Массаж для малыша

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:13, лекция

Описание работы

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.

Файлы: 1 файл

Массаж для малыша.docx

— 766.84 Кб (Скачать файл)

3. И. п. — лежит на спине.  Следует произвести повороты  ребенка на бок (поочередно  на правый и левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок  лежит на животе. Нужно произвести  поглаживание от головы к ягодицам  — ладонью, от ягодиц к голове  — тыльной стороной кистей  рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины

Рисунок 315.





1. И. п. — ребенок лежит  грудью на ладони массирующего. Отступая на 1 см от 
позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев произведите движения в направле нии от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище должно изогнуться в форме дуги, от крытой кверху (рис. 315).

Пассивные упражнения

1. Произвести выкладывание ребенка  на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. И. п.  — малыш на спине. Нужно  произвести поглаживание пальцами  по межреберным промежуткам по  направлению от середины грудной  клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно  положить ребенка животом на  мяч и медленно покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка  в возрасте 3—4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3-5 раз.

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Следует произвести  поглаживание рук: большой палец  нужно вложить в кисть ребенка,  слегка придерживая ее остальными  пальцами, а свободной рукой погладить  внутреннюю поверхность предплечья  и наружную поверхность плеча  в направлении от кисти к  плечу.

2. И. п. — то же. Нужно произвести  кольцевое растирание: следует вложить  большой палец в ладонь ребенка,  остальными — придерживать его  кисть. Большим и указательным  пальцами другой руки обхватить  руку ребенка и, делая растирающие  движения, продвигаться от кисти  к плечу по внутренней поверхности  предплечья и наружной поверхности  плеча.

3. Закончить поглаживанием.

Дыхательное упражнение

И. п. — то же. Нужно медленно отвести  руки ребенка в стороны, затем  прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Развитие хватательной  функции руки. Необходимо вложить  в ладонь ребенка игрушку (кольцо  и др.) и, обхватывая и слегка  зажимая кисть и пальцы ребенка  своей рукой, побуждать его  захватить игрушку. Затем слегка  потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Следует произвести  поглаживание тыльной поверхности  стоп ребенка. Во время поглаживания  одной рукой нужно поддерживать  ногу малыша за пятку.

2. И. п. — то же. Нужно указательным  и средним пальцами одной руки  захватить ступню ребенка, а  большим пальцем другой нажать  на подошву у основания пальцев.

3. И. п. — то же. Большим  и указательным пальцами обеих  рук следует обхватить голень  ребенка в нижней ее части.  Потом необходимо сделать энергичные  расходящиеся кольцевые растирания  наружной поверхности голени  и, в три-четыре оборота дойти  до колена.

4. И. п. — то же. Затем нужно  произвести растирание наружных  мышц бедра.

5. И. п. — то же. Произвести  поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Указательным и средним  пальцами одной руки нужно  захватить ступню ребенка, а  большим пальцем другой нажать  на подошву у основания пальцев.  Затем штриховым движением большого  пальца провести по внутреннему  краю стопы ребенка к пятке  и по наружному краю к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная “ходьба” по  направлению от себя.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Необходимо произвести  поглаживание живота (круговое, встречное,  по косым мышцам живота).

2. И. п. — то же. Следует  произвести легкое растирание  подушечками пальцев живота в  круговом направлении (вокруг  пупка), по прямым мышцам живота.

3. И. п. — то же. Произвести  пощипывание вокруг пупка. Завершить  поглаживанием.

4. И. п. — то же. Необходимо  осуществить поворот со спины  на живот: обхватить левой рукой  снизу голени ребенка, указательный  палец правой вложить в правую  ладонь малыша, остальными пальцами  правой руки охватить его кисть.  Затем, слегка выпрямив ноги  ребенка, повернуть его таз  вправо. Вслед за этим ребенок  должен провернуть голову и  плечевой пояс — и вот он  уже на животе.

5. И. п. — ребенок лежит  на животе. Произвести поглаживание  спины и ягодиц малыша, затем  растирание подушечками пальцев,  которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения

1. “Ползание”. И. п. — ребенок  в положении на животе. Следует  приподнять туловище ребенка  на 5—10 см, при этом полусогнутые  ноги ребенка должны отталкиваться  от ладони взрослого.

2. И. п. — ребенок в положении  на спине. Полусогнутыми ногами  ребенок должен отталкиваться  от ладони взрослого (рис. 316).

3. Следует произвести отклонение  головы малыша назад в положении  лежа на животе на весу (рис. 317).

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит  на спине. Необходимо произвести  поглаживание и ритмичные надавливания  на боковые поверхности грудной  клетки.

Рисунок 316.


Рисунок 317.


2. И. п. — ребенок на руках  у взрослого лицом к нему. Произвести  выкладыва-ние на мяч (на живот и на спину) и покачивание в различных направлениях.

V комплекс упражнений  для ребенка в возрасте 4-5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4-5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение

Скрещивание рук на груди. И. п. —  ребенок лежит на спине. Нужно  вложить большие пальцы в ладони ребенка, остальными придерживать его  кисти. Отвести ручки в стороны  — вдох, затем скрестить их на груди — выдох.

