Массаж для малыша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:13, лекция

Описание работы

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.

Файлы: 1 файл

Массаж для малыша.docx

— 766.84 Кб (Скачать файл)

Придать йравильное положение ребенку в кроватке можно при помощи специальных укладок: резинового кольца, обернутого тканью (подкладывается под затылок), а также мягких мешочков с песком (помещаются на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи над надплечьем). При этом нужно иметь в виду, что если ребенок часто срыгивает, использование укладок исключается.

Держать малыша на руках следует  или на пораженном заболеванием боку спиной к себе, при этом головку  поддерживать рукой, приподнимая в  здоровую сторону. Или взять на руки, повернуть спиной к себе, своей  щекой направить головку малыша в больную сторону и слегка наклонить в здоровую. Еще один способ: прижать ребенка грудью к  себе, при этом плечи малыша должны находиться на одном уровне с плечами  взрослого; повернуть голову малыша в больную сторону, фиксируя это  положение своей щекой.

Лечебный массаж и гимнастика. Выкладывание и повороты со спины на живот производятся, как правило, на здоровом боку, но выполнять их можно и на стороне кривошеи.

Грудная клетка. Расслабляющие приемы (поглаживание, растирание) проводятся на больной стороне сначала в  верхней части груди, а затем  в нижней.

Грудино-ключично-сосцевидная мышца. Голова ребенка во время массажа должна быть наклонена в сторону кривошеи. На пораженной мышце можно применять только расслабляющие приемы: нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы), растирание (делается мягко, подушечкой одного пальца), вибрацию (по ходу мышцы).

Спина. Поглаживание, растирание на здоровой стороне. На больной стороне производится поглаживание, вибрация, нежное растяжение по надплечьям и растирание, пощипывание, пунктирование, поколачивание в области лопатки.

Примерный комплекс массажа и гимнастики (возраст  ребенка от 2 до 3 месяцев)

Выполнять в течение дня 3-4 раза по 5-10 мин.

1. И. п. — лежа на спине.  Общее поглаживание рук и ног.  Массаж груди. Поглаживающий и  вибрационный массаж мышц шеи  со стороны кривошеи, Массаж мышц  щек на здоровой стороне: поглаживание, растирание, разминание., Кор-

ригирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок. Поглаживающий массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон. Выкладывание на живот.

2. И. п. — лежа на животе. Общий поглаживающий массаж спины.  Рефлекторное ползание. Поглаживающий  массаж спины и шеи. Рефлекторное  разгибание спины в положении  на правом и левом боку.

3. И. п. — лежа на спине.  Поглаживающий массаж живота. Повторить  приемы специального массажа  шеи. Поглаживающий массаж и  рефлекторные упражнения для  стоп.

4. В заключение комплекса проводится  поглаживающий массаж рук и  ног.

v

ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА

Пупочная грыжа — это следствие  дефекта передней брюшной стенки, вызванного слабостью пупочного  кольца. По статистике пупочная грыжа  часто встречается у детей  грудного возраста, особенно недоношенных. Она может возникнуть в результате сильного кашля, запоров, продолжительного плача. Такие заболевания, как рахит, гипотрофия, снижающие тонус мышц, также создают благоприятные  условия для образования пупочной грыжи. Внешне пупочная грыжа проявляется  округлым или овальным выпячиванием в области пупочного кольца, которое  легко вправляется в брюшную  полость. Часто наряду с грыжей наблюдается  расхождение прямых мышц живота из-за слабости мышц передней брюшной стенки.

В дальнейшем, при правильном развитии ребенка, нормализации деятельности кишечника, достаточной двигательной активности, может наступить самоизлечение  пупочной грыжи. Тем не менее, чрезвычайно  полезно выполнять специальные  упражнения, способствующие укреплению мышц передней брюшной стенки, и  делать тонизирующий массаж живота.

Методика проведения массажа  и лечебной гимнастики

С первых дней жизни следует выкладывать  ребенка на живот на несколько  минут перед каждым кормлением. В  этом положении он поднимает голову, активно двигает руками и ногами, напрягает мышцы спины и живота.

Лечебный массаж можно начинать с 2-3 недель жизни после заживления пупочной ранки. Проводить его следует  в сочетании с общим массажем. Все упражнения лечебной гимнастики должны выполняться только после  вправления грыжи и закрепления  ее повязкой (лейкопластырем). Если вправить грыжу не удается, то во время процедуры  одной рукой ее необходимо утопить, прижав пальцами, а другой рукой  выполнять массажные движения.

