Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:53, дипломная работа
Задачи исследования:
1) проанализировать деятельность палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» и выделить этапы, важные для контроля ее качества;
2) разработать систему оценки качества работы палатных медицинских сестер в терапевтическом отделении НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово», адаптировав существующие в здравоохранении принципы контроля качества;
3) провести оценку качества работы палатных медицинских сестер отделения на основании разработанных критериев экспертной оценки деятельности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР……………………………………………………..5
1.1 История контроля качества деятельности палатных медицинских сестер…………….......................................................................................5
1.2. Влияние сестринского процесса на контроль качества деятельности палатных медицинских сестер…………………………………………………8
1.3. Пример модели по организации контроля работы медицинских сестер..9
1.4. Организация профессионального обучения в целях повышения качества сестринской помощи…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………26
2.1. Характеристика терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»……………………………………..26
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПАЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ………29
3.1. Совет по качеству для среднего медицинского персонала…………….29
3.2. Характеристика кадрового состава средних медицинских работников терапевтического отделения ЛПУ………………………………….……….37
3.3. Система оценки качества деятельности палатных медицинских сестер………………. 39
3.4. Практические рекомендации по улучшению качества деятельности палатных медицинских сестер………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..51
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………..53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….…..57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….60
г) качество документирования сестринских действий,
а также индикаторы результатов сестринской помощи:
а) наличие осложнений сестринских вмешательств при оказании неотложной помощи;
б) удовлетворенность пациентов, медицинских сестер и врачей качеством оказанной неотложной помощи.
Наличие постоянного обучения и контроля знаний по оказанию неотложной помощи позволит медицинской сестре приобрести стойкие знания и практические навыки по данному разделу работы, иметь четкое представление о действиях, которые она должна выполнить при столкновении на практике с той или иной неотложной ситуацией.
Высказана необходимость активизации работы госпитального эпидемиолога в части проведения мероприятий с палатными медицинскими сестрами (не реже 2 раз в месяц проведение обучения данной категории средних медицинских работников, прием зачетов не реже 1 раза в месяц).
При улучшении мероприятий, связанных с соблюдением санэпид режима в отделении отмечены следующие приоритетные направления:
Профилактика ВБИ;
Профилактика ВИЧ и гепатитов;
Стерилизация и дезинфекция медицинского инструментария и изделий медицинского назначения;
Правила утилизации отходов.
Возникновению и развитию ВБИ в ЛПУ способствуют:
В настоящее время среди различных аспектов профилактики ВБИ одним из существенных является гигиенический. Посредством гигиенических мероприятий можно избежать около: 30-50% внутрибольничных инфекций. Основная задача проводимых санитарно-гигиенических мероприятий состоит в создании наиболее благоприятных условий пребывания пациента в стационаре. Эти мероприятия, с одной стороны, должны способствовать скорейшему выздоровлению пациента, с другой - снижать до минимума влияние различных неблагоприятных воздействий, в том числе опасности инфицирования в условиях стационара.
Во всех стационарах, независимо от профиля, должны выполняться три важнейших требования:
Знания и соблюдение требований санэпидрежима в современных условиях необходимо для обеспечения собственной инфекционной безопасности при работе в отделении, предупреждения профессиональных заболеваний, профилактики ВБИ.
При проведении оценки качества выявлены дефекты при оформлении палатными медицинскими сестрами отделения необходимой медицинской документации (ведение журнала регистрации сестринских манипуляций, оформления листов назначения, журнал передачи смен и др.)
В отделении на рабочих местах палатных медицинских сестер совместно с главной медицинской сестрой ЛПУ и старшей медицинской сестрой отделения пересмотрена вся действующая документации и приведена в соответствие с требованиями ее оформления. Все рабочие места палатных медицинских сестер оснащены необходимой документацией по санэпидрежиму (в том числе инструкций по использованию дезинфектантов), оказанию неотложной помощи, соблюдению фармпорядка. Каждая палатная медицинская сестра ознакомлена со своей должностной инструкцией под роспись, обновлены инструкции по охране труда на рабочем месте, по действиям на случай ЧП. Палатным медицинским сестрам поставлена задача, чтобы они поддерживали содержимое информационных папок, регулярно пополняя их новыми документами и изымая устаревшие.
В НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД» наряду с другими ЛПУ города и области внедрен процесс непрерывного обучения средних медицинских работников: обучение 1 раз в пять лет на сертификационных циклах, обучение на циклах тематического усовершенствования, тематических и проблемных семинарах, посещение научно-практических конференций, «школы профессионального мастерства». Участие в конференциях, проводимых на различных уровнях, конкурсах, смотрах-конкурсах. Палатные медицинские сестры терапевтического отделения принимают активное участие во всех звеньях непрерывного обучения. Таким образом, реализуется один из принципов научной организации труда в здравоохранении - максимальное использование знаний каждого специалиста и стимулирование повышения уровня знаний.
Отдельно была выделена группа мероприятий, способствующих улучшению психологического климата в коллективе:
Соблюдение деонтологии при общении с пациентами, проведение разъяснительной работы о наличие диетического питания в отделении, о наименовании медикаментов согласно формулярного перечня определенного Территориальной программой государственных гарантий, который может быть назначен пациенту при его диагнозе в рамках объемов бесплатной помощи.
