильности приготовления дезинфицирующих  средств;

Д – правильность проведения дезинфекции;

ПИ – выполнение технологии подготовки инструмента к работе;

КС – оценка качества стерилизации (по результатам посевов  с инструментария и материала, выполнение сроков стерильности);

А – оценка выполнения правил асептики и антисептики.

6. Оценка фармацевтического  порядка

Проверку соблюдения фармацевтического порядка осуществляют с целью дать объективное экспертное заключение о выполнении персоналом технологии лекарственного обеспечения отделения, больницы, поликлиники.

Оценку проводят по универсальной  шкале.

Результаты рассчитывают по формуле:

ОФП = (ОДМ + ОХМ + ОНП+ ОСГ + С)

                                     5 ,

где ОФП – оценка фармацевтического порядка;

ОДМ – оценка доставки медикаментов в отделение;

ОХМ – оценка хранения медикаментов в отделении;

ОНП – оценка обеспечения недоступности  наркотических и ядовитых препаратов;  
ОСГ – оценка соблюдения сроков годности;

С – соответствие фактических остатков медикаментов учетной группы книжному.

7. Оценка удовлетворенности  пациентов сестринским уходом

Оценку удовлетворенности  пациентов проводят на основании  анализа не менее 20 анкет для пациента.

Каждую анкету оценивают по формуле:

ОУ = (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6)

                    6,

где ОУ – оценка удовлетворенности  пациента;

1, 2, 3, 4, 5, 6 – баллы по соответствующему  вопросу. 

 

8. Оценка оформления документации

Оформление документации оценивают по универсальной шкале.

Оценку рассчитывают по формуле:

Д = (ИБ + О + В)

               3,

где Д – оформление документации;

ИБ – оценка состояния  историй болезни, включая листы  наблюдения;

О – оценка объема документации согласно перечню;

В – оценка качества ведения  документации.

 

Подведение итогов

Оценку модуля производят по формуле:

СД = (ОКН + МТ + НП + КУ + СЭ + ОФП + ОУ + Д)

                                             8,

где СД – оценка качества сестринской деятельности;

ОКН – оценка качества выполнения назначений;

МТ – оценка манипуляционной  техники;

НП – готовность к  оказанию неотложной помощи;

КУ – оценка качества ухода;

СЭ – оценка сестринского влияния на санэпидрежим;

ОФП – оценка фармацевтического  порядка;

ОУ – оценка удовлетворенности  пациента;

Д – оценка оформления документации.

Окончательные итоги  вносят в оценочную ведомость  по каждому разделу с изложением замечаний по пунктам, где снижена  оценка.

1.4. Организация  профессионального обучения в  целях повышения качества сестринской  помощи.  

Для повышения качества сестринской помощи необходима непрерывная  система повышения квалификации среднего медицинского персонала. Несмотря на высокий уровень специалистов, задействованных в повышении квалификации, уровень “выживаемости” теоретических знаний в период между циклами составляет 52,9–67,5% [25]. Можно сделать вывод, что полученные в центрах повышения квалификации знания необходимо постоянно пополнять непосредственно на рабочих местах.

Так, в детской клинической  больнице г. Ижевска для организации  процесса непрерывного обучения была создана “школа повышения профессионального  мастерства”. Разработанная программа  обучения включает помимо традиционных дисциплин, входящих в программу стандартного цикла повышения квалификации, психологическое образование и совершенствование нравственно-этических и личностных качеств с изучением вопросов психологии управления сестринским делом, психологических характеристик пациентов различных возрастов, функций и средств общения, а также вопросов психопрофилактики.

Целями программы являются:

  • формирование новой модели специалиста сестринского дела;
  • повышение эффективности использования профессиональных знаний и творческого потенциала медицинских сестер;
  • расширение объема учебно-методической и научной деятельности в больнице;
  • адаптация и апробация инновационных методик обучения специалистов со средним медицинским образованием в условиях ЛПУ [8].

Медсестры проходят обучение в рабочее время. Учет посещаемости и успеваемости ведется в журнале. Учебный класс оснащен классной доской, проекционной аппаратурой, расходными медицинскими материалами для практических занятий. Основным способом получения информации остается библиотека при ЛПУ; необходимый материал может быть также растиражирован на ксероксе и выдан на руки учащимся. В настоящее время в “школе повышения профессионального мастерства” обучаются 40 медицинских сестер, в основном старшие медсестры и их резерв, за исключением тех, кто имеет высшее и повышенный уровень среднего специального образования. Результаты промежуточного контроля знаний и умений после завершения отдельных разделов программы позволили сделать вывод о возрастающем интересе учащихся к самостоятельной работе по повышению уровня знаний, в ЛПУ в стадии написания находятся две научно-исследовательские работы. Таким образом, накопленный опыт свидетельствует, что создание на рабочих местах постоянно действующих “школ повышения профессионального мастерства” позволяет приблизиться к мировым стандартам непрерывного обучения сестринского персонала, повысить качество медицинской помощи и удовлетворенность пациентов, а также статус медицинских сестер и их самооценку.

Информация о работе Контроль и оценка качества работы медицинских сестер в многопрофильном стационаре на примере работы палатной медицинской сестры