Приемы массажа при пупочной грыже: круговое поглаживание живота по часовой стрелке; встречное поглаживание; поглаживание косых мышц; растирание

живота (делается с месячного возраста); пощипывание вокруг пупка. Все приемы массажа, направленные на повышение  тонуса мышц брюшной стенки, должны чередоваться с успокаивающим круговым поглаживанием. Для детей в возрасте 4-5 месяцев рекомендуются “парение”  на спине; присаживание с поддержкой за выпрямленные и отведенные в стороны руки; присаживание с поддержкой за согнутые руки; самостоятельные повороты со спины на живот. Детям постарше рекомендуются присаживание с поддержкой за кольца, за одну руку, без поддержки; напряженное выгибание позвоночника; поднимание выпрямленных ног; наклоны и выпрямление туловища; упражнение “возьми игрушку со стула”.

По рекомендации врача можно  проводить точечный массаж: подушечками  выпрямленных пальцев быстро и отрывисто  надавливать на точки вокруг пупка, что вызывает напряжение мышц и вправление грыжи.

Примерный комплекс лечебного  массажа и гимнастики при пупочной грыже для детей в возрасте до 4 месяцев

Вначале следует произвести рефлекторное удержание тела ребенка (горизонтально) в положении лежа на боку. Выполняться  упражнение должно по несколько секунд на правом и левом боку поочередно.

Затем нужно повернуть ребенка  из полувертикального положения  в горизонтальное. Упражнение следует выполнять на коленях взрослого или на столе, предварительно подготовленном к массажу (см. гл. “Гигиенические требования”). При этом отклоняя туловище ребенка назад, нужно следить, чтобы голова малыша не запрокидывалась.

Далее следует выполнить рефлекторное удержание тела ребенка на весу (горизонтально) в положении на спине — “поза  пловца”.

Потом осуществить повороты малыша со спины на живот с помощью  взрослого.

Далее рефлекторное ползание на животе.

В заключение выкладывание на мяч  в положении на спине.

ПЛОСКОСТОПИЕ

Деформация стопы, выражающаяся в  выпрямлении продольного свода  и фиксировании ее в отведенном положении, называется плоскостопием (рис. 305 а, б).

Рисунок 305. Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.


Для определения плоскостопия необходимо иметь ясное представление о  строении стоны (рис. 306).

Стопа состоит из большого количества костей, которые образуют два свода: переднезадний и боковой. Переднезадний (продольный) свод стопы, стягиваемый  сухожилиями и мышцами, приподнимающими  внутреннюю сторону стопы, выполняет  преимущественно “рессорную” функцию, уменьшая сотрясение тела во время передвижения и придает походке уверенность и мягкость. Боковой свод (на рисунке он заштрихован) поднимается вверх и внутрь. Он выполняет преимущественно опорную функцию, что в сочетании с функцией переднезаднего свода обусловливает полноценность работы всей стопы.

Рисунок 306.





Стопа удерживается в определенном положении благодаря мышцам, расположенным  на тыльной и подошвенной поверхности, и связкам. Мышцы тыла стопы значительно  слабее, чем мышцы подошвы, которые  принимают участие в удержании  сводов стопы и в значительной степени обеспечивают ее рессорные  свойства. Нормальная высота свода  стопы поддерживается как активно, так и пассивно. Кости и связки оказывают сопротивление движению того или иного сустава стопы  за пределы допустимой амплитуды  и тем самым являются пассивной  силой, поддерживающей физиологическое  положение стопы. Главная роль в  сохранении положения стопы и  ее функции принадлежит мышцам. Сокращаясь и удлиняясь, они изменяют форму  стопы.

У ребенка стопа более короткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа  плоская, свод ее опущен, поэтому при  ходьбе ребенок быстро утомляется. При нормальном развитии со временем стопа приобретает правильную форму. Но иногда в результате ослабления мышц, вызванном параличом, парезом, травмами, перенесенными тяжелыми заболеваниями, или значительного увеличения нагрузки на мышцы и связки нижних конечностей  дуги стоп уплощаются. У здорового  человека при нагрузке на стопу внутренняя дуга слегка распрямляется, но с прекращением давления кривизна ее быстро приходит в норму. При плоскостопии же первоначальная кривизна внутренней дуги полностью  не восстанавливается.