С целью объединения коллектива и адаптации работников вновь созданного коллектива друг к другу рекомендовано проведение тренингов, семинаров по вопросам конфликтологии, эффективного общения, формирования корпоративной культуры и солидарности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сестринской деятельности качество медицинской помощи обеспечивается профессионализмом, ее доступностью, результативностью, эффективностью, непрерывностью, безопасностью, удовлетворенностью, коммуникабельностью работника. Качеством структуры сестринской деятельности являются профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должностным требованиям, квалификации. Качество процесса отражает соответствие содержания сестринской деятельности потребностям конкретного пациента, соблюдение принципов позитивной больничной среды, выполнение требований стандартов (протоколов) и алгоритмов выполнения сестринских манипуляций. Качество результативности характеризует конечный результат, достижение целей. Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние.
Объективная необходимость проведения контроля качества работы медицинского персонала (в частности палатных медицинских сестер) вновь образованного путем слияния двух отделений терапевтического отделения ЛПУ и отсутствие единых утвержденных стандартов, протоколов, критериев оценки такого важного раздела деятельности побудил разработать собственную систему оценки качества работы палатных медицинских сестер применительно к отдельному взятому отделению ЛПУ, адаптировав предлагаемые технологии других лечебных учреждений.
Целью работы явилась разработка модели оценки качества деятельности палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД»
В результате дипломного проектирования была разработана система оценки качества деятельности палатной медицинской сестры. Она оказалась удобной в практическом применении инновацией, позволяющей адекватно проводить интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры стационара и оптимизировать ее работу. При этом реализация мероприятий, изложенных в программе по повышению качества способна минимизировать отрицательные результаты, связанные с обеспечением качества сестринской помощи, управлять им.
Проведенная оценка качества деятельности палатной медицинской сестры на основании разработанной экспертной карты позволила выявить позиции, которые обусловили снижение производственных показателей, установлены основные причины, приведшие к снижению качества сестринской помощи в отделении. Анализ причин послужил основой для разработки программы по устранению недостатков и повышению качества деятельности палатных медицинских сестер. Разработанные карты и постоянный мониторинг деятельности палатной медицинской сестры позволят систематизировать работу палатных сестер, найти сильные и слабые стороны в их деятельности, эффективно контролируя трудовой процесс и повышая его результативность.
ВЫВОДЫ:
1. Деятельность палатных медицинских
сестер в НУЗ «Отделенческая больница
на ст. Кемерово» в настоящее время расширена
и усложнена вследствие изменения структуры
организации терапевтического стационара
больницы. Этапами, критически важными
для контроля ее качества, являются: степень
теоретической и практической подготовки,
адекватность ухода за пациентами, выполнение
санитарно-
2. Разработанная система оценки качества деятельности палатной медицинской сестры является удобной в практическом применении инновацией, позволяющей адекватно проводить интегральную оценку качества деятельности каждой медицинской сестры стационара и оптимизировать ее работу. При этом реализация мероприятий, изложенных в программе по повышению качества способна минимизировать отрицательные результаты, связанные с обеспечением качества сестринской помощи и управлять им.
3. Проведенная оценка качества работы 12–ти палатных медицинских сестер отделения на основании разработанных критериев экспертной оценки деятельности позволила выявить ряд позиций, которые обусловили снижение производственных показателей:
- теоретическая подготовка к оказанию неотложной помощи;
- правила текущей и
заключительной дезинфекции,
- качество ведения документации;
- общение с пациентами, проведение разъяснительной работы.
4. Выявлены основные причины, повлекшие снижение уровня качества деятельности палатных медицинских сестер:
1 Блок. Причины снижения качества, обусловленные слиянием отделений и концентрацией во вновь созданном отделении пациентов различных профилей.
2. Блок. Причины снижения качества, связанные с отсутствием в штатном расписании отделения процедурной медицинской сестры.
5. Направлением оптимизации существующего менеджмента качества является разработанная «Программа по устранению недостатков, выявленных при проведении оценки качества деятельности палатных медицинских сестер терапевтического отделения НУЗ «Отделенческая больница на ст. Кемерово» ОАО «РЖД», которой предусмотрена организация процедурного кабинета с выделением должности процедурной медицинской сестры.
Дальнейшим направлением менеджмента качества может являться решение организационных вопросов о, организации процедурного кабинета.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Предложенная система критериев оценки качества проста в использовании, является финансово не затратной, эффективной и рекомендуется для использования в многопрофильных стационарах Кемеровской области.
2. Для работы в указанной системе контроля качества рекомендуется пользоваться предложенными документальным обеспечением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева И. Л. Состояние
сестринского дела в
2.Базаров Т.Ю. Управление
3.Гаджиев Р.С. Садраддинова Н.О. Качество и эффективность труда медицинских сестер городских поликлиник [текст] - /Р. С. Гаджиев Н. О. Садраддинова //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины № 1, 2005
4.Двойников С. И. Менеджмент в сестринском деле [Текст]: /С. И. Двойников Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 511 с.
5.Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: учебник: в 2 т. [Текст]: / Е.Н. Зарецкая. – Москва Дело, 2002. – Т. 1. – 686 с. Т. 2. – 720с.
6.Качество медицинской помощи: Глоссарий. [Текст]: /Копенгаген: ВОЗ, 1999.– 61с.
7.Колосовская Е. Н.
8.Контроль качества
9.Кучеренко В. З. Роль
10.Лисанов А. А. Управление качеством сестринской помощи, оказываемой медсестрами [текст] -/А. А. Лисанов //Сестринское дело. № 2, 1998