Современные проблемы реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Существуют много проблем в сфере реализации прав граждан на получение медицинских услуг. В частности, одной из таких проблем является проблема реализации права гражданина на выбор врача.

Файлы: 1 файл

реферат апп.docx

— 260.54 Кб (Скачать файл)

Установление субъективных прав и юридическое оформление определенных интересов представляет собой только необходимое условие их защиты. В  практическом аспекте для приведения механизма защиты в действие в  большом числе случаев требуется, чтобы лицо, чьи права подвергаются угрозе нарушения или собственно нарушаются, было осведомлено, во-первых, о своих субъективных правах и  возможностях их реального осуществления; объеме, содержании, пределах; во-вторых, о возможном нарушении своего права (в т.ч. в чем состоит это нарушение), в-третьих, о законных возможностях противостоять этому нарушению - воспрепятствовать его угрозе, устранить нарушение, восстановить нарушенное право. Тем самым потерпевшее лицо должно хотя бы на поверхностном уровне иметь представление о формах, способах, средствах правовой защиты; в-четвертых, осознавать имеющиеся права и возможность их защиты.

Каждая конкретная ситуация с участием того или иного субъекта сферы образования должна подвергаться оперативно своего рода идентификации, расшифровке на предмет соответствия правовым нормам, т.е. как правомерная  либо неправомерная, влекущая нарушение  определенного субъективного права.

Тем самым для реализации практической защиты весьма необходимым  представляется создание информационного  обеспечения участников области  образования, включающего сведения, знания как о своих правах (законных интересах), так и о формах, способах, в целом возможностях их защиты.

По нашему мнению, недостаточно сформировать теоретико-правовую основу защиты субъективных прав, свобод, законных интересов субъектов сферы образования  и закрепить ее основные положения  в нормативных правовых актах, а  обеспечить возможность практического  осуществления, проведения в действительности правозащитных мер посредством прежде всего информирования, просвещения субъектов сферы образования о своих правах, свободах и средствах и путях их защиты, придания этим знаниям качества осознанности и практического применения.

Само по себе нормативное, имеется в виду прежде всего законодательное, оформление защиты прав субъектов сферы образования не влечет автоматически повышения степени их правовой защищенности и в этом смысле - развития демократических и гражданских основ общества. Дело в том, что, и это следует из проводимых социологических опросов, а также подтверждается личными наблюдениями автора в процессе преподавания, два весьма важных негативных фактора оказывают здесь свое влияние. Это - правовая безграмотность, прежде всего обучающихся и педагогических работников, в вопросах защиты своих прав и законных интересов, связанных с участием в образовательном процессе. Большинство из них имеют весьма слабое представление о действующем законодательстве в области образования, о предоставляемых соответствующими законами правах и свободах и закрепляемых обязанностях обучающихся и педагогов. И если педагогические работники в большей или меньшей степени информированы о своих трудовых правах, регулируемых Трудовым кодексом РФ, то о правах, вытекающих из образовательных или гражданских правоотношений, связанных с образовательными, они весьма мало осведомлены.

Еще хуже обстоит дело с  просвещенностью в области прав и их защиты среди многочисленного  контингента обучающихся, составляющего  ядро сферы образования. По мнению автора, основанному на многолетнем практическом опыте, даже студенты, будущие юристы, имеют весьма далекие от элементарных знания о правовом регулировании  отношений в сфере образования, не говоря уже о том, чтобы применить  действующие нормы для защиты своих прав в процессе получения  образования.

С другой стороны, и образовательные, и учебные программы не предусматривают  даже на первоначальном уровне обучение студентов, в первую очередь по специальности "Юриспруденция", основам образовательного права, включающим в т.ч. рассмотрение прав обучающихся и их защиты. Лишь в отдельных вузах преподается курс по образовательному праву, а студентов не знакомят с основными положениями законов об образовании.

Правовая безграмотность охватывает, к сожалению, и достаточно большую группу руководителей сферы  образования, в которую входят администрации  как школ - завучи, директора, так  и вузов - ректоры, проекторы, деканы, заведующие кафедрами, руководители других подразделений, а также иных образовательных  организаций. Отсутствие юридической службы в общеобразовательных учреждениях, недостаточная компетентность в образовательном праве юристов вузов (они, как правило, специализируются в вопросах гражданско-правового регулирования имущественных отношений с участием вузов), а также их зависимость от руководства образовательной организации и необходимость юридического оформления решений, в т.ч. и неправомерных, своего начальника (ректора, проректора) - все это негативно сказывается на соблюдении прав и свобод обучающихся, а нередко и педагогов, является основой и для проявления правового нигилизма в сфере образования.

