Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:13, лекция
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.
Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу.
Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать его грудную клетку, так как кости ребенка еще очень мягкие и их очень легко можно сломать.
Массаж рук
|
Рисунок 265. |
И. п. — лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту.
Движение рук должно проводиться от кисти к плечу.
Для начала процедуры взять в
руку ладонь ребенка, вложить в нее
большой палец и, придерживая, осторожно
сжать ее в кулачок. Другой рукой
нужно мягкими и плавными движениями
поглаживать попеременно
Встряхивание рук
|
Рисунок 266. |
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.
Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть (рис. 266).
Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.
Массаж спины
|
Рисунок 267. |
И. п. — лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.
Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.
Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти (рис. 267), а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.
|
Рисунок 268. |
Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги (рис. 268). Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.
Разгибание позвоночника
И. п. — лежа на боку.
Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день.
Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.
Выкладывание на живот
И. п. — лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе.
Для выполнения процедуры нужно
положить ребенка на живот так, чтобы
голова была приподнята вверх. При этом
его ноги должны быть разведены в
стороны, а руки — опираться на
предплечья. Упражнение следует проводить
в течение 8 секунд. Если у ребенка
нет никаких серьезных
Массаж живота
И. п. — лежа на спине.
Данную процедуру следует
Для проведения процедуры необходимо
поглаживать живот ребенка
|
Рисунок 269. |
После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а
ладонь правой руки — в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз (рис. 269).
|
Рисунок 270. |
По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка (рис. 270). Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.
Упражнение, укрепляющее мышцы живота
При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота.
Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить (рис. 271).
|
Рисунок 271. |
Рефлекторное ползание
И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.
Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.
Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились (рис. 272).
|
Рисунок 272. |
Не выпуская ног ребенка, нужно
подвести ладони под тыльную сторону
ступней так, чтобы большими пальцами
можно было провести одновременно по
обеим пяткам (рис. 273). Во время процедуры
ребенок должен пытаться разгибать
ноги и делать попытки ползти вперед.
В процессе выполнения упражнения не
следует выпускать ножки
Массаж груди
И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.
|
Рисунок 273. |
Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая — по часовой (рис. 274). Движение каждой руки повторить 5 раз.
Следующий этап процедуры — вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони
на грудь ребенка таким
|
Рисунок 274. |
клетки, а остальные четыре — в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.
Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”
И. п. — на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к
животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди (рис. 275).
|
Рисунок 275. |
Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день.
При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МАССАЖ ДЕТЕЙ 3-4 МЕСЯЦЕВ
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных
упражнений является вибрация, или
встряхивание. Кроме того, в комплекс
процедур следует ввести новый массажный
прием — растирание, основанное
на массировании поверхности тела подушечками
согнутых пальцев. Начинать и заканчивать
процедуру массажа следует
Постепенно приемы массажа должны
становиться все более
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура выполняется
методами поглаживания и кольцевого
растирания. Ее следует начинать легким
поглаживанием по направлению от
пятки к бедру (не более 4-х движений).
После этого следует перейти
к кольцевому растиранию ног. Вся
процедура заканчивается
Кольцевое растирание ног
Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается.
После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.
Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.
Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.