Особенно часто плоскостопие встречается  у детей, в результате чего резко  понижается опорная функция ног  и нарушается положение таза и  позвоночника. Это, в свою очередь, ведет  к дефектам осанки, может вызвать  деформацию позвоночника и ослабить деятельность всего опорно-двигательного  аппарата.

Плоскостопие может быть врожденным или приобретенным. Признаками врожденного  плоскостопия являются плоская подошва, несколько повернутая кнаружи стопа. Такой ребенок неправильно стоит, а при ходьбе быстро устает.

Плоскостопие может быть:

— паралитическое, развивающееся в результате паралича или пареза мышц голени, стопы (детский церебральный паралич, полиомиелит и др.);

— травматическое как последствие  травмы костей или мышц стопы;

— статическое, наблюдающееся при  ожирении, слабости мышц нижних конечностей, нарушении кровоснабжения нижних конечностей  вследствие малокровия или других причин, ношении широкой или, наоборот, узкой  обуви, хронических заболеваниях, ослабляющих  организм, частой головной боли (отсюда быстрая утомляемость и ухудшение  успеваемости в школе).

Проявляется плоскостопие по-разному: одни его даже не замечают, другие жалуются на боль в стопе, голени, голеностопных, коленных суставах. Но не всегда сильная  боль соответствует тяжелой форме  заболевания.

Физическая культура и спорт  в сочетании с воздействием естественных факторов (солнца, воздуха, воды) являются простыми, доступными и надежными  средствами профилактики и лечения  плоскостопия. Кроме того, большое  значение придается обуви: при отсутствии заболевания она всегда должна соответствовать  размеру стопы, а при его наличии  иметь супинатор — стельку  специальной формы.

В профилактических целях можно  научить ребенка разным играм  с элементами коррекции, которые  в интересной форме позволят закрепить  у ребенка навык правильной осанки. Предлагаем два варианта таких игр:

Пятнашки с висом. Дети разбегаются. Водящий бегает за ними, старясь  запятнать кого-нибудь. Пятнать нельзя того, кто присядет на носках, выпрямит спину, согнет руки в локтях, сожмет пальцы, вытянув указательные пальцы кверху.

Пятнашки с потягиванием. Дети разбегаются. “Спастись” от водящего можно, став на носки и подняв руки вверх. Тот, кого запятнают, становится водящим.

ВРОЖДЕННАЯ КОСОЛАПОСТЬ

Врожденная косолапость — это  контрактура суставов стопы, в результате которой нарушается взаимоотношение  костей, происходят грубые изменения  в мышцах. Основными признаками косолапости  считаются супинация стопы —  поворот подошвы кнутри с подниманием внутреннего края стопы и опусканием наружного, приведение стопы в переднем отделе, подошвенное ее сгибание, значительное ограничение подвижности в голеностопном суставе. Косолапость чаще всего бывает двухсторонней. По статистике этот дефект чаще всего наблюдается у мальчиков.

Когда ребенок начинает ходить, опираясь на поврежденную стопу, деформация ее усиливается, нарушается форма и  функция всей ноги. От этого ухудшаются

осанка и походка. Только в раннем возрасте, когда мышцы и связки ребенка податливы и эластичны, наиболее высока вероятность приведения стопы в правильное положение. С  этой целью применяется целый  комплекс мероприятий, который включает в себя помимо ортопедического лечения  массаж и лечебную гимнастику.

Методика проведения массажа и лечебной гимнастики при  врожденной косолапости

1. Специальный массаж и коррегирующие упражнения должны выполняться на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, соответствующих возрасту и развитию ребенка. Например, для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, в которых отмечается повышенный тонус, нужно применять поглаживание, потряхивание мышц, растяжение с вибрацией. А для укрепления растянутых и ослабленных передней и наружной групп мышц голени следует использовать более энергичные приемы: растирание, разминание, поколачивание.

2. Все упражнения должны проводиться  в сочетании с массажем, выполняться  без нажима так, чтобы ребенок  не чувствовал боли. Хороший эффект  дает проведение специальных  лечебных упражнений после тепловых  процедур.

3. В комплекс массажа и гимнастики  должны входить следующие приемы:

— вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси), которые следует  проводить очень осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы;

— для устранения приведения переднего  отдела стопы следует одной рукой  зафиксировать стопу ребенка  в области голеностопного сустава, а другой рукой мягко произвести выпрямляющие движения, постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи;

Информация о работе Массаж для малыша