По нашему мнению, многие замечания как вузовских работников, так и представителей общественности о проводимых и намечаемых реформах в сфере образования, в частности о ЕГЭ, обусловлены в немалой степени неполными, весьма поверхностными правовыми познаниями по обсуждаемой тематике. Одновременно допускаемые в образовательных организациях нарушения прав, законных интересов обучающихся, педагогических работников являются следствием их слабой правовой активности, незнания соответствующих юридических норм и, как результат, правового нигилизма, неверия в возможности бороться за свои права и отстаивать их. В этом аспекте и студенческие - внутривузовские и межвузовские - объединения, ассоциации, профсоюзы занимают пассивную позицию, ограничиваясь защитой лишь т.н. хозяйственных прав - права на стипендию, на проживание в общежитии.

Названные проблемы имеют  своим основанием слабую правовую регламентированность образовательных прав, отношений, вызванных организацией и проведением образовательного процесса. В частности, как действующее законодательство об образовании, так и предложенный к принятию законопроект об образовании не содержат норм о защите прав субъектов сферы образования, тем самым выводя вопрос о формах, способах, средствах, в целом о механизме защиты за пределы специального нормативного правового акта и затрудняя таким образом практическое осуществление правозащитных мероприятий, а вследствие этого и реализацию самих прав в сфере образования.

Еще одним обстоятельством, затрудняющим развитие начал академических  свобод в образовании, является неразвитость социальных, в т.ч. правовых, институтов защиты прав субъектов сферы образования. Данное замечание следует отнести, возможно, и ко всей системе защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России. Так, большинство исследователей в числе правовых правозащитных институтов называют суд, прокуратуру, адвокатуру, Институт уполномоченного по правам человека, комиссии по правам человека, иные общественные институты, в частности, профсоюзы, правозащитные группы, другие неправительственные организации, профессиональные ассоциации, национально-культурные и иные общинные объединения, религиозные организации, средства массовой информации*(3). Сюда же следует отнести и самозащиту прав. Однако, как справедливо отмечается во многих источниках, хотя государственная защита прав человека от неправомерных актов и действий органов публичной власти и их должностных лиц должна быть системной и самодостаточной, практика свидетельствует, что внутригосударственный механизм защиты прав человека весьма далек от совершенства, и потерпевшему приходится самостоятельно обращаться в различные контролирующие органы власти, чтобы защитить свои права*(4).

Следует отметить, что названные  органы и организации далеко не всегда эффективно выполняют функцию защиты не только во взаимоотношениях "человек - государство", но и в случаях  нарушения прав другими людьми, юридическими лицами, иными элементами общества.

Проведенное в рамках названного в начале статьи проекта исследование теоретической основы защиты прав субъектов сферы образования позволяет сформулировать ряд рекомендаций по практическому обеспечению защиты. Настоящие рекомендации охватывают две группы практических мероприятий: в первую входит создание т.н. информационно-правового обеспечения защиты, во вторую - реализация конкретных действий, направленных на защиту прав и законных интересов субъектов сферы образования в случае их нарушения, оспаривания или возникновения угрозы нарушения.

К первой группе следует  отнести следующие меры.

Во-первых, необходимо на уровне самой образовательной организации, прежде всего вуза, регламентировать локальными актами неурегулированные  нормативными правовыми актами в  сфере образования, в частности  законами об образовании, отношения  между субъектами образовательной  деятельности, образовательного процесса в соответствии с этими актами. Тем самым хотя бы отчасти снимается  неопределенность в наделении и  осуществлении прав обучающимися и  педагогическими работниками. К  таким локальным актам может  относиться порядок проведения промежуточной  аттестации студентов конкретного  вуза, порядок подготовки выпускных  квалификационных работ и проведения итоговой аттестации и т.п. Другими  словами, должна быть сформирована актуальная, непротиворечивая, устойчивая нормативно-правовая основа образовательных правоотношений, необходимым условием функционирования которой является обязательное публичное  ознакомление с ней всех заинтересованных лиц - обучающихся, их родителей, педагогических работников.

