Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:13, лекция
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка.
— для растяжения пяточного сухожилия и устранения подошвенного сгибания стопы, малыша следует положить на живот, согнуть его ножку в коленном суставе, одной рукой удерживая голень, ладонью другой мягко надавить на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону. Из и. п. — лежа на спине: одной рукой прижать голень ребенка к поверхности тела, фиксируя ее в области лодыжек, другой захватить стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и осторожно сгибать стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край (эффективно сочетание сгибания стопы с одновременным точечным массажем в ее те перехода тыла стопы в голень).
ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА, ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА
Основной признак врожденного
вывиха бедра (дисплазии тазобедренного
сустава) — это ограничение пассивного
отведения бедер. Наличие заболевания
у ребенка проверяется
1. Пассивное отведение в стороны
тазобедренных суставов. Следует
положить малыша на спину,
2. Оценка симметричности
При возникновении подозрений о
наличии заболевания нужно
Лечение положением. Врач-ортопед накладывает шину, а родители, в свою очередь, должны строго выполнять его рекомендации. Если в применении шин нет необходимости, то следует использовать широкое пеленание, которое выполняется следующим образом: две пеленки нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками.
Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, другой — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично).
Лечебный массаж и гимнастика. При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.
Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.
Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.
Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
Приемы лечебной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 раз.
1. И. п. — лежа на спине.
Следует произвести общий
2. И. п. — лежа на животе.
Нужно произвести выкладывание
ребенка на живот с
Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области. Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-на-ружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец, — “парение”.
3. И. п. — лежа на спине.
Следует произвести массаж
Далее должно следовать вращение бедра
вовнутрь: одной рукой следует
зафиксировать тазобедренный
Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.
ЗАБОЛЕВАНИЯ И
ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
Нарушения функций центральной
нервной системы — самая
3-4 месяца. Полностью раздетого малыша
положить на живот. Здоровый ма
лыш способен в течение нескольких минут
удерживать голову и свободно поворачи
вать ее в стороны. При этом он должен опираться
на предплечья, вынесенные
вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью
стола. Живот и таз плотно
прижаты к столу. Бедра слегка разведены,
голени приподняты. Туловище — пря
мое. Затем нужно выпрямить ноги ребенка
и свести их, после этого проверить,
симметричны ли ягодичные и подколенные
складки. Также в этом возрасте ребе
нок должен свободно поворачивать голову
в обе стороны. Сгибание коленного суста
ва должно происходить легко без отрыва
таза от поверхности стола. Если положе
ние туловища и головы асимметрично, нужно
немедленно обратиться к педиатру
или невропатологу.
6—7 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.
9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и назад, может переносить свой вес с рук на ноги, самостоятельно садиться. Когда он сидит, спина должна быть прямая. Ребенок пытается стоять, держась за опору, и переступать ногами. Нужно следить за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.
Важным этапом в развитии нервной
системы являются первые 2-3 года жизни
ребенка. В это время наиболее
интенсивно формируются двигательные
навыки, основы психической деятельности.
У большинства детей с
Методика проведения массажа и гимнастики
|
Рисунок 307. |
При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.
Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с точечным (стимулирующий метод).
Начинается массаж с выкладывания на живот. Затем должны следовать повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.
Далее — поза “пловца”, рефлекторное ползание, разгибание спины во время “плавания” на животе (рис. 307).
Затем “полет” на животе (рис. 308).
Далее нужно произвести выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).
|
Рисунок 308. |
Потом — поднимание свешенных со
стола ног с применением
Затем должны следовать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).
В заключение комплекса — “возьми игрушку” (см. гл. 4 “Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение “Мостик”).
|
Рисунок 309. |
При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-укрепляющих, дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует применять специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, а также лечение положением.
1. Расслабление сгибателей
|
Рисунок 310. |
2. Укрепляющий массаж
3. Специальные упражнения в
|
Рисунок 311. |
ГЛАВА 6. МАССАЖ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.
Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.
У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.
В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.
На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.
У недоношенных детей, с которыми занимаются
гимнастикой и массажем, в 2-3 раза
реже возникают респираторные
Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка
Методика массажа и гимнастики
для недоношенных детей разработана
с учетом их физиологических особенностей:
несовершенства дыхательной функции,
низких адаптационных возможностей
в меняющихся условиях внешней среды
(несовершенство обменных процессов, терморегуляции),
недоразвитости нервно-мышечного аппарата.
Она включает в себя приемы классического,
точечного массажа и