Пассивные упражнения

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое  растирание, разминание. Нужно положить  ногу ребенка между своими  ладонями так, чтобы одна рука  легла на наружную поверхность  голени, а другая — на заднюю. Затем одновременно двумя руками  следует произвести энергичное  щипцеобразное разминание, продвигаясь  по направлению к бедру. Движения  при этом нужно выполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание  ног. И. п. — ребенок лежит  на спине. Следует обхватить  ноги ребенка в нижней части  голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Произвести повороты малыша  со спины на живот в обе  стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных  мышц спины (с обеих сторон  позвоночника). Захватив “щипцами”  мышцы и делая одновременно  круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы  к шее. Разминание ягодиц лучше  делать одной рукой, другую  положить на область таза. Затем  нужно произвести поколачивание  или пощипывание ягодиц и закончить  поглаживанием.

5. “Парение” на животе. И. п.  — ребенок лежит на животе. Следует подвести одну ладонь  под живот ребенка, другой удерживать  ноги в области голеней, сложив  при этом пальцы по типу  “вилочки”. Затем поднять малыша  над столом в горизонтальном  положении. Тело ребенка должно  образовывать дугу, открытую кверху (рис. 318).

6. Массаж живота. Следует произвести  все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

Рисунок 318.





7. “Парение” на спине. И. п.  — ребенок лежит на спине.  Нужно подвести одну ладонь  под спину ребенка, ноги удерживать  в области голеней “вилочкой”. Затем поднять ребенка над  столом, удерживая горизонтальное  положение, при этом его голова  должна отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения

1. Хватание игрушки из положения  на животе и на спине одной  и двумя руками.

2. Упражнения на сопротивление: 

а) отталкивание от руки взрослого,

Рисунок 319.





б) отталкивание от мяча (рис. 319).

Пассивно-рефлекторные упражнения

И. п. — ребенок лежит на спине. Взрослый должен обхватить голени ребенка  спереди, согнуть его ноги в коленях  и прижать ступни к поверхности  стола. Нужно попеременно сгибать  и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

2. Подтанцовывание (рис. 320).

Рисунок 320.





3. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное  надавливание на боковые поверхности  грудной клетки.

4. “Бокс” — сгибание и разгибание  рук. Нужно вложить в ладошки  ребенка свои большие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки.  Остальными пальцами придерживать  его кисти. Затем нужно попеременно  сгибать и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение

Покачивание на мяче. В положении  на животе с самостоятельным отталкиванием  стопами от поверхности стола; в  положении на спине, в различных  направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений  для ребенка в возрасте 5—6  месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение

Комплекс следует начать с массажа  рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение

Нужно произвести скрещивание рук  на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. Следует произвести массаж  ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обхватить руками ноги ребенка  за нижние части голеней. Мизинцы  рук должны лежать на пятке.  Теперь должно следовать сгибание  и разгибание ног.

3. Затем нужно осуществить попеременное  сгибание и разгибание ног,  обхватив их так, как и в  предыдущем упражнении. Ноги сгибаются  поочередно, медленно, мягко, можно  в сочетании с вибрацией.

4. Далее следует произвести поворот  со спины на живот.

5. И. п. — лежа на животе. Положить недалеко от ребенка  яркую игрушку. При этом он  должен приподняться на ручки  и стараться рассмотреть игрушку.  Затем он должен взять игрушку.  Упражнение нужно сделать 1 раз.

6. Нужно выполнить массаж спины  и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

Рисунок 321.





7. Потом из положения лежа  поднять ребенка под мышки,  поставить его на колени. Затем,  поддерживая ребенка, его надо  немного наклонить к плоскости  стола и скользящим движением  слегка “протащить” его. Продолжая  это движение, несколько приподнять  его (рис. 321). Ребенок должен самостоятельно  встать вначале на одно, затем  на второе колено, выпрямиться,  встать на стопы (рис. 322). После  этого надо повернуть его лицом  к себе, улыбнуться, похвалить. 

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание,

Рисунок 322.





9. И. п. — положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами “сядь” и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание  на грудную клетку.

11. “Бокс”.

12. “Парение” на спине (упражнение  нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений  для ребенка в возрасте 6—9  месяцев

Каждое упражнение повторить 4-6 раз.

Дыхательное упражнение

Начать комплекс нужно со скрещивания  рук.

Пассивно-рефлекторные упражнения

1. “Бокс” с кольцами. В ладони  ребенка нужно вложить кольца  или удобные для захвата игрушки  (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот  со спины на живот поочередно  вправо и влево. Для этого  правой рукой нужно обхватить  нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку.  После того, как ребенок сосредоточил  свое внимание на ней, положить  слева или справа на расстоянии  его вытянутых рук. Потом, зафиксировав  на ней взгляд ребенка, предложить  достать игрушку со словами:  “достань игрушку”, “возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения

1. Ребенок должен выполнить повороты  без помощи или с незначительной  помощью взрослого. Движения должны  быть поочередными: вправо на  бок, потом на живот и влево.  Взрослый при этом должен побуждать  малыша словами: “достань игрушку”, “повернись на живот”.

Информация о работе Массаж для малыша