Во-вторых, следует разработать  методические рекомендации по применению форм, средств, способов защиты прав и  законных интересов субъектов сферы  образования с учетом оценки возможных  угроз и рисков их нарушений со стороны иных участников сферы образования, в т.ч. государства, а также особенностей возникающих правоотношений - образовательные, трудовые, гражданско-правовые и др. При этом необходимо провести достаточно глубокую и разностороннюю характеристику существующих форм, способов, средств защиты. Так, например, несмотря на универсальный в целом характер судебной защиты прав далеко не во всех случаях оправдано и эффективно применение такой формы, особенно если речь идет о малозначащих нарушениях и тех, которые могут быть устранены посредством соответствующих действий иных органов и должностных лиц.

В-третьих, предстоит разработать  и практически осуществить комплекс мероприятий по просвещению обучающихся, педагогических работников, руководителей  всех уровней и звеньев системы  образования в вопросах правовой защиты. Подобное просвещение может выражаться в различных формах, начиная с проведения повышения квалификации и включения в учебные планы соответствующих отдельных учебных курсов (например, для будущих юристов) и разделов и заканчивая изданием информационных стендов, а также сайтов в локальных вузовских сетях с необходимыми сведениями о правах обучающихся, педагогических работников и их юридической защите.

Требуется особый подход к  содержанию такого информационно-правового  материала. В информации и обучении следует обратить внимание на необходимость, оправданность осуществления защитных действий на законной основе, на их возможные  правовые последствия, а также на практическое применение существующих форм, средств, способов юридической  защиты. В вопросах защиты прав главным  представляется не только информирование, в частности обучение, о правах субъектов сферы образования, но и научение защищать их в практической образовательной деятельности. Желательно, чтобы учебные программы разных уровней, посвященные в т.ч. вопросам защиты прав субъектов сферы образования, включали практические примеры юридически обоснованных правозащитных действий.

Во вторую группу можно  включить следующие действия.

Во-первых, следует придать  значительно большее значение, в  т.ч. закрепленное законодательно, и общественным, неправительственным организациям в сфере образования, одной из целей которых будет являться защита прав - обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогических работников. К таким организациям следует отнести различного рода ассоциации и союзы студентов, школьников, родителей (наподобие Союза солдатских матерей), Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (на сегодняшний день, насколько известно автору, функционирует лишь одно такое общество).

Во-вторых, необходимо принципиально  расширить масштабы и формы юридической  помощи субъектам сферы образования, прежде всего обучающимся, их родителям (иным законным представителям), педагогическим работникам, при осуществлении ими  защиты своих прав. В частности, к  таким формам могут быть отнесены создаваемые в образовательных  организациях (или на основах кооперации) общественные юридические консультации (прежде всего там, где ведется  подготовка юристов), юридические "клиники" и т.п. Одним из условий здесь  должно быть безвозмездность оказания такой помощи, во всяком случае - обучающимся.

В-третьих, с учетом развития законодательства об образовании следует  ввести и распространить такую форму  защиты прав обучающихся и педагогических работников, как самозащита. Право  на самозащиту закреплено в ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, а, по мнению авторитетных специалистов, ее концепция довольно хорошо разработана в отечественной юридической литературе, сама же форма самозащиты получила развитие и конкретизацию в отраслевом законодательстве*(5).

Однако сфера образования  оказалась, к сожалению, за границами  и концепции, и практического  законодательства об образовании и  правоприменении.

Названные предложения составляют лишь часть целостной системы  мероприятий, направленных на обеспечение  и осуществление защиты прав - законных интересов субъектов сферы образования  и, в конечном счете, на формирование и развитие свободной демократической, гуманистической, общественной сферы  образования.

 

С.В. Куров,

доцент кафедры гражданского права

и процесса Российской академии

народного хозяйства

и госслужбы при Президенте РФ,

почетный работник высшего

образования Российской Федерации

 

"Юрист ВУЗа", N 10, октябрь 2012 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Статья подготовлена  в рамках проекта "Теоретико-правовая  основа защиты прав интересов субъектов сферы образования" Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг.

*(2) См.: Автономов А.С. Права человека. Правозащитная и правоохранительная деятельность: науч. изд. М., 2009. С. 66.

*(3) См., в частности: Международная  и внутригосударственная защита  прав человека: Учебник / под ред.  Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011; Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. С. 175-311.

*(4) См.: Международная и  внутригосударственная защита прав  человека. С. 238.

*(5) См.: Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. С. 310-311.

Информация о работе Современные проблемы реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь