Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:13, лекция
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.
Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание.
1,5-2 месяца — массаж должен
сочетаться с гимнастикой,
3-4 месяца — заставлять малыша
поворачиваться на бок:
4-5 месяцев — приучать малыша
сознательно тянуться к
5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.
7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.
9-10 месяцев — вставание к барьеру.
11 месяцев — переступание вдоль барьера.
12-13 месяцев — обучение
Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.
На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.
Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.
Требования к проведению массажа и гимнастики
Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время.
Весь комплекс физических упражнений
необходимо повторять 2-3 раза в день,
в некоторых случаях — 4-6 раз.
Продолжительность каждого
Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.
Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.
Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.
Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.
Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.
На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.
В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений.
Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами.
Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надо при-
учать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.
Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.
КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Выполняется с использованием традиционных приемоь детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность выполнения каждого приема —0,5-2 минуты.
В первые месяцы жизни кожа у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с щадящих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).
Родителям следует научиться различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж должен проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.
Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни
I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2—3 недель
|
Рисунок 312. |
Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.
Дыхательные упражнения
1. И. п. — ребенок на руках
матери, лицом к ней. Выполнить
ритмичные надавливания на
2. И. п. — ребенок лежит
на спине. Следует совершать
ритмичные надавливания на
Рефлекторные упражнения
|
Рисунок 313. |
1. Сгибание стопы. Указательным
и средним пальцами одной руки
нужно захватить ступню
2. Разгибание стопы. Штриховым
движением большого пальца
3. Выкладывание на живот.
Дыхательное упражнение
|
Рисунок 314. |
И. п. — ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди — выдох.
II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев
Дыхательные упражнения
1. И. п. — ребенок на руках
матери, лицом к ней. Следует
выполнить ритмичные
2. И. п. — ребенок лежит
на спине. Необходимо
Пассивные упражнения
1. И. п. — ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Придерживая ребенка левой рукой, правой нужно захватить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх — вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.
2. И. п. — ребенок лежит
на спине. Нужно вложить
Рефлекторное упражнение
И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки.
Пассивные упражнения
1. И. п. — ребенок лежит
на спине. Следует произвести
поглаживания наружной и
2. И. п. — то же. Нужно произвести
поглаживания тыльной
Рефлекторные упражнения для стоп
1. И. п. — ребенок лежит
на спине. Сгибание стопы.
2. И. п. — то же. Разгибание
стопы. Штриховым движением,
Пассивные упражнения
1. И. п. — Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребенка.
Рефлекторные упражнения
1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).
2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая
ребенка под мышки и слегка
наклоняя его вперед, нужно вызвать
шаговый рефлекс, направляя
3. Выкладывание на живот.
Пассивные упражнения
1. И. п.— ребенок лежит на
животе. Необходимо произвести
Развитие зрительного и слухового сосредоточения
Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу яркую звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен поворачивать голову за игрушкой.
Пассивные упражнения
1. И. п. — малыш на спине.
Нужно произвести поглаживание
пальцами по межреберным
2. И. п. — ребенок на руках
у массирующего. Нужно произвести покачивание
в позе “эмбриона”.
Дыхательное упражнение
И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.
III комплекс упражнений для
Каждое упражнение повторить 3-4 раза.
Пассивные упражнения
1. И. п. — ребенок лежит на спине.
Следует вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.
Дыхательное упражнение
И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.
Рефлекторное упражнение
1. Хватательный рефлекс. И. п.
— ребенок лежит на спине.
Большими пальцами обеих рук
следует легко надавить на
ладони ребенка (происходит
2. Для стоп. И. п. — то же.
Указательным и средним
3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.
4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует направлять движения ребенка к себе или от себя.
Пассивные упражнения
1. Массаж стоп. И. п. — ребенок
лежит на спине. Произвести
поглаживания тыльной
2. Массаж живота. И. п. — ребенок
лежит на спине. Следует